На проходящем сегодня в здании Государственного Собрания Республики
Башкортостан юбилейном торжественном заседании, посвященном 10-летию
деятельности парламента Башкортостана, выступил Председатель Госсобрания
РБ Константин Толкачев.
Ниже публикуем текст его выступления:
"Уважаемый Президент Республики Башкортостан!
Уважаемые депутаты и гости!
Десять лет тому назад было образовано Государственное Собрание - Курултай -
Республики Башкортостан. По историческим меркам - это одно мгновение. Но если
оценивать его с той же исторической позиции, прошедшее десятилетие является
вершиной долгого пути развития Башкортостана. Его государственность неразрывно
связана с далеким 1557 годом, когда по инициативе башкирских родов на
территории России возник первый договорный дружественный союз, который стал
прообразом федерации.
По тем договорам башкирским родам были предоставлены широкие права:
внутреннее самоуправление, вотчинное право на земли, свобода вероисповедания,
гарантировалась защита от территориальных притязаний. В свою очередь, башкиры
признавали себя подданными московского государя, брали обязательство нести
военную службу за свой счет и платить ясак. В условиях царского самодержавия
башкирский край также имел довольно значительные полномочия по сравнению с
другими российскими губерниями.
Среди политических событий, произошедших в начале XX-го века в жизни
Башкортостана и России, по своему историческому значению основополагающее
место занимает подписание "Соглашения Центральной Советской власти с
Башкирским правительством о советской автономии Башкирии". Оно явилось
закономерным продолжением договорных отношений Башкирии с Россией, положило
начало формированию конституционно-правового статуса республики, на многие
десятилетия вперед определило перспективы развития парламентаризма в
Башкортостане.
Соглашение решало важные вопросы государственного устройства и
государственной власти Башкортостана, взаимоотношения политических институтов
Башкортостана и РСФСР, определяло административно-территориальное устройство.
Оно стало первым в современной российской истории правовым актом, заложившим
основу строительства федеративного государства - Российской Федерации. Так
было официально признано существование в рамках Федерации вполне
самостоятельного национально-государственного образования - Башкортостана,
обладающего всеми признаками государственности. Если другие автономии
создавались нормативными актами, принимаемыми в Центре, то рождение
государственности Башкортостана оформилось на основе взаимных договоренностей.
Продолжение такой практики открывало перед Россией реальную перспективу
формирования подлинно федеративных отношений.
Родоначальником Государственного Собрания - Курултая - Республики
Башкортостан является Малый Курултай - Кесе Курултай - Башкурдистана,
образованный в декабре 1917 года, он работал до 1920 года.
Первая Конституция Башкирской АССР была принята Пятым Всебашкирским
съездом Советов 27 марта 1925 года. Но чтобы она стала действующей, ее
обязательно должен был утвердить ВЦИК РСФСР. Этого не случилось. Основанием
для отрицательного решения послужило то, что статья первая данной Конституции
гласила: "Башкирия является республикой, свободно входящей в состав РСФСР и
через нее объединяющейся в Союз Советских Социалистических Республик".
20-го июня 1937 года Десятым Всебашкирским Чрезвычайным съездом Советов
принимается вторая Конституция Башкирии, которая представляла собой урезанный
вариант союзной. Но даже эта Конституция, значительно ограничивающая правовой
статус республики, вступила в силу лишь спустя около трех лет, 2-го июня 1940
года после утверждения ее на сессии Верховного Совета РСФСР.
До 1938 года функцию парламента выполняли пленумы Башкирского Центрального
Исполнительного Комитета, а с 1938 года действует Верховный Совет Башкирской
АССР. Исторический интерес представляет состав Верховного Совета первого
созыва, избранного 26 июня 1938 года, Президиум которого возглавил видный
государственный деятель нашей республики Рахим Киреевич Ибрагимов, чье
столетие недавно отметила общественность Башкортостана. Среди депутатов этого
созыва числятся имена Иосифа Сталина, Михаила Калинина, Николая Булганина,
Андрея Жданова, Михаила Водопьянова, Вячеслава Молотова. Таковы были реалии
того неоднозначного и сложного времени.
Третья Конституция республики была принята Верховным Советом Башкирской
АССР 30 мая 1978 года. Как и конституции других автономных республик, она
представляла собой сокращенный вариант Конституции РСФСР. Несмотря на
определенную ограниченность этих конституций, они признавали основополагающее
начало государственности - гражданство Республики Башкортостан, так как любое
государственное образование немыслимо без граждан. Общепризнано, что
гражданство есть проявление устойчивой правовой связи между личностью и
государством, определяющей права и обязанности каждой из сторон. К сожалению,
в 2002 году на основании постановления Конституционного суда России норма о
гражданстве республик в составе Российской Федерации была исключена из
федерального законодательства.
