Новости Башкортостана и Уфы
90.65
-0.33
98.58
-0.19
83.6
-0.11
21+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
24 Апреля 2008, 10:14

В белорецком селе Тирлянский ждут делегацию из Швеции

В 1870-х годах приобретенные акционерным обществом "Вогау и Компани" у бывших дворян Пашковых два из многочисленных действовавших тогда южноуральских металлургических заводов - Белорецкий и Тирлянский - оказались в запущенном состоянии. Общество командировало из Тирляна в Швецию инженера Гассельблата за чертежами новых горнов...

В 1870-х годах приобретенные акционерным обществом "Вогау и Компани" у бывших дворян Пашковых два из многочисленных действовавших тогда южноуральских металлургических заводов - Белорецкий и Тирлянский - оказались в запущенном состоянии. Общество командировало из Тирляна в Швецию инженера Гассельблата за чертежами новых горнов доменных печей. При этом предполагалось перевести местные агрегаты по производству чугуна на двойной под, одновременно переоборудовать устаревшие поковочные мастерские. Господин Гассельблат, приехав в Швецию и получив необходимые документы, уговорил выехать на Тирлянский завод группу местных кузнецов. В ее составе оказался и пастор В.Сарве. Он-то и стал своеобразным летописцем пребывания скандинавских колонистов на Южном Урале. Свои впечатления он тщательно записывал, а затем и издал книгой "Шведы на Урале", которая вышла в городе Дагерфорс Королевства Швеция в 1924 году.
Вот что, в частности, он отметил (перевод со шведского): "Желающих ехать в Россию было много. Шведы знали, что там можно хорошо заработать, и пятнадцать кузнецов заключили трехлетний контракт, по которому, кроме заработка и особых приплат, им предоставлялись бесплатная квартира, дрова и фураж для коровы". Шведы прибыли в Петербург 2 мая 1878 года. Там их встретил представитель акционерного общества "Вогау и Компани". Из столицы Российской империи они отправились в Рыбинск, откуда по Волге через Нижний Новгород и Казань доплыли до Самары. Затем по железной дороге выехали в Оренбург. "От Оренбурга, - пишет В.Сарве, - лежал еще 450-верстный путь на лошадях до Тирлянского завода - места назначения.
В ожидании лошадей кузнецы поселились в гостинице. Русские везде принимали их искренне, хлопотливо устраивали их благополучие. Гости много спали, много кушали и немало пили", - утверждает пастор В.Сарве.
Он признает, что "гостеприимство русских справедливо ценится и пользуется широкой известностью. Шведский народ, пожалуй, является единственным, который может соперничать с русским в этом отношении. Но последние все же превосходят, нас, шведов, в умении проявить гостеприимство даже к незнакомцам, к нуждающимся прохожим, не раздумывая долго над обстоятельствами, вызвавшими обращение к ним". На Тирлянский завод шведы прибыли 2 июня 1878 года, где их, по русскому обычаю, "ждала горячая баня". Они быстро освоились с местными условиями. Условия контракта, по которому кроме заработка шведам предоставлялись бесплатные квартиры, дрова и фураж для коров, выполнялись хозяевами безукоризненно. Вскоре между местными жителями и шведскими специалистами возникла горячая дружба. В.Сарве восхищенно сообщает, что "они дружили у печей, на улице, дома. Вскоре смены, образованные из шведов и русских, дали блестящие результаты".
Однако, как пишет автор, в последующем шведский способ ковки железа на Тирлянском заводе не привел к желаемым результатам. Нужная владельцам производительность не устроила их. Тем более, что в тот период на Урале столкнулись экономические и финансовые интересы немцев, французов и шведов. Представители всех этих стран хотели оказывать как можно большее влияние на владельцев местных металлургических заводов. И потому порой вели, скажем так, нечестную игру. Возникшие в результате между ними трения привели к систематическим спорам, вследствие чего, как утверждает В.Сарве, "наступило расстройство производства". Гассельблат вынужден был из-за этого принять руководство другой группой заводов. Вслед за ним покинуло Тирлян и большинство шведов.
Однако часть из них осталась в поселке. Причина тому - некоторые из иностранных спецов в Тирляне женились на местных девушках и образовали интернациональные семьи. Сам пастор В.Сарве также оставался на Урале до начала двадцатых годов прошлого столетия. Он занимался миссионерской деятельностью. В частности, по его инициативе был построен христианский храм в деревне Ташбулатово ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан. Впоследствии пастор возвратился на родину.
У шведов, создавших семьи в Тирляне с местными жительницами, родилось по нескольку детей. В частности, Карл Карлович Ларсон имел четверых. Были также дети в семьях Адамсонов, Швайгерт и ряде других. Сами шведские переселенцы и их дети приняли российское, а затем и советское подданство. Они овладели новыми для себя специальностями: стали прокатчиками стального листа, железнодорожниками, плотниками. В Тирляне обзавелись собственными домами, хозяйством, занимались садоводством.
К сожалению, семьи здешних шведов не избежали и политических потрясений. В частности, в списках репрессированных в тридцатые годы прошлого века в Тирляне значатся семь человек с фамилией "Ларсон". Есть таковые и среди других представителей шведской колонии. Сегодня в Тирляне живут внуки и правнуки переселенцев из Скандинавии. Это семьи Ларсон, Адамсон, Швайгерт, Калиниченко, Лехмус и другие. Часть потомков первых шведских колонистов из Тирляна нынче обустроилась и в других местах бывшего Советского Союза, владеют многими профессиями. Но, увы, никто из них не знает шведского языка и никогда не был в стране своих предков.
Осенью 2000 года в Тирляне побывали журналисты московского представительства одной из шведских телекомпаний. Руководитель филиала Пэр Энеруд, случайно познакомившийся с книгой В.Сарве, решил проследить дальнейшую судьбу первых колонистов из Швеции на Южном Урале. Вместе с оператором Василием Жданенко они посетили Белорецк и Тирлян. По итогам поездки сняли документальный фильм, который с большим успехом прошел на телеэкранах Швеции. Он вызвал (по словам Пэра Энеруда) большой интерес у жителей этой страны, особенно тех мест, откуда уехали в 1878 году колонисты. Так, когда несколько лет назад бывший тогда Премьер-министром Правительства Башкортостана Рафаэль Ибрагимович Байдавлетов находился с официальным визитом в Швеции, ему довелось встретиться с бургомистром одной из областей этой страны. И когда последний узнал, из каких мест его гости, то неожиданно расплакался. Оказывается, в числе "тирлянских" шведов, приехавших на Урал в качестве мастеровых в конце девятнадцатого века, были и его предки. И он заверил, что обязательно попытается побывать в наших краях. И, как оказалось, это заверение было не напрасным. Недавно в квартире учителя тирлянской школы Бориса Анатольевича Оглоблина, который уже много лет занимается историей родного села, в том числе и пребыванием в нем шведских специалистов, раздался телефонный звонок. Незнакомый человек, говоривший по-русски с заметным акцентом, представился как заместитель бургомистра по культуре той самой области, где побывал и Рафаэль Байдавлетов. Звонивший сообщил, что в первой декаде мая в Тирлян намерена приехать делегация, чтобы встретиться с потомками скандинавских мастеровых. Цель визита - налаживание дальнейших связей между представителями Башкортостана и Королевства Швеция. Пока неизвестно, какой характер будет носить этот визит - официальный или частный. Но уже сам факт возможного приезда шведов говорит о том, что представители этой страны весьма трепетно относятся к исторической памяти о своих предках, занесенных судьбой за тысячи километров от родных мест.
Кстати говоря, это будет уже не первая делегация - после приезда тележурналиста Пэра Энеруда в Тирляне побывали представители шведской благотворительной организации "АВС" и одной из тамошних пасторских общин. Теперь же будем ждать визита более высоких зарубежных гостей.
Летом прошлого года автору этих строк довелось побывать на одном из кладбищ Тирляна. Среди многочисленных деревянных крестов и пирамидок со звездочками взгляд сразу выхватил необычные могильные ограды с нетрадиционными для этих мест остроконечными ромбовидными пиками и затейлевой металлической вязью решеток. Подойдя ближе, обнаружил, что последние были выкованы вручную. А на месте уже порядком заросших могил были чугунные плиты с иностранными именами и фамилиями. С трудом удалось разглядеть полустертые строки с готическим шрифтом, из которых можно было только понять, что здесь покоятся шведы.
Вот так причудливо, через столетие, соединились судьбы представителей двух разных народов. Автор: Александр Урцев
Читайте нас: