19 марта 2006 года подводный флот России отмечает 100-летний
юбилей. В этот день в 1906 году подводные лодки Российской
империи были официально объявлены самостоятельным классом
боевых кораблей. Следовательно, именно эта дата стала точкой
отсчета, фактически же история подводного флота, в том числе и
отечественного уходит корнями в более отдаленные времена.
Считается, что первую субмарину еще в 1620 году построили
англичане. Плотник из подмосковного села Покровское Ефим Никонов
подал в 1718 году на имя Петра I челобитную с предложением
построить "потаенное судно", которое "в море в тихое время будет
из снаряду разбивать корабли". Царь вызвал талантливого самоучку
в Санкт-Петербург, и повелел немедленно приступить к постройке.
В 1721 году судно было испытано в присутствии Петра I, после
чего автору предложили начать постройку "потаенного судна
большого корпуса". В августе 1724 году Никонов затребовал
вооружение для своего подводного корабля, названное им
"огненными трубами". Но со смертью Петра I работа над русской
подводной лодкой прекратилась, а та, что построил плотник Ефим,
сгнила в заброшенном сарае.
В 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге
по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная
лодка, вооруженная пусковыми ракетными установками. Русский
изобретатель Александровский пришел к выводу, что решение
проблемы подводного плавания немыслимо без механического
двигателя. Лодка по его проекту была построена в 1866 году и
развивала скорость не более полутора узлов и дальность плавания
всего лишь три мили.
В 1884 году русский изобретатель Джевецкий добился успеха,
установив на подводной лодке своей конструкции электродвигатель
мощностью в одну лошадиную силу, приводимый в действие от
аккумуляторной батареи и развившей на Неве под водой против
течения скорость четыре узла.
Первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" была
построена в 1904 году на Балтийском заводе в Петербурге по
проекту выдающегося ученого-кораблестроителя Бубнова в
соавторстве с капитаном 1-го ранга Беклемишевым и инженер-
механиком Горюновым. В качестве двигателей на ней были
установлены бензиновый мотор и электродвигатель, который мог
работать в режиме генератора. "Дельфин" по своим тактико-
техническим характеристикам превосходил подводную лодку,
построенную в то же время в США фирмой "Фултон" под руководством
инженера Голланда.
"Дельфин" и положил начало возникновению подводного флота
России, в которой уже в начале XX века имелись хорошо
подготовленные кадры специалистов-подводников, в том числе почти
100 офицеров. Год за годом подводные лодки превращались в
надежный род боевых сил Военно-Морского Флота России. Впервые в
этом качестве они заявили о себе в период первой мировой войны,
к окончанию которой русские подводные силы имели вполне
сложившуюся организацию и тактику боевого использования.
Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов
русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и
несколько реже - артиллерию. Первой подводной лодкой,
успешно применившей залповый метод торпедной стрельбы, был
"Гепард". 10 августа 1915 года у западного побережья острова
Эзель он атаковал немецкий крейсер "Любек", шедший в охранении
пяти миноносцев, и добился его поражения одной из пяти торпед,
выпущенных с интервалом в несколько секунд. После чего
погрузился на глубину 20 метров.
Отважные русские подводники только в кампанию 1915 года
совершили 78 военных походов, уничтожили два крейсера и 16
транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж
потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105
тысяч тонн. А ведь тогда наш подводный флот делал лишь первые
шаги!
Много больших шагов вперед отечественный подводный флот
сделал после Октябрьской революции 1917 года. К началу Великой
Отечественной войны Военно-Морской Флот СССР располагал уже 212
подводными лодками. Их высокие конструктивные данные, отличная
морская выучка и стойкость экипажей сделали наши подводные лодки
грозной боевой силой.
Свято соблюдали подводники и старую флотскую традицию: "Один
за всех и все за одного!" Ни на каком другом корабле эта
традиция не приобретает столь глубокого смысла, как на подводной
лодке, где от действия каждого матроса, старшины, мичмана или
офицера зависит успех и жизнь всего экипажа. И советские
подводники внесли большой вклад в Победу. Например, уже на
завершающем этапе войны, 30 января 1945 года подводная лодка С-
13 под командованием капитана 3-го ранга Маринеско на подходах к
Данцигской бухте атаковала и потопила фашистский лайнер
"Вильгельм Густлов" водоизмещением 24484 тонн, а через десять
дней она же торпедировала немецкий транспорт "Генерал фон
Штойбен" водоизмещением 14680 тонн. На этих судах находилось в
общей сложности около 10 тысяч немецких солдат и офицеров, в том
числе 1300 офицеров и матросов из экипажей фашистских подводных
лодок, огромное количество военной техники, большие материальные
ценности. В последние месяцы войны небывалый успех сопутствовал
и экипажу подводной лодки К-52 под командованием капитана 3-го
ранга Травкина. За четыре месяца до Победы эта подводная лодка
уничтожила шесть вражеских транспортов и сторожевой корабль.
