Все новости
Политика
21 Сентября 2005, 13:56

"Башкирский мед" попытались сделать горьким

Предложение депутатов Госсобрания Республики Башкортостан обновить договор о разграничении полномочий между республикой и центром, с которым они обратились к Владимиру Путину, вызвало всплеск эмоций, материализовавшихся в статьях и комментариях. Суть большинства неполиткорректных публикаций сводилась к следующему: да как они посмели ... и торг по этому...

Предложение депутатов Госсобрания Республики Башкортостан обновить договор о разграничении полномочий между республикой и центром, с которым они обратились к Владимиру Путину, вызвало всплеск эмоций, материализовавшихся в статьях и комментариях. Суть большинства неполиткорректных публикаций сводилась к следующему: да как они посмели ... и торг по этому вопросу неуместен. В этом же ключе выдержан материал политического обозревателя Валерия Выжутовича ("Российская газета" от 16.09.05, N 207). На примере Башкортостана автор предрекает очередную главу "в истории непростых, а нередко и болезненных отношений между центром и регионами".
Не вникая в смысл понятия "федерация", г-н Выжутович раздражается при слове "суверенитет" и, пугая общество, размахивает им как жупелом сепаратизма, межнациональной и религиозной розни. Впрочем, эти пиарштампы давно известны и замыленны.
А размышления о федеральных отношениях представляются без всяких сантиментов - центр всегда прав, центр велел, и точка. Более того, он уверен, что не должно быть регионов с особым статусом, все перед центром равны. А если кто-то не хочет быть равным среди равных, значит, его надо подравнять. Разумеется, при таком раскладе не учитываются социально-экономическая специфика региона, национальные особенности и т.д. Видимо, товарищ не понимает, что невозможно равнять Москву с Урюпинском, а Уфу с Анадырем. В целом последствия реанимируемой пещерной логики просто непредсказуемы. В сегодняшней России появились даже брачные контракты-договоры, а сложнейшая сфера отношений центр - регионы выводится из законодательной области и отдается на усмотрение-откуп ненасытной армии чиновников. Вот где открывается непаханое поле для коррупции.
Напрашивается вопрос: что за извращенную форму федерализма пропагандирует политический обозреватель уважаемой газеты?
Между тем Председатель Госсобрания республики Константин Толкачев, объясняя инициативу башкирских парламентариев, ссылается не на виртуальные законы или законодательство другой страны, а на статью 11 действующей Конституции РФ, которая допускает подписание договоров о разграничении полномочий субъектов РФ и центра. Их роль, на взгляд спикера, в последние годы была незаслуженно принижена.
К слову сказать, Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти Республики Башкортостан, подписанный в августе 1994 года, заключался в период, когда законодательная деятельность федерального парламента только начиналась, и в правовом поле России зияло множество дыр. Подобные договоры тогда помогли урегулировать многие сложности во взаимоотношениях сторон. И в настоящем, и в будущем они также будут необходимы, считает господин Толкачев.
Кстати, историю договорных отношений Башкортостана и России Валерий Выжутович почему-то начинает с 1918 года, хотя они имеют более глубокие корни. Но, вырывая из истории отдельные куски, автор вдохновляется ленинской бесцеремонностью к договорным отношениям, как "к клочку бумаги, который можно выбросить". Нет бумажки, нет проблем. Видимо, ленинский опыт приводится как пример для нынешней власти, мол, именно так можно сохранить безопасность государства, дееспособность федерального центра и управляемость страны, целостность России.
Согласно всезнающему политобозревателю, "за подчеркнутую отдельность существования Уфа платила Москве всегдашней своей лояльностью. Отношения натянулись лишь тогда, когда заработала "вертикаль", и центр велел регионам привести свои законы в соответствие с федеральными". А договор Башкортостану необходим для того, чтобы платить как можно меньше налогов в центр, иметь преференции, получать безвозвратные субсидии и проводить "самостоятельную внешнеэкономическую деятельность". Для убедительности своих доводов автор сыплет красноречивыми цифрами. "А вот о том, что скрывается за оградой особого статуса, - язвит Выжутович, - руководители республики особенно не распространяются, дабы не раздражать центр и не привлекать к себе завистливое внимание рядовых регионов. - Ну, например... Более 70 процентов собранных налогов остаются в республике".
Автор ловчит и, подобно эквилибристу, все ставит с ног на голову. Он нагнетает температуру политических страстей, внушает российскому обывателю, дескать, обнаглели отдельные регионы, пора ставить на место.
Между тем, по данным фискального ведомства, Башкортостан уже перечислил в российскую казну более 40 миллиардов рублей из 83,4 миллиарда рублей собранных за восемь месяцев этого года. По этому показателю республика занимает ведущую позицию в Приволжском федеральном округе. В течение года Башкортостан отправит в центр почти 70 процентов собранных налогов. И это реальная цифра, использованная г-м Выжутовичем наоборот. Кстати, с учетом этой цифры был спланирован республиканский бюджет 2005 года, урезано финансирование многих социальных программ.
В науке, образовании, здравоохранении, культуре республика старается быть примером для других регионов. Башкирский республиканский военкомат по организации военных сборов и призыва неоднократно был признан лучшим в России. Военнослужащие из республики гибнут в горячих точках, отстаивая целостность страны. Регион участвует в различных всероссийских акциях. Башкортостан является одним из десяти регионов-доноров, занимает шестое место в России по объему промышленного производства. Все это достигнуто упорным трудом населения республики, а не особенным статусом региона.
Тем не менее у политобозревателя поворачивается язык заявлять, что, прижатые к стенке заработавшей "вертикалью", башкирские власти проявляют чудеса изворотливости, спасая башкирскую Конституцию. По его словам, это предложение сделки по выкупу Москвой башкирского суверенитета, попытка сменить форму правления, упразднив президентский пост, которые были отвергнуты центром.
Весьма странно, что федеральные программы по развитию регионов рассматриваются как элемент торга, а переход к парламентской республике, как известно, обсуждался как на федеральном, так и региональном уровнях, причем недавно в Московской городской думе.
Судя по всему, все действия руководства республики прозорливый обозреватель видит через призму интриг, негативных центробежных тенденций, чему на протяжении 450-лет нахождения в составе России Башкирия никогда не давала повода.
Неприятный осадок оставляет и название статьи - "Башкирский мед". Признанный во всем мире по своим вкусовым и целебным свойствам продукт попытались сделать горьким, добавив в него немаленькую ложку дегтя. Автор: Сергей Жердяев
Читайте нас: