Духовное управление мусульман (ДУМ) Республики Башкортостан
распространило заключение (фетву) относительно дозволенности и
запретности с точки зрения шариата совершения абортов и иных методов
искусственного прерывания беременности.
Появление фетвы по данному вопросу объясняется двумя причинами:
проблема абортов приобрела особую актуальность в связи с демографической
ситуацией в России. Вторая причина - большое количество обращений от
мусульман республики в ДУМ с просьбой дать разъяснения относительно
дозволенности и запретности искусственного прерывания беременности с
точки зрения шариата.
В документе указывается: "Шариат охраняет жизнь эмбриона на всех
стадиях его развития: начиная от оплодотворения яйцеклетки до
момента вселения в него души и рождения. Покушение на жизнь эмбриона
на любой стадии его развития является грехом".
Фетва предостерегает: ошибочно считать, что искусственное
прерывание беременности разрешено на ранних сроках, то есть до
наступления четырехмесячного срока. Люди, решившие поступить так,
исходят из того положения, что согласно Корану дух вселяется в
эмбрион через четыре месяца после зачатия. "Беспричинный аборт до
того, как вселилась душа в эмбрион является безнравственным деянием,
а после наступления четырехмесячного срока становится отвратным,
то есть запретным действием", - подчеркивается в документе.
Большинство богословов единодушно признают, что аборт как до,
так и после наступления четырехмесячного срока является запретным.
Эту норму ученые вывели, руководствуясь известными аятами из Корана,
запрещающими убийство детей своими родителями из опасений позора
или бедности. "Заповедовал вам Господь относиться к родителям с
добром, не убивать детей своих, бедности опасаясь, - ибо даруем
Мы удел и вам и им" (5-151).
Что касается, наказания на этом свете за совершение аборта,
то согласно мусульманскому праву общепринятой является норма,
что провинившиеся родители должны заплатить штраф (гурра), схожий
с выкупом за убитого. Незапланированная беременность, отсутствие
денег, стесненные жилищные условия и вообще все трудности, которые
может испытать семья в связи с рождением ребенка, не являются основанием
для совершения аборта, поскольку Всевышний сказал, что он каждому
человеку дарует свой удел, - отмечается в фетве ДУМ РБ.
В документе разъясняется также, что по законам шариата
прерывание беременности, возникшей в результате прелюбодеяния
или изнасилования, недопустимо. Ислам запрещает преступления против
беременности, после того, как беременность достоверно установлена,
даже если эта беременность произошла по причине прелюбодеяния.
Таккже запрещено прерывать беременность, возникшую в результате
изнасилования. Нерожденный ребенок является существом безгрешным,
а потому прерывание беременности в таких обстоятельствах
приравнивается к убийству.
В фетве, распространенной Духовным управлением мусульман
Башкортостана, называются два показания, при которых разрешено
прерывание беременности. Аборт разрешен в случае возникновения
угрозы жизни и здоровью матери. Эту угрозу должны подтвердить
высококвалифицированные специалисты. Согласно нормам
шариата такое решение может вынести только врачебный консилиум,
в который входит не менее двух специалистов. К таким заболеваниям
относят: туберкулез, воспаление почек, тяжелые хронические,
ряд инфекционных заболеваний, тяжелые формы диабета и заболеваний
сердечно-сосудистой системы.
Второе показание прерывания беременности - если эмбрион имеет
врожденные пороки развития. Аборт разрешен, если врачи-специалисты
установили, что зародыш имеет увечья, которые нельзя излечить после
рождения или во время беременности, и есть твердая уверенность,
что после рождения ребенок будет испытывать большие страдания.
После того, как наступит 120-дневный срок, прерывание беременности
запрещено. Такое решение вынес ученый совет Всемирной исламской лиги
("Рабита аль-алям аль-Ислами, КСА, Мекка, 1990 год), - говорится
в фетве ДУМ РБ.