Нельзя не отметить и не высветить правовой фундамент, созданный депутатами
Верховного Совета республики 12-го созыва, который позволил воплотить в
реальность государственный статус Башкортостана. Развитие собственной
конституционной системы Республики Башкортостан тесно связано с его
деятельностью. Среди значимых политических событий периода работы Верховного
Совета этого созыва выделяется принятие Декларации о государственном
суверенитете Республики Башкортостан 11 октября 1990 года. Все последующие
шаги - подписание Федеративного Договора в 1992 году с приложением к нему от
Республики Башкортостан, принятие 24 декабря 1993 года Конституции
Башкортостана, подписание Договора "О разграничении предметов ведения и
взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан"
3 августа 1994 года, конституционные процессы 2000 и 2002 годов - логически
истекали из Декларации о государственном суверенитете. Все эти важные правовые
акты закрепили конституционно-правовой статус Республики Башкортостан как
полноправного субъекта России, конституционно-договорной характер отношений
Башкортостана с Центром.
На основе опыта правотворчества, накопленного Верховным Советом 12-го
созыва, отрабатывались правовые и политические механизмы и модели оптимального
функционирования принципа разделения властей, современного законодательного
процесса, новых форм и методов современной парламентской деятельности. Именно
на них базировалась деятельность Государственного Собрания - Курултая -
Республики Башкортостан, сформированного в 1995 году.
Несомненно, все важнейшие политические процессы 90-х годов тесно связаны
с именем Председателя Верховного Совета, затем избранного первым Президентом
Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова. Как один из наиболее
активных политических лидеров современной России он на протяжении уже многих
лет является принципиальным сторонником развития подлинного федерализма,
регионального конституционализма, реального укрепления конституционно-правового
статуса Башкортостана, последовательно отстаивающим эти основополагающие идеи
в государственном устройстве.
Депутаты Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан
приложили усилия к построению в России подлинно федеративного государства.
Парламентарии исходили из того, что федерация есть абсолютно неизбежная форма
государственного устройства современной России. При этом важным условием ее
устойчивости является самостоятельность субъектов Федерации, учет их
особенностей и интересов. Конституция Российской Федерации предоставила
субъектам право формировать собственное законодательство. Республика
Башкортостан активно его использовала и сегодня общественные отношения в
республике регулируют 12 кодексов и более 200 законов.
Исторический опыт России свидетельствует о неэффективности государственного
управления из единого Центра без предоставления самостоятельности регионам.
Даже в дореволюционной России, в условиях советского тоталитарного
политического режима управление территориальными единицами осуществлялось с
определенной степенью децентрализации государственной власти за счет
делегирования полномочий на места. Можно говорить о творческом использовании
нашим парламентом определенных традиций, но нельзя не отметить сегодняшний
откат от достигнутого в федеративном строительстве государства.
Один из основополагающих принципов международного права - право каждого
народа на самоопределение, включая и право на создание собственной национальной
государственности. В условиях единого Российского государства это может быть
осуществлено только при реализации федеративной модели, когда национальные
субъекты Российской Федерации создают собственные органы государственной
власти, наделенные соответствующими конституционными полномочиями. Поскольку
на протяжении последнего десятилетия существовала определенная проблематичность
во взаимоотношениях федерального Центра и органов государственной власти ряда
субъектов Российской Федерации, для решения этой проблемы требуется научное,
конституционно-правовое осмысление сложившейся модели их взаимоотношений,
тенденций и возможных векторов дальнейшего их развития с учетом положительного
опыта стран Европы.
Начиная с 2000 года в условиях, когда Центром инициируется процесс
укрепления вертикали федеральной власти, Государственное Собрание продолжало
отстаивать идеи договорного разграничения полномочий и активно участвовало в
реформировании федерального законодательства, реализуя свое право
законодательной инициативы. Поэтому законотворческая деятельность
Государственного Собрания Республики Башкортостан во многом предопределялась
необходимостью анализа наработанной правовой базы и согласования
республиканского законодательства с федеральным.
Более двух лет многонациональный народ республики сверяет свою жизнь с
обновленной Конституцией Республики Башкортостан, во главу угла которой
поставлены принципы обеспечения целостности и единства государственной власти
России, юридически обоснованного соотношения предметов ведения и полномочий
Российской Федерации и Республики Башкортостан, федеративного устройства
государства. Сама жизнь предъявила высочайшие требования к содержанию норм
Основного Закона Республики Башкортостан, отражающих тенденции и идеи
совершенно новой эпохи и принципиально иного этапа в развитии республики и
ее парламентаризма. Она открыла простор для радикальных политических
преобразований, дала мощный импульс дальнейшему реформированию государственной
власти, созданию самостоятельной системы законодательной и представительной
власти и обеспечению гарантий прав и свобод человека и гражданина. Она
предоставила республике уникальную возможность осуществить собственную
модель парламентских и социально-экономических преобразований.
