Все новости
Политика
17 Августа 2007, 13:28

Не стало еще одного великого башкирского мотогонщика - Николая Чернова

Вчера на своей даче под Уфой на 80-м году жизни скоропостижно скончался еще один из великих башкирских мотогонщиков - Николай Федорович Чернов. В 50-е годы ХХ века он входил в великую тройку - Борис Самородов, Юрий Дудорин и Николай Чернов, и был в ней самым старшим по возрасту, но самым молодым по стаж...

Вчера на своей даче под Уфой на 80-м году жизни скоропостижно скончался еще один из великих башкирских мотогонщиков - Николай Федорович Чернов. В 50-е годы ХХ века он входил в великую тройку - Борис Самородов, Юрий Дудорин и Николай Чернов, и был в ней самым старшим по возрасту, но самым молодым по стажу занятий мотоспортом.
Зато он первым из трех освоил новый для республики вид - гонки на льду, принесший ей впоследствии самый большой урожай спортивных наград. Прогонявшись почти два десятилетия, он первым снял гоночный шлем и целиком отдался "мирному" образу жизни, где главное место принадлежало семье, огороду, грибам и удочке. Правда, не расстался с моторами и со скоростью, добрую четверть века испытывал на дорогах Башкирии и Союза конструкторские разработки уфимских моторостроителей.
Николай Федорович Чернов родился 17 декабря 1927 года в деревне Вознесенской Благовещенского района. В школу пошел в Уфе, а в 14 лет, в грозном 1942-м встал у станка на Уфимском моторостроительном заводе и проработал на производстве авиамоторов для фронта до конца войны. После Победы закончил курсы шоферов и купил-таки "Победу", на которой проездил почти 40 лет. Но "Победа", как водится, пришла не сразу, а вначале у Чернова появился собственный мотоцикл - ИЖ-350. С ним он пришел в Башкирский автомотоклуб, на нем же зимой 1950 года стартовал в своем первом мотокроссе - на Цыганской поляне в Уфе. Первая победа пришла через год. А вскоре Николай Чернов стал одним из главных героев события, с которого началась история самого "золотого" вида в истории Башкортостана. На льду Солдатского озера, что в парке имени Якутова, приезжавшие в Уфу на кросс гонщики из Ижевска продемонстрировали езду на шипованных колесах. Через неделю на озере уже ездили на шипах уфимцы, и первую победу в этих первых в Башкирии мотогонках на льду одержал именно Чернов.
Но не только в гонках на льду он был в числе первопроходцев...
В том же 1955 году в личном первенстве Уфы и Черниковска по мотогонкам на ипподроме в рамках программы ЦК ДОСААФ СССР по возрождению этого вида мотоспорта (был учрежден Кубок, впоследствии преобразованный в чемпионат страны), на тяжелых мотоциклах Чернов занял второе место в финале, уступив только своему другу и земляку Николаю Кирсанову (оба - из Черниковска).
Через год Николай Чернов опередил Юрия Дудорина и выиграл мотокросс, посвященный "историческому" ХХ съезду КПСС; потом вместе с тем же Дудориным и Рашидом Абдрашитовым выступил в первых Всесоюзных многодневных соревнованиях - "предтече" чемпионата СССР по эндуро; находился в лидирующей группе, но из-за прокола шины заднего колеса сошел чуть ли не на финише - в шестой день гонок.
В 1957 году Николай Чернов принял участие в очередном историческом событии - первом в СССР мотокроссе на короткой дистанции в Расторгуево под Москвой. Туда были вызваны сильнейшие гонщики страны в соответствии со списком Центрального автомотоклуба, само попадание в который уже было почетным. Чернов этим не ограничился и ехал в призерах за будущим победителем Юрием Дудориным. Но снова не выдержала техника - пришлось сойти с дистанции из-за поломки мотоцикла.
