В кинотеатре "Родина" состоялся премьерный показ
специальной программы "Антология Манхэттенского фестиваля
короткометражного кино 1999-2007". Таким образом, в Уфе и
в других городах России был дан старт международному фестивалю
короткометражных фильмов, который проходит каждый год
в сентябре во всем мире с 1997 года.
Уникальность кинофестиваля заключается в том, что для
конкурсной программы традиционно отбираются фильмы не
видных деятелей киноискусства с мировым именем, а
малоизвестных, начинающих режиссеров. Организаторы фестиваля
дают им возможность раскрыться, "прозвучать" на весь мир и
получить главный приз - возможность снять свой полнометражный
фильм в Голливуде. Но такой приз они могут получить только в
том случае, если их выберут сами зрители. Каждый год
манхэттенский конкурс короткометражек объединяет киноманов со
всего мира для выбора лучшего фильма и является самым крупным
зрительским фестивалем.
В этом году 12 российских городов в числе 115 городов по всему
миру были включены в список участников в третий раз. Уфимские
ценители некоммерческих фильмов благодаря киноклубу
"CINEMATECA" увидят конкурсные короткометражки и смогут
проголосовать за понравившийся фильм - во второй раз.
- В этот раз Манхэттенский фестиваль действительно близок к
уфимскому зрителю. И Уфа не случайно попала в список городов-участников
этого международного проекта, - говорит руководитель
киноклуба "CINEMATECA", киновед Владимир Жерехов. - У нас
есть продвинутые зрители - ценители истинного киноискусства.
Почему, скажем, в список не вошли 50 или даже 100 российских
городов, а только 12? Потому что только в этих городах успешно
работают киноклубы, подобные нашему, которые и формируют
определенный круг зрителей. Художественный уровень фестиваля
очень высок. Зрители должны иметь определенную подготовку, так
как все-таки программа фестиваля рассчитана не на массового
зрителя.
В подборку включены 12 самых запоминающихся фильмов за
всю историю фестиваля из Ирландии, США, Швейцарии,
Великобритании, Канады, Франции и Австралии. В этих фильмах
отражена эволюция как самого фестиваля, так и игрового кино в
целом.
- Первая часть программы - антология - интересна тем, что
охватывает довольно большой период. В подборке можно
встретить короткометражки тех режиссеров, которые сегодня
успешно работают в большом кино, - добавляет Владимир
Геннадьевич.
Также "Антология" сохранила два главных тематических полюса
манхэттенских короткометражек - отчасти абсурдная и даже
"черная" комедия положений соседствует с трагедией
человеческого существования.
Фильм "Рождение катастрофы" Джонатана Либесмана с самого
начала оглушает криком. У молодой женщины трудные роды.
Первые два ее ребенка умерли при рождении, а третий - в
младенчестве. В трагическом исходе своих четвертых родов она
даже не сомневается. Своему врачу она рассказывает, что муж ее
все время спрашивает: "Почему все мои дети слабые?" И не
верит доктору, когда тот говорит, что с ее ребенком все в порядке,
он здоров. В момент, когда ребенка, наконец, ей приносят, в палату
врывается муж. Увидев новорожденного, он сокрушается, что этот
ребенок еще меньше и слабее предыдущего. Философский смысл
названия фильма доходит до сознания зрителя благодаря
неожиданной развязке. У недовольного мужа фамилия - Гитлер, а
молодая мама собирается назвать своего сына Адольфом...
Комедия "Робкий" французского режиссера Фабьена Мишеля от
лица случайного свидетеля ограбления банка рассказывает о
робости человека, доведенной до абсурда. Чтобы избежать
внимания полиции и средств массовой информации, он симулирует
бессознательное состояние, которое врачи затем признают
интересным случаем комы без симптомов. Тем самым он
привлекает к себе еще большее внимание, а удобный случай
"проснуться" и признаться, что он солгал, все не представляется.
Его жена заводит отношения с его другом прямо в палате
симулянта. Врач, спустя 13 месяцев, предлагает жене прекратить
мучения мужа с помощью эвтаназии. Симулянта хоронят вместе с
его собачкой, а он все еще боится. Теперь уже признаться, что жив.
Короткометражка под названием "Редактирование - это все"
Майка Самонека стилизована под старые черно-белые
американские комедии. Однако фразы героев фильма пестрят
современными терминами "маркетинг" и "реклама", идеи развития
сюжета книги они преподносят как "экшн" и "фэнтези" в духе
современного американского литературного мусора. К середине
действия фильма до зрителя доходит, что пишут-то они не что
иное, как Библию, а в уголке небольшой комнаты на вешалке
висят... нет, не плащи и пальто, а нимбы.
"Прыжок" Саймона Феллоуса врезается в память фразой "В
книге написано: одна душа на одно здание". А драма "Вспять"
ирландского режиссера Вико Ники рассказывает историю об
ошибке главного героя, изменившей всю его жизнь. Но сюжет
начинается с конца - зритель видит фильм как бы в обратном
направлении, как при перемотке назад.
- Восприятие короткометражного кино не такое уж простое, как
кажется на первый взгляд. Все мы привыкли к несколько другой
структуре: когда одна фабула объединяет целый фильм. Здесь же
происходит постоянная смена ракурсов, разные темы, разные
стили. Нужно все время перестраиваться. Недавно мы проводили
фестиваль "У каждого свое кино", и после показа не все зрители
вышли из кинозала в бурном восторге. За три минуты, а ровно
столько было выделено каждому из 33 режиссеров, участвовавших
в проекте, не каждый успевает настроиться на полновесное
восприятие художественного образа. В этом плане Манхэттенский
фестиваль просто незаменим. Он продвигает и постепенно учит
такому восприятию, чтобы быстро схватывать идею фильма,
прочитывать сюжет.
Главная особенность короткометражных фильмов - это емкость
образа и неожиданная развязка. В небольшой фабульный сюжет
нужно уместить больше содержательности, а тему выбрать такую,
которая будет близкой зрителю и быстро найдет отклик в душе.
Если тема будет далека, то она просто не успеет за короткое время
"дойти" до зрителя. По мнению Владимира Жерехова, этот
фестиваль привлекает еще и тем, что многие из представляемых
фильмов основаны на реальных фактах, и одновременно есть
фильмы с частично или полностью вымышленным сюжетом. Все
они абсолютно разные по стилям. В конкурсной программе этого
года есть даже мультипликация. Поэтому каждый зритель найдет в
этих короткометражках отражение своих мыслей и переживаний,
почерпнет то, что будет иметь особый смысл именно для него.
Автор: Лия Нагимова