Все новости
Политика
27 Октября 2007, 22:28

Известному мотогонщику и организатору Владимиру Чапало - 60!

Сегодня исполнилось 60 лет известному в прошлом башкирскому мотогонщику Владимиру Чапало. Большую часть своей жизни - более 40 лет он посвятил мотоспорту и добился в нем немалых успехов. Вот уже четыре десятилетия это имя не сходит со страниц истории трекового мотоспорта, причем не только российской, но и мировой. И все-таки, наибольший вклад...

Сегодня исполнилось 60 лет известному в прошлом башкирскому мотогонщику Владимиру Чапало. Большую часть своей жизни - более 40 лет он посвятил мотоспорту и добился в нем немалых успехов. Вот уже четыре десятилетия это имя не сходит со страниц истории трекового мотоспорта, причем не только российской, но и мировой. И все-таки, наибольший вклад внес Владимир Петрович в развитие мотоспорта в Башкортостане.
В 1966 году 18-летний уроженец Стерлитамака впервые сел на гаревый мотоцикл, а через год уже был одним из лидеров команды "Стерля", дебютировавшей в классе "Б" командного первенства СССР по спидвею. В том же 67-м Чапало стал финалистом первого чемпионата Союза по спидвею среди юниоров. Параллельно он занимался гонками на льду, где в паре с более старшим гонщиком Петром Хрипуновым быстро вошел в число лучших гонщиков страны.
В 1968 году, выступая вне конкурса на полуфинале чемпионата мира в Стерлитамаке, 20-летний Владимир Чапало занял четвертое место, всего одно очко проиграв третьему призеру - Петеру Либингу из ГДР; на первых двух местах были Владимир Цыбров из Луховиц и уже тогда легендарный уфимец, действующий чемпион мира Борис Самородов. Подобная участь - выступать вне конкурса вместо не прибывших или выбывших из-за травм иностранных участников постигла Чапало дважды: в 1970-м на льду уфимского "Строителя" он снова занял четвертое место в мировом полуфинале.
Как известно, советским гонщикам, чтобы выйти в финал, мало было занять место в первой восьмерке, надо было быть еще и лучшим среди своих. Например, в 1974 году Чапало стал третьим призером мирового полуфинала во французском Гренобле, но в финал не попал, поскольку от СССР из каждого полуфинала выходило только по два спортсмена.
Но этот досадный случай произошел уже после звездного часа, который был у Владимира Чапало в 1973 году. Завоевав серебряную медаль на чемпионате России, он затем выиграл золотую медаль чемпиона СССР, опередив на льду куйбышевского стадиона "Динамо" всех советских чемпионов и призеров России, Союза и мира. От занявших второе и третье места новосибирцев Вячеслава Дубинина и Владимира Пазникова гонщик из Стерлитамака, никогда не значившегося в таблицах призеров всесоюзных соревнований по мотоспорту, оторвался на три очка! Этот результат сделал Чапало главным соперником сильнейших гонщиков планеты и одним из главных претендентов на победу в предстоящем чемпионате мира.
Успешно пройдя уфимский полуфинал (третье место за все теми же Цыбровым и Самородовым), новоиспеченный чемпион самой могучей ледовой державы с победы начал финал на знаменитом катке в Инцелле (ФРГ). Но выступить столь же сильно, как на природном льду, впервые оказавшись на искусственном, да еще на необычной конькобежной дорожке с длинными прямыми и острыми поворотами, дебютанту не удалось. Тем не менее, первый день принес ему 11 очков и шансы на продолжение борьбы за бронзовую медаль. Во второй день он проехал еще сильнее, выиграл два заезда, благодаря чему опередил в итоговой таблице чеха Милана Шпинку, уже выигрывавшему в Инцелле бронзу мира. Но осечка в одном заезде, когда чемпион СССР вслед за Габдрахманом Кадыровым пропустил вперед шведа Ханса Йоханссона и немца Отто Барта, стоила ему минимум четвертого места. В любом случае, дебют оказался удачным: Владимир Чапало занял пятое место и выполнил тогдашний норматив мастера спорта СССР международного класса.
Еще одной кульминационной точкой спортивной биографии Чапало стал чемпионат мира 1975 года - первый чемпионат, проходивший без Кадырова и Самородова. На титул чемпиона реально претендовали трое: новоиспеченный чемпион СССР Сергей Тарабанько из Новосибирска, которого сразу включили в число финалистов, трехкратный вице-чемпион мира Владимир Цыбров и Владимир Чапало. Шансы последних двух были даже выше: они имели психологическое преимущество перед новосибирцем, блестяще выиграв "свои" четвертьфиналы и полуфиналы.
К сожалению, первый же заезд на льду московского стадиона "Динамо" оказался для Чапало роковым: на первом повороте переднее колесо его мотоцикла вдруг провалилось в ямку, оказавшуюся под льдом. Чапало катапультировался, к счастью, отделавшись легкими травмами, но потеря сразу трех очков означала и потерю ставок: руководство сборной Союза на финале сразу переориентировалось на других спортсменов.
Откуда взялась злополучная ямка, случайно ли она замаскировалась под льдом, до сих пор остается загадкой. А один из главных претендентов на победу в чемпионате мира занял только шестое место...