Родина высоко оценила героические подвиги, совершенные в
годы Великой Отечественной войны экипажами наших подводных
кораблей. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами
Красного Знамени, двенадцать - стали Гвардейскими, четыре
подводные лодки Северного флота (Д-3, С-56, Щ-402, М-172) стали
Гвардейскими и Краснознаменными. Тысячи подводников удостоились
высоких государственных наград, а двадцать стали Героями
Советского Союза.
Первый послевоенный период строительства подводных лодок в
нашей стране характеризовался созданием подводных кораблей с
усовершенствованными тактико-техническими характеристиками. Были
увеличены автономность плавания, глубина погружения, надводная и
подводная скорости, количество торпедных аппаратов и
водоизмещение. Начали строить океанские подводные лодки,
которые, по сравнению с морскими, обладали повышенной
автономностью плавания и совершали походы в самые отдаленные
акватории мирового океана. Часть подводных кораблей уже имели к
этому времени на вооружении баллистические и крылатые ракеты.
Примерно с середины 50-х годов в СССР было положено начало
новому этапу в развитии ВМФ - созданию океанского ракетно-
ядерного флота и, прежде всего, строительству атомных торпедных,
а затем ракетных подводных лодок и морских ракетно-ядерных
систем стратегического назначения.
Со временем в строительстве подводных судов определились два
основных направления. Во-первых, это стратегические подводные
лодки, предназначенные для нанесения ракетно-ядерных ударов по
важнейшим военно-экономическим объектам противника. Такие лодки
вооружались баллистическими или крылатыми ракетами дальнего
действия класса "корабль-земля" с ядерными боеголовками и
торпедами для самообороны.
Во-вторых, это так называемые многоцелевые подводные лодки,
предназначенные для борьбы с атомными подводными ракетоносцами,
надводными кораблями и транспортами противника, а также для
несения разведки и дозорной службы. Многоцелевые подводные лодки
объединяют под одним названием многие типы лодок, вооруженных
ракетами класса "корабль-корабль", торпедами и ракето-торпедами.
Через трубы торпедных аппаратов они также могут производить
постановку мин.
С появлением атомных энергетических установок подводные
лодки стали действительно подводными, а не "ныряющими", какими,
по существу, были ранее. Запас энергии теперь позволяет
подводному кораблю плавать под водой длительное время и
всплывать под перископ лишь для того, чтобы уточнить свое место
в океане по солнцу или звездам, по космическим или
радионавигационным системам.
В июле 1962 года атомная подводная лодка "Ленинский комсомол"
под командованием капитана 2-го ранга Жильцова прошла подо
льдами к Северному полюсу. Через год, в сентябре экипаж
подводной лодки, которой командовал капитан 2-го ранга Сысоев,
всплыв точно на Северном полюсе, водрузил над торосами
Государственный и Военно-морской флаги Советского Союза. В
феврале-марте 1966 года группа атомных подводных лодок под
руководством контр-адмирала Сорокина совершила кругосветное
подводное плавание.
Новые условия плавания, и, прежде всего, большая
продолжительность пребывания в море в подводном положении,
насыщенность подводных кораблей сложной техникой предъявляют ко
всем членам их экипажей повышенные требования. Моряк должен быть
в этих условиях дисциплинирован, мужествен, хладнокровен,
решителен, физически крепок и способен действовать в любой
обстановке быстро, уверенно и точно, обладать большой
психологической выносливостью.
Сугубо сухопутная республика Башкортостан тоже имеет
непосредственное отношение к подводному флоту России. В
настоящее время в республике 34 тысячи моряков, из которых
практически каждый десятый - подводник. Морское собрание
Республики Башкортостан возглавляет Юрий Могильников - капитан
первого ранга, командир дизельной подводной лодки. Также
подводник и капитан первого ранга военный комиссар Октябрьского
района Уфы Мансур Ахунов. Были моряки из Башкортостана и в
составе геройски погибшего экипажа атомной подводной лодки "Курск".
В ходе празднования 100-летия подводного флота России
Морское собрание Республики Башкортостан вручит 350 ветеранам-
подводникам памятные медали и подготовленные к празднику букеты
цветов. Делегация МС РБ во главе с его председателем
Юрием Могильниковым в Санкт-Петербурге в эти дни принимает
участие в основных мероприятиях, посвященных юбилею. Праздничные
мероприятия состоятся и в Уфе, где еще накануне Дня защитника
Отечества был открыт памятник погибшим подводникам,
представляющий из себя рубку подводной лодки.
Автор: Николай Ермоленко