31 декабря 2006 года (10 числа месяца Зуль-Хиджа по
мусульманскому лунному календарю) правоверные будут отмечать
один из главных своих праздников -"Ид-аль-адха" или Курбан
байрам.
Этот праздник начинается через 70 дней после окончания
месяца Рамазан (поста) и совпадает с ежегодным паломничеством
в Мекку. В этот день в долине Мина близ Мекки паломники
приносят в жертву здоровых животных в память о том, что
Ибрагим (Авраам) был готов принести в жертву Аллаху своего
сына Исмаила. В самую последнюю минуту Милостивый Аллах послал
ангела Джабраила и спас Пророку Ибрагиму сына, заменив его
жертвенным барашком из рая, ибо это было только Божественное
испытание Его посланнику.
Ибрагим адяхис-салям в преданиях фигурирует как предок
арабов и евреев. Для мусульман он "Ханиф"- последователь
единобожия, Пророк и преданный проповедник единства Аллаха,
Предок Мухаммада и народов мира.
Курбан байрам, таким образом, символизирует для мусульман
истинность послания Аллаха Мухаммаду, ниспосланного ему
откровения, а также всемогущество и милосердие Всевышнего
Творца. День этот все мусульмане начинают с раннего утра:
чуть свет они идут в мечеть к утренней молитве, но прежде
им необходимо совершить полное омовение, надеть новую и
опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями.
Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании
утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а
затем по желанию собираются группами на улице или во дворах,
где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова
отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку
(намазгах), где мулла или имам-хатыб произносят проповедь
(хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его
пророка, затем разъясняется происхождения хаджа и значение
обряда жертвоприношения.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище
молиться за умерших, а также поклониться местным святым.
Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду. Над
священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель
мечети - мулла или муэдзин - читает специальную молитву,
в которой вспоминается жертвоприношение Ибрагима, а владелец
животного или специально нанятый человек в это время перерезает
ей горло. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести
краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", т. е. "Во имя Аллаха,
Аллах велик!" Прежде чем барана режут, его обязательно валят
на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец
(набод), который потом вынимают, так как он становится священным.
Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова
и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза
могут быть принесены в жертву только от одного человека, а
корова, бык или верблюд - от семи человек. Обычно режут
барана, козу, корову или быка - двухлеток, жертвенному
верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай
допускает принесение жертвы не только за живых, но и за
усопших. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой
может присутствовать любой мусульманин, во главе стола
обычно бывает мулла или особо почетные приглашенные.
Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются
сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно
наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение
в дни праздника жертвоприношения считается благословенным
и желательным.
Как сообщили агентству "Башинформ" в Центральном духовном
управлении мусульман России, в воскресенье, 31 декабря 2006
года, праздничные богослужения начнутся в 9.30 и будут
проводиться в Уфе: в соборной мечети "Ляля-Тюльпан"
(ул.Комарова, 5), в Уфимской соборной мечети по улице
Тукаева, 52, в мечети Демского района (ул. Новороссийская, 57,"а"),
в мечети "Гуфран" на старомусульманском кладбище и в мечети
Калининского района (ул. Сельская Богородская, 45/1).
Автор: Мухаммад Заки Надежда Фартыгина