220 лет назад было учреждено Оренбургское магометанское духовное
собрание. Правопреемником этого одного из старейших институтов
гражданского общества в России является действующее до сих пор
Центральное духовное управление мусульман России.
Некоторые исследователи склонны оценивать появление Магометанского
собрания как переломный этап в изменении политики России в отношении с
инородцами вообще и мусульманами в частности. Между тем,
поликонфессиональность России едва ли не впервые была юридически
завреплена в момент добровольного вхождения Башкирии в состав России.
Как известно, одним из условий вхождения башкир в состав России
было сохранение за ними права исповедовать "магометанскую веру".
Но если в XVI веке эта норма регулировала отношения только с одним
из народов Российского государства, то во второй половине XVIII века
она была распространена на все мусульманские народы России.
В 1773 году по велению императрицы Екатерины II был принят
Синодальный указ о терпимости вероисповеданий, гласивший: "... как
Всевышний на земле терпит все веры, языки и вероисповедания, так и ее
Величество... поступать изволит, желая только, чтоб между подданными ея
Величества всегда любовь и согласие царствовало". А в 1788 году последовал
именной указ об учреждении в Уфе Оренбургского магометанского
собрания во главе с муфтием. Первым муфтием был назначен Мухамеджан
Гусейнов.
Тем не менее нужно говорить о кардинальном изменении
конфессиональной политики Российской империи. На протяжении XVI-XVIII
веков царское правительство неоднократно нарушало условия договора с
башкирами в части, касавшейся их вотчинных прав на землю и прав на
исповедание ислама. Участие башкир, а также других мусульманских народов
России в Пугачевском восстании потребовало от государства более гибкого
подхода в отношении к исламу.
Учреждение магометанского собрания имело и важное внешнеполитическое
значение. Расширение границ империи и включение в ее состав
мусульманских народов Средней Азии и Кавказа, войны с Турцией и
Ираном настоятельно требовали пересмотра отношений с исламским
населением. Единственным правильным решением в таких обстоятельствах
было создание собственного мусульманского духовного центра, который имел
бы высокий статус в глазах мусульман страны и государственной власти.
Среди причин учреждения магометанского собрания могли быть и
причины субъективного порядка. Супруг Екатерины II император Петр
III (внук Петра Великого) являлся потомком по прямой линии кади
Севильи Исмаила ибн Курайша, ведущего свое происхождение от Пророка
Мухаммеда. За свергнутого в результате дворцового переворота
Петра III выдавал себя и Емельян Пугачев. Какую роль играл
в Пугачевском восстании конфессиональный фактор, предстоит еще
выяснить, тем не менее можно констатировать, что такие обстоятельства
вполне могли иметь место.
Созданное по Указу 1788 года Оренбургское магометанское духовное
собрание в Уфе стало, с одной стороны, институтом самоорганизации
мусульманского социума страны, а с другой важным инструментом в
регулировании государственно-исламских отношений.
Духовное управление мусульман сохранило высокий статус
и авторитет на протяжении всей своей истории. В настоящее время
Центральное духовное управления мусульман России, несмотря на утрату
монопольного права представлять интересы мусульманского сообщества
России перед государством, а также в перед всем исламским миром,
по прежнему остается главным институтом самоорганизации
мусульманского сообщества. Правопреемнику Оренбургского магометанского
духовного собрания удалось сохранить духовное наследие ислама в годы
воинствующего атеизма. Сейчас Центральному духовному управлению
мусульман удается успешно противостоять распространению экстремистских
идеологий, пытающихся проникнуть в страну под видом ислама.
Важно отметить, что традиции веротерпимости, заложенные положениями
Указа императрицы Екатерины II, имеют свое продолжение и по сей день. Это
выражается как в позиции руководства Российской Федерации по отношению к
мусульманам страны, так и во взглядах потомков императорского дома, которые
подчеркивают неразрывность исторических связей императорского дома с
народами, исповедующими ислам.
Автор: Булат Юлбарисов