Травмы вкупе с красным дипломом об окончании Лениградского института физкультуры имени П.Лесгафта, а также большая потребность в дипломированном специалисте в стерлитамакском мотоклубе заставили Владимира Чапало в конце 70-х принять решение о переходе на тренерскую работу в родном клубе.
Кто знает, каковы бы были плоды этой работы, окажись он в таком клубе, как нынешняя "Мега-Лада", но стерлитамакский мотоклуб всегда финансировался по остаточному принципу и довольствовался только теми возможностями, которые предоставлял ему обком ДОССААФ. Тем не менее, Чапало вывел "Урал" в высшую лигу, гонщики команды неоднократно выходили в финалы первенств Союза по спидвею среди юниоров, и в том, что они не росли дальше - не его вина.
Это Чапало доказал, когда оказался во главе программы по возрождению былой славы мотогонок на льду в Башкирии, которую начал осуществлять в начале 80-х годов Башкирский обком ДОСААФ. Уже в 1984 году сборная республики под руководством Чапало стала серебряным призером чемпионата СССР, а в 1985-87 годах сделала золотой хет-трик. Тогда же выросло новое поколение башкирских гонщиков, успешно выступавшее на всесоюзной арене, а его лидеры Раис Мустафин и Сергей Соколов стали мировыми финалистами. Мустафин 20 лет назад в Западном Берлине даже лидировал в финале чемпионата мира, но тяжелое падение отбросило башкирскую мечту о мировом золоте еще на много лет.
В начале 90-х Чапало построил в Стерлитамаке мотоклуб, равных которому было мало в Союзе. Увы, развал СССР, начавшиеся "реформы" едва не погубили мотоспорт, в том числе и в Башкортостане. И до исторического решения Президента РБ Муртазы Рахимова возродить его былую славу, выжил мотоспорт во многих клубах республики благодаря таким энтузиастам, как Владимир Чапало.
Теперь, к счастью, совсем другие времена. Мотоклуб "Каустик", одноименный стадион с одним из лучших в Европе мототреков вывели Стерлитамак под лучи мировой мотоспортивной известности, еще большей, чем в те времена, когда выступал сам Владимир Чапало.
Больших успехов добилась молодежь. Команда "Каустик" - двукратный вице-чемпион страны, а ее молодежный состав - победитель юниорского командного первенства России в гонках на льду; юниор Игорь Кононов - серебряный призер "взрослого" чемпионата Европы по ледовым гонкам, двукратный чемпион России. Владимира Петровича Чапало не может это не радовать. Но в глубине души он наверняка мечтает о большем, надеется, что имя Владимира Чапало украсит таблицы победителей мировых чемпионатов. Нет, в свои 60 лет он возвращаться на лед не собирается. Да и незачем.
Ведь по стопам отца пошел сын, которого тоже зовут Владимир. Сейчас Владимру Чапало 20 лет, но он уже известный гонщик: внес существенный вклад в командные победы своего клуба, уже стал серебряным призером юниорского личного первенства России и чемпионом Башкортостана среди взрослых. Согласитесь, это совсем неплохо для начала!
Владимир Чапало - высшие спортивные достижения:
чемпион СССР 1973 года, бронзовый призер личного и командного чемпионатов СССР 1977 года, серебряный призер чемпионата России 1973 года по мотогонкам на льду;
3-кратный финалист (1973, 1975, 1977), 7-кратный участник (1968, 1970, 1973, 1974, 1975, 1976, 1977), 2-кратный победитель и 3-кратный призер соревнований чемпионата мира по мотогонкам на льду
Владимир Чапало - высшие тренерские достижения:
сборная Башкирской АССР - 3-кратный чемпион СССР (1985, 1986, 1987) и 3-кратный серебряный призер чемпионата СССР (1984, 1988, 1991) по мотогонкам на льду;
Сергей Казаков - чемпион СССР среди юниоров по мотогонкам на льду (1991);
Наиль Галиакберов - чемпион России по мотогонкам на льду (1993);
Раис Мустафин - 2-кратный финалист чемпионата мира по мотогонкам на льду (1987, 1988);
Сергей Соколов - финалист чемпионата мира по мотогонкам на льду (1987);
Наиль Галиакберов - 2-кратный финалист личного чемпионата мира (1996, 1997), 2-кратный бронзовый призер командного чемпионата мира (1996, 1997) по мотогонкам на льду;
клубная команда "Башкортостан" (Уфа) - 2-кратный чемпион России по мотогонкам на льду (2002, 2003);
клубная команда " Каустик " (Стерлитамак) - 2-кратный серебряный призер чемпионата России по мотогонкам на льду (2003, 2006);
сборная Республики Башкортостан - серебряный призер регионального чемпионата России (2003) по мотогонкам на льду;
молодежная клубная команда " Каустик " (Стерлитамак) - победитель первенства России по мотогонкам на льду среди юниоров (2007);
Игорь Кононов - серебряный призер чемпионата Европы (2007), 2- кратный чемпион России среди юниоров (2006, 2007) по мотогонкам на льду;
Владимир Владимирович Чапало - серебряный призер чемпионата России среди юниоров (2006) по мотогонкам на льду.
На снимках: Владимир Чапало в 21-м веке; Чапало лидирует в заезде мирового чемпионата перед голлндцем Тайсом; в далеком 1975-м: Александр Щербаков, Владимир Чапало и Александр Ивченко; на приеме у прославленного аса Александра Покрышкина - вместе с призерами чемпионата мира Г.Кадыровым, Б.Самородовым и В.Пазниковым; Владимир Чапало - младший.
Фото Анатолия Ермоленко и архив автора. Автор: Николай Ермоленко
Теги:юбилеи
Читайте нас: