Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Политика
11 Января 2006, 16:35

13 января - День российской печати

13 января отмечается День российской печати.Он учрежден Президиумом Верховного Совета РФ в декабре 1991 года в память о знаменательном событии в истории нашей страны - начале издания первой российской печатной газеты, основанной Петром Великим. Для расширения кругозора подданных царь-реформатор повелел...

13 января отмечается День российской печати.
Он учрежден Президиумом Верховного Совета РФ в декабре 1991 года в память о знаменательном событии в истории нашей страны - начале издания первой российской печатной газеты, основанной Петром Великим. Для расширения кругозора подданных царь-реформатор повелел издавать газету "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах". 1 января (13 января по новому стилю) 1703 года вышел первый номер газеты, в редактировании которого участвовал сам царь. Петровские "Ведомости" находятся у истоков отечественной прессы (хотя и у них был свой предшественник: в XVI веке Посольский приказ издавал первые рукописные вести - газету "Куранты").
День российской печати - достойный повод не только для подведения итогов, но и для того, чтобы привлечь внимание общественности к актуальным проблемам прессы. В стране издается масса газет и журналов самого разного содержания и качества. Количество зарегистрированных СМИ перевалило за 50 тысяч (с 1995 года этот показатель увеличился более чем в четыре раза). Причем пальму первенства теперь держат региональные издания. Среди всей массы печатных СМИ, возникших в последнее время, доля общероссийских газет составляет около 15 процентов, а региональных (республиканских, краевых, городских, районных, межрегиональных) - свыше 80 процентов. Тогда как еще десять лет назад центральная пресса доминировала безраздельно. Достаточно сопоставить следующие цифры. В России насчитывается свыше 3,5 тысячи районных (городских) газет. Их совокупный разовый тираж составляет почти 32 миллиона экземпляров. К этому надо добавить около семи тысяч республиканских, краевых, областных газет с разовым тиражом около 30 миллионов экземпляров. В то же время разовый тираж всех центральных газет - порядка 36 миллионов экземпляров.
В конце ноября минувшего года в Москве прошла XIII Международная профессиональная выставка "Пресса-2006", в которой приняли участие более двух тысяч СМИ. Выставка продемонстрировала новый качественный уровень, на который вышли российские средства массовой информации, и в частности, региональная пресса, - блестящий уровень по дизайну, по полиграфии, по контенту, по качеству взаимодействия с читателем. Члены жюри, через которых прошло огромное количество материалов, присылаемых на конкурсы выставки - "Золотой лотос", "Кентавр", "Летопись бессмертия", и члены общественных экспертных советов, оценивающих издания участников акции "Знаки отличия выставки "Пресса", - все отмечали небывало высокий уровень региональной прессы. Это позволяет говорить о местной печати как о сформировавшейся, внушительной и серьезной информационной силе. Кстати, это подтверждают и многие социологические опросы. Жители российской глубинки предпочитают получать информацию из местных изданий - и не только по экономическим соображениям (более доступны по ценам), но и из-за их большей приближенности к реальной жизни читателей.
Российская журналистика традиционно отличалась высокой нравственностью и патриотизмом. Социальная значимость проблемы всегда была решающим фактором для журналиста в его работе. Нынешняя ситуация экономического выживания прессы заметно влияет на профессиональные приоритеты. Результат - появление массы так называемых "желтых" изданий, потрафляющих отнюдь не лучшим вкусам и "воспитывающих" новую когорту читателей. Такой способ завоевания популярности особенно характерен для многих столичных изданий, распространяемых по всей стране. Местная печать всегда была менее политизирована, больше уделяла внимания "прозаическим", житейским вещам. И сегодня она значительно меньше подвержена налету "желтизны". Здесь печатное слово не потеряло своей значимости и доверия читателя. Это, по большому счету, - главное, чем могут гордиться региональные журналисты. Правда, нынешнее состояние региональной прессы во многом зависит от экономического потенциала региона, сложившихся традиций и запросов читательской аудитории.
В этом смысле Башкортостан не растерял ни то, ни другое. И сегодня республика в числе субъектов Российской Федерации с наиболее насыщенным информационным рынком. По данным Управления по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ, в республике зарегистрировано 636 печатных средств массовой информации, 146 - электронных. Теле- и радиовещание и издание печатных СМИ на шести национальных языках - характерная черта развития республиканского информационного поля. Тенденцией последнего времени стало учреждение своих печатных и электронных изданий муниципальными властями, а также заметное увеличение количества рекламных изданий и негосударственных электронных СМИ. В Башкортостане появились и электронные периодические издания, распространяемые на компакт-дисках. Усиливается еще одна тенденция: все чаще учредителями новых СМИ являются конкретные физические лица, то есть налицо активное проникновение на информационный рынок частника, что отражает общероссийский процесс становления информационного бизнеса. В то же время в республике стабильно развивается сеть средств массовой информации, поддерживаемых государством, доступных массовому читателю. Эта поддержка нужна всегда, но в период становления новых экономических отношений она особенно важна. Ведь пресса не только информирует, но и воздействует на общественное сознание и духовную культуру, являясь важнейшим инструментом формирования гражданского общества. СМИ Башкортостана вполне соответствуют этой высокой миссии.
- Пресса Башкортостана - поистине золотой фонд России, - отметила Ольга Никулина, председатель исполкома выставки "Пресса-2006", президент Союза издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП). - По-настоящему человеческая, очень качественная пресса. На выставке она имеет очень высокий рейтинг доверия. И полученные награды еще раз демонстрируют, насколько полновесно и основательно пресса республики находится в информационном пространстве России. Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: