Вчера на своей даче под Уфой на 80-м году жизни скоропостижно
скончался еще один из великих башкирских мотогонщиков - Николай
Федорович Чернов. В 50-е годы ХХ века он входил в великую тройку -
Борис Самородов, Юрий Дудорин и Николай Чернов, и был в ней самым
старшим по возрасту, но самым молодым по стажу занятий мотоспортом.
Зато он первым из трех освоил новый для республики вид - гонки на
льду, принесший ей впоследствии самый большой урожай спортивных
наград. Прогонявшись почти два десятилетия, он первым снял гоночный
шлем и целиком отдался "мирному" образу жизни, где главное место
принадлежало семье, огороду, грибам и удочке. Правда, не расстался с
моторами и со скоростью, добрую четверть века испытывал на дорогах
Башкирии и Союза конструкторские разработки уфимских
моторостроителей.
Николай Федорович Чернов родился 17 декабря 1927 года в деревне
Вознесенской Благовещенского района. В школу пошел в Уфе, а в 14 лет,
в грозном 1942-м встал у станка на Уфимском моторостроительном
заводе и проработал на производстве авиамоторов для фронта до конца
войны. После Победы закончил курсы шоферов и купил-таки "Победу", на
которой проездил почти 40 лет. Но "Победа", как водится, пришла не
сразу, а вначале у Чернова появился собственный мотоцикл - ИЖ-350. С
ним он пришел в Башкирский автомотоклуб, на нем же зимой 1950 года
стартовал в своем первом мотокроссе - на Цыганской поляне в Уфе.
Первая победа пришла через год. А вскоре Николай Чернов стал одним из
главных героев события, с которого началась история самого "золотого"
вида в истории Башкортостана. На льду Солдатского озера, что в парке
имени Якутова, приезжавшие в Уфу на кросс гонщики из Ижевска
продемонстрировали езду на шипованных колесах. Через неделю на озере
уже ездили на шипах уфимцы, и первую победу в этих первых в Башкирии
мотогонках на льду одержал именно Чернов.
Но не только в гонках на льду он был в числе первопроходцев...
В том же 1955 году в личном первенстве Уфы и Черниковска по
мотогонкам на ипподроме в рамках программы ЦК ДОСААФ СССР по
возрождению этого вида мотоспорта (был учрежден Кубок, впоследствии
преобразованный в чемпионат страны), на тяжелых мотоциклах Чернов
занял второе место в финале, уступив только своему другу и земляку
Николаю Кирсанову (оба - из Черниковска).
Через год Николай Чернов опередил Юрия Дудорина и выиграл
мотокросс, посвященный "историческому" ХХ съезду КПСС; потом
вместе с тем же Дудориным и Рашидом Абдрашитовым выступил в
первых Всесоюзных многодневных соревнованиях - "предтече"
чемпионата СССР по эндуро; находился в лидирующей группе, но из-за
прокола шины заднего колеса сошел чуть ли не на финише - в
шестой день гонок.
В 1957 году Николай Чернов принял участие в очередном
историческом событии - первом в СССР мотокроссе на короткой
дистанции в Расторгуево под Москвой. Туда были вызваны сильнейшие
гонщики страны в соответствии со списком Центрального автомотоклуба,
само попадание в который уже было почетным. Чернов этим не
ограничился и ехал в призерах за будущим победителем Юрием
Дудориным. Но снова не выдержала техника - пришлось сойти с
дистанции из-за поломки мотоцикла.
В 1958 году в Уфе на стадионе "Локомотив", на месте которого
теперь построен ледовый дворец, в присутствии 20 тысяч зрителей
Николай Чернов занял пятое место в первых Всесоюзных мотогонках на
льду, посвященных выборам в Верховный Совет СССР, показав лучший
результат среди уфимцев. А летом того же года на гаревой дорожке
Центрального стадиона имени Ленина в Лужниках, в качестве одного из
лучших "ипподромщиков" Союза принял участие в первых в СССР
соревнованиях по спидвею. Результат - тоже пятое место, в общем зачете
по трем дням гонок. Но уже через полтора месяца на той же арене занял
второе место за Борисом Самородовым в гонках на Большой приз ЦАМКа.