В 1958 году в Уфе на стадионе "Локомотив", на месте которого теперь построен ледовый дворец, в присутствии 20 тысяч зрителей Николай Чернов занял пятое место в первых Всесоюзных мотогонках на льду, посвященных выборам в Верховный Совет СССР, показав лучший результат среди уфимцев. А летом того же года на гаревой дорожке Центрального стадиона имени Ленина в Лужниках, в качестве одного из лучших "ипподромщиков" Союза принял участие в первых в СССР соревнованиях по спидвею. Результат - тоже пятое место, в общем зачете по трем дням гонок. Но уже через полтора месяца на той же арене занял второе место за Борисом Самородовым в гонках на Большой приз ЦАМКа.
Таким образом, выступая в пяти видах мотоспорта, Николай Чернов во всех принадлежал к лучшим в стране, а его результаты росли с каждым соревнованием. Но, как и Борис Самородов, он решил сосредоточиться на трековых гонках.
Зимой 1959 года в Лужниках Самородов становится первым чемпионом СССР и РСФСР по мотогонкам на льду в классе 350 куб.см., а Чернов на первом чемпионате России завоевал бронзу. Зато потом, опять же на главной арене страны, занял второе место на первых в СССР международных мотосоревнованиях, а когда участвующие в этих гонках мотоциклисты СССР и Чехословакии перебазировались на лед уфимского стадиона "Динамо", одержал в них победу. Это была не только первая международная победа башкирского мотоспорта - это вообще первая победа башкирского спортсмена в первых на территории Башкирии международных соревнованиях. Весь март 1959-го Фортуна улыбалась Николаю Чернову: он выигрывает еще соревнования в честь 40-летия БАССР, а также "лично-командное первенство сильнейших гонщиков СССР на приз Совета Министров Башкирской АССР".
Зато апрель оказался роковым. Снова на Центральном стадионе, но уже не в Лужниках, а в парке имени Шевченко в Одессе, Николай Чернов выиграл соревнования сильнейших гаревиков страны, еще в двух гонках занимает третьи места. У главного тренера сборной СССР Владимира Карнеева не было ни малейших сомнений, что Чернов, как и Самородов, поедет в Чехословакию на первые зарубежные соревнования советских спидвеистов. Но тут произошла настоящая трагедия: в очередном заезде Николай Чернов падает на входе в поворот, а в него врезается как раз Борис Самородов. Вскочив сгоряча на ноги, Чернов увидел висящего на заборе Самородова, а, подняв левую руку, увидел, что ее половина осталась висеть в рукаве. Лето друзья провели в больнице: Самородов - с переломом ноги, Чернов - с открытым переломом руки.
Можно было перевести дух, подумать о прошлом и будущем. Без малого десять лет в головокружительных гонках, немало побед, четыре месяца в гипсе и далеко не юношеский возраст - 32 года позволяли Николаю Чернову уже по выходе из больницы подумать о покое. Но не такое тогда было время, не такой был народ, в воздухе еще пахло порохом и Победой, а трибуны уфимских стадионов не могли вместить всех желающих увидеть в деле настоящих мужчин.
И Чернов вернулся уже в декабре того самого 59-го! Вернулся несмотря на то, что руки хватало на два круга из четырех, потом - перехватывало нервы и пальцы сводило судорогой. В это трудно поверить, но в первом же соревновании по возвращении Николай Чернов и Борис Самородов снова сделали победный дубль, заняв первое и второе места в гонках по льду на приз Совета Министров БАССР.
Несчастья, однако, ни для того, ни для другого не закончились. И еще через один тяжелый год вернулся на вершину славы только Борис Самородов. Николай Чернов оказался в уже образовавшемся к тому времени "втором эшелоне". Участвовал, входил в число призеров, побеждал. В 1961 году добыл серебро на первом чемпионате России по ипподромным гонкам в классе 500 куб.см. Но на фоне громких побед Игоря Плеханова, Бориса Самородова, Фарита Шайнурова это была такая "мелочь", что на нее не обратили внимания...
