Почти 11 миллиардов рублей (без НДС) составил в 2004
году объем выпуска товарной продукции ОАО "Уфимское
моторостроительное производственное объединение". Индекс
физического объема - 105,3 процента. Коллектив объединения
успешно справился с задачами, поставленными советом директоров.
Об этом шла речь на общем годовом собрании акционеров ОАО
"УМПО".
С докладом об итогах работы предприятия в минувшем году
выступил генеральный директор объединения Юрий Пустовгаров. Он
подчеркнул, что рост объемов производства достигнут не только за
счет выполнения экспортных контрактов по поставке авиационных
двигателей, но и за счет увеличения производства продукции
гражданского назначения - газоперекачивающего и
газоэнергетического оборудования на базе двигателей АЛ-31СТ
(СТЭ). Доля экспорта в общем объеме продаж в прошлом году
составила 92,7 процента.
В число основных потребителей продукции объединения по-прежнему
входят Китай и Индия. Поставки двигателей в Китай
осуществлялись как напрямую, так и в составе самолетов, через
авиационный завод Комсомольска-на-Амуре и АКХ "Сухой". Это
касается 99-го изделия, а основным заказчиком двигателя "96"
является Индия. В этой стране продолжались работы по организации
лицензионного производства данного двигателя на предприятиях
корпорации "ХАЛ". В рамках этой программы были произведены
поставки технологических комплексов и оборудования на общую
сумму более 32 миллионов долларов, а конструкторской
документации отправлено на 7,3 миллиона долларов.
В 2004 году, по словам Юрия Пустовгарова, работа
проводилась по 68 договорам на поставку имущества и услуг в счет
экспортных контрактов, из них 34 - на поставку оборонной
продукции, что исчисляется суммой 321,7 миллиона долларов. Кроме
авиационных двигателей, постоянным спросом у заказчиков
пользуется продукция по так называемой вертолетной тематике. При
этом в числе покупателей не только российские, но и иностранные
компании. В прошлом году основными заказчиками вертолетной
техники являлись ФГУП "КумАПП", ОАО "Роствертол", ОАО "Камов",
"LG International" (Южная Корея).
Объем производства гражданской продукции -
газоперекачивающих и газоэнергетических установок - в прошедшем
году вырос по сравнению с предыдущим в 6,4 раза. В ней очень
заинтересован такой крупный заказчик, как ОАО "Газпром". Уже в
этом году запланирован пуск собственного испытательного стенда
для проведения испытаний силами объединения, что позволит
отказаться от услуг ОАО "НПО "Сатурн".
В результате снизится стоимость изделий и появится возможность
оперативно решать вопросы, связанные с качеством, что в итоге
повлияет на увеличение спроса на эти агрегаты.
Другим перспективным направлением является производство
двигателей "АЛ-55И" для учебно-тренировочного самолета, имеющего
большие перспективы на внутреннем и внешнем рынках. Пока
запланирован комплекс работ по его созданию.
Как отметил генеральный директор, в номенклатуре
изделий, производимых акционерным обществом, доля товаров
народного потребления не определяющая - 1,8 процента. В то же
время снегоходы "Рысь", мотоблоки "Агро", бензиновые двигатели
универсального назначения пользуются устойчивым спросом на
потребительском рынке, поэтому необходимо наращивать их
производство.
Что касается финансово-экономического состояния
объединения, то оно характеризуется стабильностью. Об этом
свидетельствует ряд показателей. Например, коэффициент
автономии, отражающий уровень независимости объединения от
внешних источников финансирования, составил 0,69 (при нормативе
0,5). Коэффициент текущей ликвидности - 2,65 (при нормативе 2).
Под ликвидностью объединения подразумевается его способность
погашать свои краткосрочные обязательства. Однако несмотря на
эффективную хозяйственную деятельность на освоение новых
изделий, пополнение оборотных средств под плановый рост
производства и погашение налоговой задолженности, связанной с
реструктуризацией, потребовались дополнительные кредитные
ресурсы. По состоянию на 1 января нынешнего года общая сумма
банковских кредитов составила 1,5 миллиарда рублей.
По мнению Юрия Пустовгарова, положительные результаты
дает и кадровая политика. Среднесписочная численность
предприятия составила 18 339 человек. Почти половина рабочих -
42 процента - имеют пятый и выше квалификационный разряд.
Проводится работа по подготовке рабочих начальной квалификации.
Всего за прошлый год из числа учеников был подготовлен 241
рабочий.
Подготовка новых кадров ведется в трех профессиональных
училищах, выпускники которых ежегодно пополняют коллектив
завода. В связи с омоложением кадров большое внимание уделяется
повышению их квалификации. По итогам 2004 года свой
квалификационный разряд повысили 1 183 рабочих, 773 человека
приобрели вторую профессию. Повысили квалификацию 1 825
руководителей и специалистов. Новая кадровая политика призвана
постоянно обеспечивать не только должный количественный, но и
качественный состав работников. Этому, как известно,
способствует уровень заработной платы и наличие развитой
социальной сферы. Так, в прошлом году средняя зарплата по УМПО
достигла 7 965 рублей. Созданы условия для здорового образа
жизни заводчан, профилактического лечения, полноценного отдыха
и проведения досуга. Набирает темпы ипотечное строительство
жилья для работников акционерного общества.
На собрании акционеров были озвучены также новые
направления в деятельности объединения, цель которых - повысить
эффективность управления производством, создать систему
бюджетирования. В связи с этим уже произошли некоторые кадровые
перестановки и структурные изменения. Под бюджетированием
понимается система планирования, учета и контроля ресурсов и
результатов деятельности структурных подразделений и сегментов
бизнеса в целях дальнейшего совершенствования управления бизнес-процессами.
Далее по пунктам было перечислено, на какие цели
использована прибыль: капитальные вложения, расходы на
социальное развитие, питание работников, материальное поощрение,
содержание базовых профучилищ, проценты на реструктуризацию за
пользование бюджетными средствами и другие.
По предложению Совета директоров дивиденды по итогам 2004 года
решено не начислять. Значительная часть денежных средств пойдет
на производственные нужды.
В заключение Юрий Пустовгаров обозначил задачи на
текущий год и перспективу. Глобальная задача, стоящая не только
перед объединением, но и перед всей авиационной промышленностью,
- это разработка, освоение и выпуск двигателя нового, пятого
поколения. По-прежнему главным источником финансовых
поступлений останется экспорт продукции. Реалии таковы, что
российские ВВС пока не планируют закупать новую технику, хотя в
настоящее время ОАО "УМПО" приступило к выполнению госзаказа на
поставку 24 ремонтных двигателей "99". Помимо производственных
остается еще много нерешенных вопросов, связанных с качеством,
организацией производства, модернизацией станочного парка и т.д.
В коллективе надеются все эти трудности преодолеть и достичь
запланированного роста объемов производства.
Автор: Любовь Колоколова