Таким образом, выступая в пяти видах мотоспорта, Николай Чернов
во всех принадлежал к лучшим в стране, а его результаты росли с каждым
соревнованием. Но, как и Борис Самородов, он решил сосредоточиться на
трековых гонках.
Зимой 1959 года в Лужниках Самородов становится первым
чемпионом СССР и РСФСР по мотогонкам на льду в классе 350 куб.см., а
Чернов на первом чемпионате России завоевал бронзу. Зато потом,
опять же на главной арене страны, занял второе место на первых в СССР
международных мотосоревнованиях, а когда участвующие в этих гонках
мотоциклисты СССР и Чехословакии перебазировались на лед уфимского
стадиона "Динамо", одержал в них победу. Это была не только первая
международная победа башкирского мотоспорта - это вообще первая
победа башкирского спортсмена в первых на территории Башкирии
международных соревнованиях. Весь март 1959-го Фортуна улыбалась
Николаю Чернову: он выигрывает еще соревнования в честь 40-летия
БАССР, а также "лично-командное первенство сильнейших гонщиков
СССР на приз Совета Министров Башкирской АССР".
Зато апрель оказался роковым. Снова на Центральном стадионе, но
уже не в Лужниках, а в парке имени Шевченко в Одессе, Николай Чернов
выиграл соревнования сильнейших гаревиков страны, еще в двух гонках
занимает третьи места. У главного тренера сборной СССР Владимира
Карнеева не было ни малейших сомнений, что Чернов, как и Самородов,
поедет в Чехословакию на первые зарубежные соревнования советских
спидвеистов. Но тут произошла настоящая трагедия: в очередном заезде
Николай Чернов падает на входе в поворот, а в него врезается как раз
Борис Самородов. Вскочив сгоряча на ноги, Чернов увидел висящего на
заборе Самородова, а, подняв левую руку, увидел, что ее половина
осталась висеть в рукаве. Лето друзья провели в больнице: Самородов -
с переломом ноги, Чернов - с открытым переломом руки.
Можно было перевести дух, подумать о прошлом и будущем. Без
малого десять лет в головокружительных гонках, немало побед, четыре
месяца в гипсе и далеко не юношеский возраст - 32 года позволяли
Николаю Чернову уже по выходе из больницы подумать о покое. Но не
такое тогда было время, не такой был народ, в воздухе еще пахло порохом
и Победой, а трибуны уфимских стадионов не могли вместить всех
желающих увидеть в деле настоящих мужчин.
И Чернов вернулся уже в декабре того самого 59-го! Вернулся
несмотря на то, что руки хватало на два круга из четырех, потом -
перехватывало нервы и пальцы сводило судорогой. В это трудно поверить,
но в первом же соревновании по возвращении Николай Чернов и Борис
Самородов снова сделали победный дубль, заняв первое и второе места в
гонках по льду на приз Совета Министров БАССР.
Несчастья, однако, ни для того, ни для другого не закончились. И
еще через один тяжелый год вернулся на вершину славы только Борис
Самородов. Николай Чернов оказался в уже образовавшемся к тому
времени "втором эшелоне". Участвовал, входил в число призеров,
побеждал. В 1961 году добыл серебро на первом чемпионате России по
ипподромным гонкам в классе 500 куб.см. Но на фоне громких побед
Игоря Плеханова, Бориса Самородова, Фарита Шайнурова это была
такая "мелочь", что на нее не обратили внимания...
Чернов тоже не переоценивал этого успеха и счел, что пора на
тренерскую работу. Сколько часов провел он на треке, отбирая
подходящих для спидвея ребят, сколько потратил времени на их обучение
премудростям гонок. А ведь на нем были не только начинающие, но и
команда супермастеров "Башкирия". Под руководством Чернова она
трижды стала чемпионом СССР (1967-1969) и один раз выиграла Кубок
СССР (1966). Из собственных воспитанников Николая Чернова
достаточно назвать трех гонщиков мирового класса: Анатолий Сухов,
впоследствии, как и его учитель, трижды приведший "Башкирию" к
золотым медалям чемпиона СССР, Анатолий Кузьмин, Николай Корнев.