Чернов тоже не переоценивал этого успеха и счел, что пора на тренерскую работу. Сколько часов провел он на треке, отбирая подходящих для спидвея ребят, сколько потратил времени на их обучение премудростям гонок. А ведь на нем были не только начинающие, но и команда супермастеров "Башкирия". Под руководством Чернова она трижды стала чемпионом СССР (1967-1969) и один раз выиграла Кубок СССР (1966). Из собственных воспитанников Николая Чернова достаточно назвать трех гонщиков мирового класса: Анатолий Сухов, впоследствии, как и его учитель, трижды приведший "Башкирию" к золотым медалям чемпиона СССР, Анатолий Кузьмин, Николай Корнев.
Да, если бы Николай Федорович не был на редкость скромным человеком, иметь бы ему и "Заслуженного тренера России", и другие звания и награды, но едва ли тогда называла бы его вся гоночная братия "папой Колей".
Может быть, за свой труд он получал бы не 70 рублей в месяц и не ушел бы в 1970-м из мотоспорта, а история теперь уже не существующего спортмотоклуба треста ь3 была бы совсем другой. Но тогда казалось, что все победы в спидвее принадлежат Уфе навечно, и с Черновым расстались легко - без проводов, почестей и благодарностей...
И он вернулся на УМЗ - туда, откуда начинал свой трудовой путь. Расстался с мотоспортом, но не расстался с моторами и скоростью. Еще четверть века проработал в лаборатории дорожных испытаний ОКБ при УМЗ, каждый день с утра до вечера за рулем автомобиля испытывая автомобильные моторы. Самым ярким воспоминанием этого периода стала езда на полигоне НАМИ под Москвой, на который Чернов впервые попал в возрасте 60 лет.
Однако вернемся в 60-е годы, в которых остались еще несколько замечательных страниц удивительной спортивной биографии Чернова. В середине 60-х, как раз тогда, когда он начал работать тренером в СМК треста ь3, каждая зима приносила Башкирии все новые победы в гонках на льду, одну ярче другой. Габдрахман Кадыров, а затем Борис Самородов выиграли первый и второй чемпионаты Европы, а потом - первый и второй чемпионаты мира. Мировые, союзные и российские чемпионаты в международном классе 500 куб.см на всю зиму заполняли разгоряченное сознание мотоболельщиков. Башкирия ликовала по поводу мировых побед своих любимцев, все остальное отошло на второй план. И никому из десятков тысяч уфимских болельщиков не приходило в голову, что в это время на каком-нибудь стадионе в Саранске, Волгограде, Прокопьевске или Новокузнецке набитые битком трибуны приходят в восторг от отваги и умения их земляка Николая Чернова, а с пьедестала почета его несли на руках.
Этот период был временем второго рождения первопроходца. Если тогда, в 50-е его положение в мотоспорте не было подкреплено соответствующими титулами, то теперь "папа Коля" этот недостаток устранил, трижды став чемпионом СССР в классе 350 куб.см и еще по разу - серебряным и бронзовым призером - пять лет подряд на всесоюзном пьедестале!
Как водится, он установил очередной рекорд, первым выиграв на льду золото в возрасте 40 лет. И стал первым и единственным чемпионом Союза, выступавшим на отечественном четырехтактном моторе "Уфа". Причем, дважды.
Обидно, что как раз эта "закулисная", оставшаяся незамеченной на родине серия побед и завершила гоночную карьеру замечательного спортсмена. На финале чемпионата СССР 1970 года в Омске в одном из заездов он попал в завал, получил сотрясение мозга и только тогда решил, что теперь уже действительно достаточно.
Скромно и тихо ушел "папа Коля" из мотоспорта. Скромно выходил на лед во время чествования ветеранов перед открытиями чемпионатов мира, проводившихся в Уфе после возрождения мотогонок на льду. Так же тихо и скромно он ушел в вечность: выпил молочка, прилег на диван и все...
Увы, таков порядок вещей. Печальный, но справедливый, потому что подлинно великий человек остается в народной памяти значительно дольше времени своего физического существования. И можно не сомневаться, что имя Николая Чернова никогда не исчезнет из истории не только башкирского, но и российского мотоспорта. Автор: Николай Ермоленко
Теги:память
Читайте нас: