13 января отмечается День российской печати.
Он учрежден Президиумом Верховного Совета РФ в декабре 1991 года
в память о знаменательном событии в истории нашей страны - начале
издания первой российской печатной газеты, основанной Петром Великим.
Для расширения кругозора подданных царь-реформатор повелел издавать
газету "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти,
случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах". 1 января
(13 января по новому стилю) 1703 года вышел первый номер газеты,
в редактировании которого участвовал сам царь. Петровские "Ведомости"
находятся у истоков отечественной прессы (хотя и у них был свой
предшественник: в XVI веке Посольский приказ издавал первые
рукописные вести - газету "Куранты").
День российской печати - достойный повод не только для подведения
итогов, но и для того, чтобы привлечь внимание общественности к
актуальным проблемам прессы. В стране издается масса газет и журналов
самого разного содержания и качества. Количество зарегистрированных
СМИ перевалило за 50 тысяч (с 1995 года этот показатель увеличился
более чем в четыре раза). Причем пальму первенства теперь держат
региональные издания. Среди всей массы печатных СМИ, возникших в
последнее время, доля общероссийских газет составляет около 15 процентов,
а региональных (республиканских, краевых, городских, районных,
межрегиональных) - свыше 80 процентов. Тогда как еще десять лет
назад центральная пресса доминировала безраздельно. Достаточно
сопоставить следующие цифры. В России насчитывается свыше 3,5 тысячи
районных (городских) газет. Их совокупный разовый тираж составляет
почти 32 миллиона экземпляров. К этому надо добавить около семи тысяч
республиканских, краевых, областных газет с разовым тиражом
около 30 миллионов экземпляров. В то же время разовый тираж всех
центральных газет - порядка 36 миллионов экземпляров.
В конце ноября минувшего года в Москве прошла XIII Международная
профессиональная выставка "Пресса-2006", в которой приняли участие
более двух тысяч СМИ. Выставка продемонстрировала новый качественный
уровень, на который вышли российские средства массовой информации, и
в частности, региональная пресса, - блестящий уровень по
дизайну, по полиграфии, по контенту, по качеству взаимодействия с
читателем. Члены жюри, через которых прошло огромное количество
материалов, присылаемых на конкурсы выставки - "Золотой лотос",
"Кентавр", "Летопись бессмертия", и члены общественных экспертных
советов, оценивающих издания участников акции "Знаки отличия
выставки "Пресса", - все отмечали небывало высокий уровень
региональной прессы. Это позволяет говорить о местной печати
как о сформировавшейся, внушительной и серьезной информационной силе.
Кстати, это подтверждают и многие социологические опросы. Жители
российской глубинки предпочитают получать информацию из местных
изданий - и не только по экономическим соображениям (более доступны
по ценам), но и из-за их большей приближенности к реальной жизни читателей.
Российская журналистика традиционно отличалась высокой
нравственностью и патриотизмом. Социальная значимость проблемы всегда
была решающим фактором для журналиста в его работе. Нынешняя ситуация
экономического выживания прессы заметно влияет на профессиональные
приоритеты. Результат - появление массы так называемых "желтых"
изданий, потрафляющих отнюдь не лучшим вкусам и "воспитывающих"
новую когорту читателей. Такой способ завоевания популярности особенно
характерен для многих столичных изданий, распространяемых по всей стране.
Местная печать всегда была менее политизирована, больше
уделяла внимания "прозаическим", житейским вещам. И сегодня она
значительно меньше подвержена налету "желтизны". Здесь печатное
слово не потеряло своей значимости и доверия читателя. Это,
по большому счету, - главное, чем могут гордиться региональные
журналисты. Правда, нынешнее состояние региональной прессы во
многом зависит от экономического потенциала региона, сложившихся
традиций и запросов читательской аудитории.
В этом смысле Башкортостан не растерял ни то, ни другое.
И сегодня республика в числе субъектов Российской Федерации с
наиболее насыщенным информационным рынком. По данным Управления
по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ,
в республике зарегистрировано 636 печатных средств массовой
информации, 146 - электронных. Теле- и радиовещание и издание
печатных СМИ на шести национальных языках - характерная черта
развития республиканского информационного поля. Тенденцией
последнего времени стало учреждение своих печатных и
электронных изданий муниципальными властями, а также заметное увеличение
количества рекламных изданий и негосударственных электронных СМИ.
В Башкортостане появились и электронные периодические издания,
распространяемые на компакт-дисках. Усиливается еще одна тенденция:
все чаще учредителями новых СМИ являются конкретные физические лица,
то есть налицо активное проникновение на информационный рынок
частника, что отражает общероссийский процесс становления
информационного бизнеса. В то же время в республике стабильно
развивается сеть средств массовой информации, поддерживаемых государством,
доступных массовому читателю. Эта поддержка нужна всегда, но в период
становления новых экономических отношений она особенно важна.
Ведь пресса не только информирует, но и воздействует на общественное
сознание и духовную культуру, являясь важнейшим инструментом формирования
гражданского общества. СМИ Башкортостана вполне соответствуют
этой высокой миссии.
- Пресса Башкортостана - поистине золотой фонд России, -
отметила Ольга Никулина, председатель исполкома выставки "Пресса-2006",
президент Союза издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП).
- По-настоящему человеческая, очень качественная пресса. На выставке она
имеет очень высокий рейтинг доверия. И полученные награды еще раз демонстрируют,
насколько полновесно и основательно пресса республики находится в
информационном пространстве России.
Автор: Марина Шумилова