Новости Башкортостана и Уфы
90.99
+0.06
98.78
-0.12
83.96
+0.69
11+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
22 Марта 2008, 17:35

От 18 до 42 процентов россиян относят себя к среднему классу

В апреле в Уфе пройдет III Открытый форум предпринимателей республики на тему "Предпринимательство как основа формирования среднего класса России". В этой связи важно осознавать, кого же из россиян относить к среднему классу. Обратимся к данным, представленным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Итак, к среднему...

В апреле в Уфе пройдет III Открытый форум предпринимателей республики на тему "Предпринимательство как основа формирования среднего класса России". В этой связи важно осознавать, кого же из россиян относить к среднему классу. Обратимся к данным, представленным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Итак, к среднему классу россияне относят прежде всего тех, у кого имеется стабильный доход и достойная зарплата (так считают 22 процента опрошенных); бизнесменов, предпринимателей (19), госслужащих (13); тех, у кого есть квартира, машина, дача, возможность съездить отдохнуть (11 процентов). Реже в качестве представителей среднего класса называют врачей (5 процентов), учителей (4), политиков, депутатов, чиновников (4); банкиров, ученых, инженеров (по 2 процента) и др. Более трети респондентов затрудняются назвать категории граждан, которых можно было бы отнести к среднему классу.
Среди признаков, типичных для представителей среднего класса, большинство опрошенных (75-77 процентов) отмечают наличие достойного дохода - не низкого, но и не слишком высокого, а также достойного жилья.
Часть респондентов акцентирует внимание на условиях, позволяющих чувствовать уверенность в будущем: наличие сбережений (41 процент), уверенность в завтрашнем дне, в обеспеченной старости (37 процентов).
Следующая по значимости группа критериев касается возможностей потреблять услуги и товары - получить платное образование и дать его своим детям (29 процентов); вообще иметь хорошее образование; пользоваться платными медицинскими услугами, иметь хотя бы один автомобиль на семью (по 22-24 процента). Собственный бизнес в качестве важного признака принадлежности к среднему классу рассматривают 19 процентов опрошенных. Другие признаки отмечают реже.
По разным критериям к среднему классу себя смогли причислить от 18 до 42 процентов респондентов. Если таким критерием считать хорошие жилищные условия, то 42 процента опрошенных могут отнести себя к этому классу; если возможность дать хорошее образование своим детям, то - 39 процентов, удовлетворенность жизненными перспективами - 35, уверенность в обеспеченной старости - 26, отдых за границей - 21, наличие двух и более автомобилей в семье - 18 процентов.
По всем этим критериям респонденты в возрасте до 35 лет относят себя к среднему классу чаще, чем опрошенные 35-59 лет и тем более 60 лет и старше.
Чем выше уровень образования опрошенных, тем более склонны они относить себя к среднему классу, причем прежде всего по таким критериям, как возможность обеспечить детям хорошее образование (31 процент в группе с образованием ниже среднего и 48 процентов в группе с высшим и незаконченным высшим образованием), возможность отдыха за границей (13 и 29 процентов), оценка своих перспектив (28 и 41 процентов). Исключение составляет лишь критерий "хорошие жилищные условия", по которому себя причисляют к среднему классу 44-46 процентов опрошенных во всех образовательных группах, кроме тех, у кого среднее общее образование (34 процента).
Чем выше уровень доходов респондентов, тем чаще они себя относят к среднему классу - по всем предложенным критериям.
Жители Москвы и Санкт-Петербурга чаще респондентов из других городов и сел причисляют себя к среднему классу по критерию "возможность отдыха за границей" (31 процент) и реже других - по степени удовлетворенности жизненными перспективами (29 процентов).
Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться на официальном сайте ВЦИОМ. Автор: Любовь Колоколова
Читайте нас: