31 марта этого года исполняется тринадцатая годовщина подписания
Федеративного договора - важнейшего политико-правового документа,
сыгравшего особую историческую роль в сохранении целостности
Российской Федерации.
Работа над этим документом началась еще в 1990 году, когда
реально возникла угроза распада союзного государства. Существовало
около 30 различных проектов договора. Их рассмотрение и обсуждение
показало, что идея национальной государственности за годы Советской
власти укоренилась в общественном сознании, и вернуться к сугубо
территориальным образованиям невозможно. Поэтому был отвергнут
возврат к губернскому устройству. Но и федерация национальных
государств с преимущественными правами на их территории титульных
наций и минимальными полномочиями центра явно не соответствовала
сложившимся традициям межнационального общения и настрою федерального
центра. Поэтому Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992
года республиками, входящими в российское федеративное государство,
(его не подписали тогда только Татарстан и Чечня) носил компромиссный
характер и достаточно корректно скоординировал интересы центра
и регионов. Буквально через несколько дней, 10 апреля 1992 года, VI Съезд
народных депутатов России одобрил Федеративный договор и постановил
включить его как составную часть в текст Конституции Российской Федерации.
Заключение Федеративного договора и последовавших за ним Договоров по
разграничению полномочий позволило разрешить кризис российской
государственности, остановить противоборство между федеральным центром и
субъектами, в ходе которого обе стороны стремились получить как можно
больше полномочий.
Федеративный договор состоит из трех близких по содержанию
договоров - о разграничении полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами власти субъектов Федерации
всех трех типов - республик; краев, областей и городов федерального
значения: Москва и Санкт-Петербург; автономных областей и автономных
округов. В действующую Конституцию России 1993 года Договор не был
включен. Но статья 11 Основного Закона четко определяет,
что разграничение предметов ведения и полномочий в России осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными
договорами. То есть подчеркивается основополагающий характер
этого документа для регулирования федеративных отношений в стране.
Надо отдать должное разработчикам Договора, нашедшим то
рациональное зерно, которое позволило обеспечить баланс интересов
различных субъектов Федерации, сохранив в то же время их специфику.
По сути, Договор юридически закрепил их реально существующую
разнотипность. Все субъекты Федерации равноправные - имеют одни
и те же права и полномочия, равные обязанности в социальной,
экономической и культурной областях. В то же время за республиками
закрепляется статус государства. Каждый из трех документов,
составляющих Федеративный договор, содержит перечень полномочий
Российской Федерации, федеральных органов власти. Определен и круг
полномочий, которые относятся к совместному ведению федеральных органов
государственной власти и органов власти субъектов Федерации. Все другие
полномочия не перечисляются, и отсюда - простор для самостоятельного их
решения субъектами Федерации.
Башкортостан подписал Федеративный договор, приобщив к нему
специальное Приложение, которое стало правовой базой для дальнейшего
развития двусторонних отношений между Россией и нашей республикой.
В первом пункте этого документа фиксируется, что земля, недра,
природные богатства и другие ресурсы на территории республики
являются собственностью ее многонационального народа. Вопросы
владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются
республиканским законодательством и соглашениями с федеральными
органами власти. Подтверждается, что Башкортостан участвует
в международной и внешнеэкономической деятельности и самостоятельно
определяет общие принципы налогообложения и сборов в бюджет
с учетом принятых в республике законов и дополнительных соглашений
по этим вопросам с федеральными органами. Приложение также предполагает
создание самостоятельной системы законодательства и судебной системы,
прокуратуры, адвокатуры и нотариата для правового регулирования всех
вопросов, кроме тех, которые добровольно переданы республикой в
ведение федеральных властей. Приложение к Федеративному договору от
Республики Башкортостан, базировавшееся на идеях Декларации о
государственном суверенитете Башкортостана, имело принципиальное значение
для укрепления его экономической и политической самостоятельности.
Причем этот курс республики имел широкую общественную поддержку: на первом
республиканском референдуме 25 апреля 1993 года 75,5 процента
участвовавших в голосовании (более 52 процентов общего числа
избирателей) выступили за экономическую самостоятельность республики
и ее договорные отношения с Российской Федерацией на основе
Федеративного договора и Приложения к нему от Башкортостана.
Федеративный договор, безусловно, открыл новый этап в развитии
внутригосударственных отношений. Его важнейшей составляющей
стали двусторонние договоры между федеральным Центром и регионами,
определившие взаимосогласованный объем прав и обязанностей.
Первыми такие договоры с Москвой заключили Татарстан и Башкортостан,
затем - еще более половины субъектов Федерации. Такая договорная практика
логически была предопределена Конституцией и Федеративным договором.
Но надо признать, федеративное государство, провозглашенное нашим
Основным Законом как реально существующее, на деле лишь создается.
И действительность подтверждает, насколько противоречиво и болезненно
у нас идет этот процесс. И насколько живучи традиции и умонастроения,
определяемые нашей унитарной по своей сути отечественной историей.
Сегодняшнее состояние федерализма и его перспективы опять вызывают
много вопросов. Укрепление российской государственности, усиление
властной вертикали, инициированное Президентом страны, вполне понятно и
во многом объясняется нынешним состоянием России. "Наведение порядка" -
лозунг для наших соотечественников привычный и, учитывая наши реалии,
закономерный. Но ведь принципиально важно, как этот порядок
наводится и с какими результатами.
Процесс федеративного строительства в России далек от завершения,
он все еще продолжается, во многом завися от политической конъюнктуры и
характера взаимоотношений федеральных органов государственной власти и
руководства субъектов Федерации, непросто и болезненно идет создание
его правовой базы. Но самое главное, что федеральный центр и
регионы едины в своем стремлении изменить ситуацию к лучшему,
искать и находить взаимопонимание, потому что альтернативы федеративному
развитию страны не существует.
Автор: Марина Шумилова