Все новости
Политика
17 Марта 2006, 20:35

19 марта исполняется 100 лет подводному флоту России

19 марта 2006 года подводный флот России отмечает 100-летний юбилей. В этот день в 1906 году подводные лодки Российской империи были официально объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Следовательно, именно эта дата стала точкой отсчета, фактически же история подводного флота, в том числе и отечественного...

19 марта 2006 года подводный флот России отмечает 100-летний юбилей. В этот день в 1906 году подводные лодки Российской империи были официально объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Следовательно, именно эта дата стала точкой отсчета, фактически же история подводного флота, в том числе и отечественного уходит корнями в более отдаленные времена. Считается, что первую субмарину еще в 1620 году построили англичане. Плотник из подмосковного села Покровское Ефим Никонов подал в 1718 году на имя Петра I челобитную с предложением построить "потаенное судно", которое "в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли". Царь вызвал талантливого самоучку в Санкт-Петербург, и повелел немедленно приступить к постройке. В 1721 году судно было испытано в присутствии Петра I, после чего автору предложили начать постройку "потаенного судна большого корпуса". В августе 1724 году Никонов затребовал вооружение для своего подводного корабля, названное им "огненными трубами". Но со смертью Петра I работа над русской подводной лодкой прекратилась, а та, что построил плотник Ефим, сгнила в заброшенном сарае.
В 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная пусковыми ракетными установками. Русский изобретатель Александровский пришел к выводу, что решение проблемы подводного плавания немыслимо без механического двигателя. Лодка по его проекту была построена в 1866 году и развивала скорость не более полутора узлов и дальность плавания всего лишь три мили.
В 1884 году русский изобретатель Джевецкий добился успеха, установив на подводной лодке своей конструкции электродвигатель мощностью в одну лошадиную силу, приводимый в действие от аккумуляторной батареи и развившей на Неве под водой против течения скорость четыре узла.
Первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" была построена в 1904 году на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга Беклемишевым и инженер- механиком Горюновым. В качестве двигателей на ней были установлены бензиновый мотор и электродвигатель, который мог работать в режиме генератора. "Дельфин" по своим тактико- техническим характеристикам превосходил подводную лодку, построенную в то же время в США фирмой "Фултон" под руководством инженера Голланда.
"Дельфин" и положил начало возникновению подводного флота России, в которой уже в начале XX века имелись хорошо подготовленные кадры специалистов-подводников, в том числе почти 100 офицеров. Год за годом подводные лодки превращались в надежный род боевых сил Военно-Морского Флота России. Впервые в этом качестве они заявили о себе в период первой мировой войны, к окончанию которой русские подводные силы имели вполне сложившуюся организацию и тактику боевого использования.
Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и несколько реже - артиллерию. Первой подводной лодкой, успешно применившей залповый метод торпедной стрельбы, был "Гепард". 10 августа 1915 года у западного побережья острова Эзель он атаковал немецкий крейсер "Любек", шедший в охранении пяти миноносцев, и добился его поражения одной из пяти торпед, выпущенных с интервалом в несколько секунд. После чего погрузился на глубину 20 метров.
Отважные русские подводники только в кампанию 1915 года совершили 78 военных походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105 тысяч тонн. А ведь тогда наш подводный флот делал лишь первые шаги!
Много больших шагов вперед отечественный подводный флот сделал после Октябрьской революции 1917 года. К началу Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот СССР располагал уже 212 подводными лодками. Их высокие конструктивные данные, отличная морская выучка и стойкость экипажей сделали наши подводные лодки грозной боевой силой.
Свято соблюдали подводники и старую флотскую традицию: "Один за всех и все за одного!" Ни на каком другом корабле эта традиция не приобретает столь глубокого смысла, как на подводной лодке, где от действия каждого матроса, старшины, мичмана или офицера зависит успех и жизнь всего экипажа. И советские подводники внесли большой вклад в Победу. Например, уже на завершающем этапе войны, 30 января 1945 года подводная лодка С- 13 под командованием капитана 3-го ранга Маринеско на подходах к Данцигской бухте атаковала и потопила фашистский лайнер "Вильгельм Густлов" водоизмещением 24484 тонн, а через десять дней она же торпедировала немецкий транспорт "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14680 тонн. На этих судах находилось в общей сложности около 10 тысяч немецких солдат и офицеров, в том числе 1300 офицеров и матросов из экипажей фашистских подводных лодок, огромное количество военной техники, большие материальные ценности. В последние месяцы войны небывалый успех сопутствовал и экипажу подводной лодки К-52 под командованием капитана 3-го ранга Травкина. За четыре месяца до Победы эта подводная лодка уничтожила шесть вражеских транспортов и сторожевой корабль.
Родина высоко оценила героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны экипажами наших подводных кораблей. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать - стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота (Д-3, С-56, Щ-402, М-172) стали Гвардейскими и Краснознаменными. Тысячи подводников удостоились высоких государственных наград, а двадцать стали Героями Советского Союза.
Первый послевоенный период строительства подводных лодок в нашей стране характеризовался созданием подводных кораблей с усовершенствованными тактико-техническими характеристиками. Были увеличены автономность плавания, глубина погружения, надводная и подводная скорости, количество торпедных аппаратов и водоизмещение. Начали строить океанские подводные лодки, которые, по сравнению с морскими, обладали повышенной автономностью плавания и совершали походы в самые отдаленные акватории мирового океана. Часть подводных кораблей уже имели к этому времени на вооружении баллистические и крылатые ракеты.
Примерно с середины 50-х годов в СССР было положено начало новому этапу в развитии ВМФ - созданию океанского ракетно- ядерного флота и, прежде всего, строительству атомных торпедных, а затем ракетных подводных лодок и морских ракетно-ядерных систем стратегического назначения.
Со временем в строительстве подводных судов определились два основных направления. Во-первых, это стратегические подводные лодки, предназначенные для нанесения ракетно-ядерных ударов по важнейшим военно-экономическим объектам противника. Такие лодки вооружались баллистическими или крылатыми ракетами дальнего действия класса "корабль-земля" с ядерными боеголовками и торпедами для самообороны.
Во-вторых, это так называемые многоцелевые подводные лодки, предназначенные для борьбы с атомными подводными ракетоносцами, надводными кораблями и транспортами противника, а также для несения разведки и дозорной службы. Многоцелевые подводные лодки объединяют под одним названием многие типы лодок, вооруженных ракетами класса "корабль-корабль", торпедами и ракето-торпедами. Через трубы торпедных аппаратов они также могут производить постановку мин.
С появлением атомных энергетических установок подводные лодки стали действительно подводными, а не "ныряющими", какими, по существу, были ранее. Запас энергии теперь позволяет подводному кораблю плавать под водой длительное время и всплывать под перископ лишь для того, чтобы уточнить свое место в океане по солнцу или звездам, по космическим или радионавигационным системам.
В июле 1962 года атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" под командованием капитана 2-го ранга Жильцова прошла подо льдами к Северному полюсу. Через год, в сентябре экипаж подводной лодки, которой командовал капитан 2-го ранга Сысоев, всплыв точно на Северном полюсе, водрузил над торосами Государственный и Военно-морской флаги Советского Союза. В феврале-марте 1966 года группа атомных подводных лодок под руководством контр-адмирала Сорокина совершила кругосветное подводное плавание.
Новые условия плавания, и, прежде всего, большая продолжительность пребывания в море в подводном положении, насыщенность подводных кораблей сложной техникой предъявляют ко всем членам их экипажей повышенные требования. Моряк должен быть в этих условиях дисциплинирован, мужествен, хладнокровен, решителен, физически крепок и способен действовать в любой обстановке быстро, уверенно и точно, обладать большой психологической выносливостью.
Сугубо сухопутная республика Башкортостан тоже имеет непосредственное отношение к подводному флоту России. В настоящее время в республике 34 тысячи моряков, из которых практически каждый десятый - подводник. Морское собрание Республики Башкортостан возглавляет Юрий Могильников - капитан первого ранга, командир дизельной подводной лодки. Также подводник и капитан первого ранга военный комиссар Октябрьского района Уфы Мансур Ахунов. Были моряки из Башкортостана и в составе геройски погибшего экипажа атомной подводной лодки "Курск".
В ходе празднования 100-летия подводного флота России Морское собрание Республики Башкортостан вручит 350 ветеранам- подводникам памятные медали и подготовленные к празднику букеты цветов. Делегация МС РБ во главе с его председателем Юрием Могильниковым в Санкт-Петербурге в эти дни принимает участие в основных мероприятиях, посвященных юбилею. Праздничные мероприятия состоятся и в Уфе, где еще накануне Дня защитника Отечества был открыт памятник погибшим подводникам, представляющий из себя рубку подводной лодки. Автор: Николай Ермоленко
Читайте нас: