Сегодня исполнилось 60 лет известному в прошлом башкирскому
мотогонщику Владимиру Чапало. Большую часть своей жизни - более 40
лет он посвятил мотоспорту и добился в нем немалых успехов. Вот уже
четыре десятилетия это имя не сходит со страниц истории трекового
мотоспорта, причем не только российской, но и мировой. И все-таки,
наибольший вклад внес Владимир Петрович в развитие мотоспорта в
Башкортостане.
В 1966 году 18-летний уроженец Стерлитамака впервые сел на
гаревый мотоцикл, а через год уже был одним из лидеров команды
"Стерля", дебютировавшей в классе "Б" командного первенства СССР по
спидвею. В том же 67-м Чапало стал финалистом первого чемпионата
Союза по спидвею среди юниоров. Параллельно он занимался гонками на
льду, где в паре с более старшим гонщиком Петром Хрипуновым быстро
вошел в число лучших гонщиков страны.
В 1968 году, выступая вне конкурса на полуфинале чемпионата мира
в Стерлитамаке, 20-летний Владимир Чапало занял четвертое место, всего
одно очко проиграв третьему призеру - Петеру Либингу из ГДР; на
первых двух местах были Владимир Цыбров из Луховиц и уже тогда
легендарный уфимец, действующий чемпион мира Борис Самородов. Подобная
участь - выступать вне конкурса вместо не прибывших или выбывших
из-за травм иностранных участников постигла Чапало дважды: в 1970-м
на льду уфимского "Строителя" он снова занял четвертое место в
мировом полуфинале.
Как известно, советским гонщикам, чтобы выйти в финал, мало
было занять место в первой восьмерке, надо было быть еще и лучшим
среди своих. Например, в 1974 году Чапало стал третьим призером
мирового полуфинала во французском Гренобле, но в финал не попал,
поскольку от СССР из каждого полуфинала выходило только по два
спортсмена.
Но этот досадный случай произошел уже после звездного часа,
который был у Владимира Чапало в 1973 году. Завоевав серебряную
медаль на чемпионате России, он затем выиграл золотую медаль
чемпиона СССР, опередив на льду куйбышевского стадиона "Динамо"
всех советских чемпионов и призеров России, Союза и мира. От
занявших второе и третье места новосибирцев Вячеслава Дубинина
и Владимира Пазникова гонщик из Стерлитамака, никогда не
значившегося в таблицах призеров всесоюзных соревнований по
мотоспорту, оторвался на три очка! Этот результат сделал Чапало
главным соперником сильнейших гонщиков планеты и одним из главных
претендентов на победу в предстоящем чемпионате мира.
Успешно пройдя уфимский полуфинал (третье место за все теми же
Цыбровым и Самородовым), новоиспеченный чемпион самой могучей
ледовой державы с победы начал финал на знаменитом катке в Инцелле
(ФРГ). Но выступить столь же сильно, как на природном льду,
впервые оказавшись на искусственном, да еще на необычной конькобежной
дорожке с длинными прямыми и острыми поворотами, дебютанту не
удалось. Тем не менее, первый день принес ему 11 очков и
шансы на продолжение борьбы за бронзовую медаль. Во второй день он
проехал еще сильнее, выиграл два заезда, благодаря чему опередил в
итоговой таблице чеха Милана Шпинку, уже выигрывавшему в Инцелле
бронзу мира. Но осечка в одном заезде, когда чемпион СССР вслед за
Габдрахманом Кадыровым пропустил вперед шведа Ханса Йоханссона и
немца Отто Барта, стоила ему минимум четвертого места. В любом
случае, дебют оказался удачным: Владимир Чапало занял пятое место и
выполнил тогдашний норматив мастера спорта СССР международного
класса.
Еще одной кульминационной точкой спортивной биографии Чапало
стал чемпионат мира 1975 года - первый чемпионат, проходивший без
Кадырова и Самородова. На титул чемпиона реально претендовали трое:
новоиспеченный чемпион СССР Сергей Тарабанько из Новосибирска,
которого сразу включили в число финалистов, трехкратный вице-чемпион
мира Владимир Цыбров и Владимир Чапало. Шансы последних двух
были даже выше: они имели психологическое преимущество перед
новосибирцем, блестяще выиграв "свои" четвертьфиналы и полуфиналы.
К сожалению, первый же заезд на льду московского стадиона
"Динамо" оказался для Чапало роковым: на первом повороте переднее
колесо его мотоцикла вдруг провалилось в ямку, оказавшуюся под
льдом. Чапало катапультировался, к счастью, отделавшись легкими
травмами, но потеря сразу трех очков означала и потерю ставок:
руководство сборной Союза на финале сразу переориентировалось на
других спортсменов.
Откуда взялась злополучная ямка, случайно ли она замаскировалась
под льдом, до сих пор остается загадкой. А один из главных претендентов
на победу в чемпионате мира занял только шестое место...
Травмы вкупе с красным дипломом об окончании Лениградского
института физкультуры имени П.Лесгафта, а также большая потребность
в дипломированном специалисте в стерлитамакском мотоклубе заставили
Владимира Чапало в конце 70-х принять решение о переходе на тренерскую
работу в родном клубе.
