Старший научный сотрудник Института философии РАН, доктор
философских наук Ильшат Насыров свое выступление на пленарном
заседании конференции "Зайнулла Расулев - выдающийся башкирский
мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского
мира" посвятил реформаторской деятельности Зайнуллы Расулева.
- Зайн Аллах Расулев оказался едва ли не ключевой фигурой
широкого движения за обновление различных сторон жизни
(образование, политика и экономика) мусульман дореволюционной
России, особенно мусульман Поволжья и Урала, - заявил Ильшат
Насыров.
Огромный авторитет Зайнуллы Расулева, по мнению
исследователя, позволил "джадидистам", сторонникам модернизации
и реформирования жизни мусульманской общины, успешно бороться
против "кадимистов", мусульманских традиционалистов, стремившихся
к сохранению в незыблемом состоянии религиозных и нравственных
ценностей, общественного состояния и социальных институтов
российского мусульманского общества дореволюционной России.
Зайнулла Расулев был последним "Великим шейхом"
суфийского братства Накшбандийа-Халидийа. Но данное обстоятельство,
по мнению Ильшата Насырова, вовсе не означает, что он был
"маргиналом" или чуждым человеком для сообщества передовых
представителей мусульманского общества России конца XIX-начала
XX веков.
- Напротив, он был одним из ведущих мусульманских религиозных
ученых своего времени и, благодаря этому мог осуществлять свою
масштабную религиозно-духовную и культурно-просветительскую
деятельность в Волго-Уральском регионе вплоть до падения царского
режима в России в 1917 году, - сказал докладчик.
Он отметил, что до сих пор не изжиты представления о шейхе,
как о старце-чудотворце или мистике, отстраненном от жизни,
и это мешает адекватной оценке его деятельности. Многие инновации
в культурной и общественной жизни мусульман Урала и Поволжья
того периода стали возможными благодаря влиянию шейха Зейнуллы
Расулева или даже его прямому вмешательству, сказал Ильшат Насыров.
Докладчик отметил, что после жестокого подавления восстаний
в конце XVIII-начале XIX веков башкиры оказались почти на грани
полного физического истребления, и в этих обстоятельствах суфизм
в лице шейха Зайнуллы Расулева и его сподвижников оказался одним
из главных институтов в духовной жизни башкир, помогавшим им
противостоять ассимиляторской и колонизаторской
политике царского правительства, был мощным фактором
роста национального самосознания и башкирского национально-
освободительного движения начала XX века. Это позволило башкирскому
народу в годы революции и гражданской войны в России выдвинуть
целую плеяду национально мыслящих людей, которые смогли
в короткий срок заложить основы государственности у башкир
путем создания Башкирской республики (Республики Башкортостан),
сказал Ильшат Насыров.
- Не следует забывать о таком важнейшем аспекте деятельности
башкирских суфийских шейхов Зайн Аллаха Расулева, Гатауллы-ишана и
других, как обеспечение ими преемственности в борьбе за национальные
интересы башкирского народа. Они были промежуточным связующим
звеном между лидерами башкирских восстаний XVII-XVIII веков и новой
национальной элитой башкир начала XX века в лице Заки Валиди Тогана и
его сторонников, - отметил докладчик.
Фото автора.
Автор: Булат Юлбарисов