Вопросам национального образования в Башкортостане в конце
XIX - начале XX веков и роли Зайнуллы Расулева в его развитии был
посвящен доклад доктора филологических наук, профессора
Башкирского государственного университета Гинията Кунафина на
международной конференции "Зайнулла Расулев - выдающийся
башкирский мыслитель-философ, теолог и педагог-просветитель
мусульманского мира".
По словам Гинията Кунафина, в начале ХХ века большой
известностью пользовалось медресе "Расулия", основанное
в 1896 году в Троицке шейхом Зайнуллой Расулевым. К открытию
этого учебного заведения Зайнулла Расулев пришел с
большим жизненным и педагогическим опытом.
- Для Зайнуллы Расулева высшая ценность - это знание, гармонично
сочетающееся с чистотой души, помыслов человека. Стоящий на
такой позиции педагог-воспитатель неустанно боролся за то, чтобы
его медресе полностью отвечало требованиям современности, - сказал
Гиният Кунафин.
Докладчик отметил, что Зайнулла Расулев искренне верил в силу
разума, гуманизма и морали и со всей душой боролся за чистоту
человеческих душ, за высокую нравственность и справедливость. Он
никак не мог мириться с распространением в родном крае таких
уродливых, бесчеловечных явлений, как деспотизм, алчность,
воровство, убийство, пьянство, выступал против проводимой
царизмом национально-колониальной политики. Он призывал свой
народ, своих единоверцев к просвещению, воспитанию в себе чистых,
бескорыстных моральных качеств, сказал Гиният Кунафин.
Исследователь отметил, что Зайнулле Расулеву в своих проповедях
удавалось "мастерски тонко" связывать суры и аяты Корана, хадисы
пророка, высказывания видных представителей исламской философии
и проблемы современной жизни общества и человека.
По словам докладчика, в медресе "Расулия" была создана большая
библиотека. Шакирды наряду с канонами ислама изучали математику,
историю, географию, природоведение, арабский и родной языки,
литературу. Велись занятия по музыке и рисованию. Это учебное
заведение, как и медресе "Галия", отличалось не только хорошей
постановкой учебного процесса, но и демократичностью. Здесь часто
проводились литературно-музыкальные вечера, ставились пьесы.
"Расулия" было интернациональным учебным заведением. В нем получали
образование видные башкирские поэты-просветители Мифтахетдин
Акмулла, Шафик Аминев-Тамьяни, классик башкирской литературы
Мажит Гафури, известный общественный деятель и первый муфтий
Башкортостана Мансур Халиков, один из основателей казахской
советской литературы Султанмахмуд Турайгиров, каракалпакский
поэт Ажинияз Кусебай, татарский и казахский поэт, писатель-
публицист, заместитель редактора журнала "Айкап" Акрам Галимов и
другие.
Докладчик подробно рассказал о национальном образовании в
Башкирии, о деятельностии Зайнуллы Расулева по реформированию
системы образования. Он отметил, что тяга народных масс к
образованию была настолько сильна, что в башкирских и татарских
деревнях появилась довольно широкая сеть вольных мектебов и
медресе, которые были созданы и содержались на средства самого
населения. К концу века, как отмечали этнографы и краеведы С.Г.
Рыбаков и М.В.Лоссиевский, не было уже ни одной башкирской и
татарской деревни, где бы не имелись мектебы и медресе. К концу
XIX века 79 процентов башкирских и татарских детей мужского пола,
51 процент - женского пола были охвачены обучением.
Фото автора.
Автор: Булат Юлбарисов