С 2005 года Россия отмечает новый для себя праздник -
День народного единства.
С инициативой отмечать на государственном уровне
4 ноября как день окончания Смутного времени выступил в
сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России. 16 декабря
2004 года Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях
поправки в Федеральный закон "О днях воинской славы" (Победных
днях России)". В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:
"4 ноября 1612 года воины народного ополчения
под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом
взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и
продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа
вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения
в обществе". Одной из правок и стало введение нового праздника -
Дня народного единства и фактическое перенесение выходного
дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.
Основной причиной переноса, по мнению многих экспертов, стало
желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской
социалистической революции.
4 ноября еще и день Казанской иконы Божией Матери.
Мало кто знает, что в 1649 году указом царя Алексея Михайловича
день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю)
был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале
XX века 8 мая (по старому стилю) поминали Кузьму Минина,
которого еще Петр I назвал "спасителем Отечества".
После революции традиция отмечать освобождение Москвы от
польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина
прервалась. Поэтому можно сказать, что День народного
единства отнюдь не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Теперь об исторической "канве" праздника. В начале XVII века
в Россию вторглись польско-литовские и шведские войска.
Этот период в истории нашего государства, когда борьба с
польско-литовскими и шведскими интервентами совпала с
гражданской войной, и страна оказалась на грани распада и
потери национальной независимости, назван Смутным временем.
Тогда народ встал на защиту Отечества, осознав необходимость
объединения сил перед внешними и внутренними угрозами.
В народное ополчение, созданное земским старостой Кузьмой Мининым и
князем Дмитрием Пожарским, вошли представители большинства
сословий. Бок о бок с русскими сражались представители других
народов и религий, в том числе башкиры, татары, другие народы
Поволжья.
Когда в 1612 году ополчение двинулось на Москву, у князя
Дмитрия Пожарского был с собой список с Казанской иконы
Божией Матери. Готовясь к штурму, русское воинство три дня молилось
перед этой иконой о победе. Именно тогда произошло главное чудо
победы - чудо единства. Ведь попытки освобождения Москвы
предпринимались не раз, но заканчивались, к сожалению,
взаимной резней и, как справедливо писал Ключевский,
"в конце 1611 года Московское государство представляло зрелище
полного видимого разрушения". На этот раз люди осознали, что,
если не смогут между собой договориться, погибнет
Государство Российское. На третий день стояния под
Москвой, как раз 22 октября (4 ноября по григорианскому календарю),
отдельные отряды русского воинства, казаки, ополчение
объединились, встали под единое командование и после
этого выбили поляков из Китай-города, а еще через несколько
дней вошли в Кремль. Поэтому в русской истории этот день,
прежде всего, - день национального единства, и не только
политического, но и нравственно-религиозного. Последствием
которого стало освобождение страны от иноземных завоевателей
и от "своих" разбойников, конец Смуты.
В 30-е годы XVII века князь Пожарский воздвиг на
Красной площади храм в честь Казанской иконы, в котором
она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы минувшего столетия
храм был уничтожен, а в 90-е годы восстановлен. Чудотворный образ
Казанской иконы Божией Матери хранится ныне в Богоявленском
соборе Москвы. Из множества икон Богородицы ни одна не
распространена в России в таком количестве списков, как
Казанская. Известно, что перед Полтавской битвой перед
ней молился Петр I, а в 1812 году Кутузов молитвенно
просил Богородицу о победе над французами.
Сегодня часто можно услышать от людей: непонятно,
что праздновать в этот день. На бытовом уровне праздник
еще не прижился. Тем более, что он откровенно
"спущен сверху", исходит от нынешней политической элиты.
Чтобы праздник стал действительно народным, необходимо
пропагандировать его истоки. Ведь одна из бед нашего
общества - зачастую весьма "приблизительное" знание
отечественной истории. Мало кто знает, что было с
их прадедами, тем более, - что было 300 лет назад.
Поэтому восстановление исторической памяти - не теоретический
посыл, а практическая необходимость, исходящая из наших реалий.
Тогда 4 ноября 1612 года станет для россиян действительно
знаковым днем, символом гражданского и религиозного единства.
Автор: Марина Шумилова