Да, если бы Николай Федорович не был на редкость скромным
человеком, иметь бы ему и "Заслуженного тренера России", и другие
звания и награды, но едва ли тогда называла бы его вся гоночная братия
"папой Колей".
Может быть, за свой труд он получал бы не 70 рублей в месяц и не
ушел бы в 1970-м из мотоспорта, а история теперь уже не существующего
спортмотоклуба треста ь3 была бы совсем другой. Но тогда казалось, что
все победы в спидвее принадлежат Уфе навечно, и с Черновым расстались
легко - без проводов, почестей и благодарностей...
И он вернулся на УМЗ - туда, откуда начинал свой трудовой путь.
Расстался с мотоспортом, но не расстался с моторами и скоростью. Еще
четверть века проработал в лаборатории дорожных испытаний ОКБ при
УМЗ, каждый день с утра до вечера за рулем автомобиля испытывая
автомобильные моторы. Самым ярким воспоминанием этого периода
стала езда на полигоне НАМИ под Москвой, на который Чернов впервые
попал в возрасте 60 лет.
Однако вернемся в 60-е годы, в которых остались еще несколько
замечательных страниц удивительной спортивной биографии Чернова. В
середине 60-х, как раз тогда, когда он начал работать тренером в СМК
треста ь3, каждая зима приносила Башкирии все новые победы в гонках
на льду, одну ярче другой. Габдрахман Кадыров, а затем Борис Самородов
выиграли первый и второй чемпионаты Европы, а потом - первый и
второй чемпионаты мира. Мировые, союзные и российские чемпионаты в
международном классе 500 куб.см на всю зиму заполняли разгоряченное
сознание мотоболельщиков. Башкирия ликовала по поводу мировых побед
своих любимцев, все остальное отошло на второй план. И никому из
десятков тысяч уфимских болельщиков не приходило в голову, что в это
время на каком-нибудь стадионе в Саранске, Волгограде, Прокопьевске
или Новокузнецке набитые битком трибуны приходят в восторг от отваги
и умения их земляка Николая Чернова, а с пьедестала почета его несли на
руках.
Этот период был временем второго рождения первопроходца. Если
тогда, в 50-е его положение в мотоспорте не было подкреплено
соответствующими титулами, то теперь "папа Коля" этот недостаток
устранил, трижды став чемпионом СССР в классе 350 куб.см и еще по
разу - серебряным и бронзовым призером - пять лет подряд на всесоюзном
пьедестале!
Как водится, он установил очередной рекорд, первым выиграв на
льду золото в возрасте 40 лет. И стал первым и единственным
чемпионом Союза, выступавшим на отечественном четырехтактном
моторе "Уфа". Причем, дважды.
Обидно, что как раз эта "закулисная", оставшаяся незамеченной на
родине серия побед и завершила гоночную карьеру замечательного
спортсмена. На финале чемпионата СССР 1970 года в Омске в одном из
заездов он попал в завал, получил сотрясение мозга и только тогда решил,
что теперь уже действительно достаточно.
Скромно и тихо ушел "папа Коля" из мотоспорта. Скромно выходил
на лед во время чествования ветеранов перед открытиями чемпионатов
мира, проводившихся в Уфе после возрождения мотогонок на льду. Так же
тихо и скромно он ушел в вечность: выпил молочка, прилег на диван и
все...
Увы, таков порядок вещей. Печальный, но справедливый, потому что
подлинно великий человек остается в народной памяти значительно
дольше времени своего физического существования. И можно не
сомневаться, что имя Николая Чернова никогда не исчезнет из истории не
только башкирского, но и российского мотоспорта.
Автор: Николай Ермоленко