Кто знает, каковы бы были плоды этой работы, окажись он в таком
клубе, как нынешняя "Мега-Лада", но стерлитамакский мотоклуб всегда
финансировался по остаточному принципу и довольствовался только
теми возможностями, которые предоставлял ему обком ДОССААФ. Тем
не менее, Чапало вывел "Урал" в высшую лигу, гонщики команды
неоднократно выходили в финалы первенств Союза по спидвею среди
юниоров, и в том, что они не росли дальше - не его вина.
Это Чапало доказал, когда оказался во главе программы по
возрождению былой славы мотогонок на льду в Башкирии, которую
начал осуществлять в начале 80-х годов Башкирский обком ДОСААФ.
Уже в 1984 году сборная республики под руководством Чапало стала
серебряным призером чемпионата СССР, а в 1985-87 годах сделала
золотой хет-трик. Тогда же выросло новое поколение башкирских
гонщиков, успешно выступавшее на всесоюзной арене, а его лидеры Раис
Мустафин и Сергей Соколов стали мировыми финалистами. Мустафин 20
лет назад в Западном Берлине даже лидировал в финале чемпионата мира,
но тяжелое падение отбросило башкирскую мечту о мировом золоте еще
на много лет.
В начале 90-х Чапало построил в Стерлитамаке мотоклуб, равных
которому было мало в Союзе. Увы, развал СССР, начавшиеся "реформы"
едва не погубили мотоспорт, в том числе и в Башкортостане. И до
исторического решения Президента РБ Муртазы Рахимова возродить его
былую славу, выжил мотоспорт во многих клубах республики благодаря
таким энтузиастам, как Владимир Чапало.
Теперь, к счастью, совсем другие времена. Мотоклуб "Каустик",
одноименный стадион с одним из лучших в Европе мототреков вывели
Стерлитамак под лучи мировой мотоспортивной известности, еще
большей, чем в те времена, когда выступал сам Владимир Чапало.
Больших успехов добилась молодежь. Команда "Каустик" -
двукратный вице-чемпион страны, а ее молодежный состав - победитель
юниорского командного первенства России в гонках на льду; юниор
Игорь Кононов - серебряный призер "взрослого" чемпионата Европы по
ледовым гонкам, двукратный чемпион России. Владимира Петровича
Чапало не может это не радовать. Но в глубине души он наверняка
мечтает о большем, надеется, что имя Владимира Чапало украсит
таблицы победителей мировых чемпионатов. Нет, в свои 60 лет он
возвращаться на лед не собирается. Да и незачем.
Ведь по стопам отца пошел сын, которого тоже зовут Владимир.
Сейчас Владимру Чапало 20 лет, но он уже известный гонщик: внес
существенный вклад в командные победы своего клуба, уже стал
серебряным призером юниорского личного первенства России и
чемпионом Башкортостана среди взрослых. Согласитесь, это совсем
неплохо для начала!
Владимир Чапало - высшие спортивные достижения:
чемпион СССР 1973 года, бронзовый призер личного и командного
чемпионатов СССР 1977 года, серебряный призер чемпионата России
1973 года по мотогонкам на льду;
3-кратный финалист (1973, 1975, 1977), 7-кратный участник (1968,
1970, 1973, 1974, 1975, 1976, 1977), 2-кратный победитель и 3-кратный
призер соревнований чемпионата мира по мотогонкам на льду
Владимир Чапало - высшие тренерские достижения:
сборная Башкирской АССР - 3-кратный чемпион СССР (1985, 1986,
1987) и 3-кратный серебряный призер чемпионата СССР (1984, 1988,
1991) по мотогонкам на льду;
Сергей Казаков - чемпион СССР среди юниоров по мотогонкам на
льду (1991);
Наиль Галиакберов - чемпион России по мотогонкам на льду (1993);
Раис Мустафин - 2-кратный финалист чемпионата мира по
мотогонкам на льду (1987, 1988);
Сергей Соколов - финалист чемпионата мира по мотогонкам на льду
(1987);
Наиль Галиакберов - 2-кратный финалист личного чемпионата мира
(1996, 1997), 2-кратный бронзовый призер командного чемпионата мира
(1996, 1997) по мотогонкам на льду;
клубная команда "Башкортостан" (Уфа) - 2-кратный чемпион России
по мотогонкам на льду (2002, 2003);
клубная команда " Каустик " (Стерлитамак) - 2-кратный серебряный
призер чемпионата России по мотогонкам на льду (2003, 2006);
сборная Республики Башкортостан - серебряный призер
регионального чемпионата России (2003) по мотогонкам на льду;
молодежная клубная команда " Каустик " (Стерлитамак) -
победитель первенства России по мотогонкам на льду среди юниоров
(2007);
Игорь Кононов - серебряный призер чемпионата Европы (2007), 2-
кратный чемпион России среди юниоров (2006, 2007) по мотогонкам на
льду;
Владимир Владимирович Чапало - серебряный призер чемпионата
России среди юниоров (2006) по мотогонкам на льду.
На снимках: Владимир Чапало в 21-м веке; Чапало лидирует в
заезде мирового чемпионата перед голлндцем Тайсом; в далеком
1975-м: Александр Щербаков, Владимир Чапало и Александр Ивченко;
на приеме у прославленного аса Александра Покрышкина - вместе
с призерами чемпионата мира Г.Кадыровым, Б.Самородовым и
В.Пазниковым; Владимир Чапало - младший.
Фото Анатолия Ермоленко и архив автора.
Автор: Николай Ермоленко