Особое место в деятельности Государственного Собрания занимают вопросы
развития правовой основы местного самоуправления в республике. Социальная
сфера - область постоянного внимания депутатского корпуса. Государственным
Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан переработаны законы о ветеранах
войны, труда и Вооруженных Сил, о социальной защите инвалидов и детей-сирот, о
гарантиях прав ребенка. Важное значение имеет принятие законов о
потребительской корзине и о порядке определения прожиточного минимума, об
адресной социальной помощи, о профилактике и ограничении табакокурения, о
частной медицинской деятельности и другие. Все они намного опередили
федеральные аналоги. В наши дни, когда по всей России неоднозначно проходит
реализация социальных реформ, республика одна из первых среди субъектов
Федерации выступила с законодательной инициативой о недопустимости разделения
ветеранов на региональных и федеральных льготников.
Руководство Башкортостана делает все возможное, чтобы не ухудшить
социальное положение ветеранов и других категорий наших граждан, нуждающихся
в государственной защите. Безусловно, республика обеспечит регулярность
ежемесячных денежных выплат ветеранам труда и труженикам тыла и сохранит
льготы в оплате жилья и коммунальных услуг.
Деятельное участие принимает депутатский корпус в заложении основ
финансово-экономической политики в республике. Конструктивное взаимодействие
с Президентом, Правительством республики позволяет ежегодно обеспечивать
своевременное принятие республиканского бюджета и контроль за его исполнением.
В соответствии с федеральным законодательством законодательный орган субъекта
Федерации может создавать свои контрольные органы. Конституция Республики
Башкортостан таким органом определила Контрольно-счетную палату, основными
задачами которой являются контроль за исполнением бюджета Республики
Башкортостан и территориальных государственных внебюджетных фондов республики,
проведение экспертизы проектов бюджетов республиканских целевых программ.
Депутатами активно используется право законодательной инициативы по внесению
изменений в федеральные законы. Это является перспективным средством защиты
прав республики на федеральном уровне, позволяет рационально решать вопросы
согласования республиканского и федерального законодательства, заполнять
правовые пробелы по вопросам совместного ведения.
Одним из наиболее эффективных средств контроля за реализацией принимаемых
законов стало проведение парламентских слушаний, имеющих большой общественный
резонанс. По результатам парламентских слушаний готовятся рекомендации, которые
используются в законодательной работе.
Башкортостан стал первым субъектом Российской Федерации, где принят закон
об Уполномоченном по правам человека, на основе которого с 1996 года в
республике осуществляется Всемирная хартия по правам человека и гражданина.
Депутаты Государственного Собрания ведут плодотворную парламентскую деятельность
и за пределами республики. В частности, депутаты представляли законопроекты и
принимали участие в парламентских слушаниях и заседаниях Государственной Думы
и Совета Федерации по вопросам экологической безопасности, местного
самоуправления, административно-территориального устройства Российской
Федерации, промышленной политики и другой проблематики, представляли интересы
Государственного Собрания в Конституционном Суде и Верховном Суде Российской
Федерации. Депутаты Государственного Собрания являлись участниками ряда
всероссийских и межрегиональных совещаний и семинаров.
Стали регулярными совещания руководителей законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Федерации. Подобные рабочие встречи
с участием депутатов Государственного Собрания состоялись в Уфе, Нижнем
Новгороде, Перми, Пензе, Йошкар-Оле, Ижевске, Казани и других городах. Они
позволяют обобщить опыт законотворческой деятельности, выработать стратегию
и направления ее совершенствования.
Стало хорошей традицией проводить в Уфе при непосредственном участии
депутатов Государственного Собрания важные международные мероприятия:
симпозиумы, научно-практические конференции и "круглые столы".
Значимым направлением деятельности республиканского парламента стало
установление парламентских связей с законодательными органами государственной
власти других субъектов Российской Федерации. Заключены соглашения и протоколы
о сотрудничестве с Московской городской Думой, Думой Ханты-Мансийского
автономного округа, Госсоветом Татарстана, законодательными органами других
субъектов.
Продолжают укрепляться международные парламентские связи. Государственное
Собрание принимало делегации Чехии, Польши, Украины, Турции и других
государств.
Уважаемый Муртаза Губайдуллович!
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Итоги последних лет российской истории неопровержимо и убедительно
подтвердили жизненную необходимость института парламентаризма как в России,
так и в каждом субъекте Федерации. Результаты общественно-политических
процессов Башкортостана однозначно доказывают, что именно развитый
парламентаризм активно способствует проведению последовательных реформ,
созданию эффективной системы законодательства, обеспечению дополнительных
гарантий прав и свобод человека и гражданина, формированию социально
ориентированной экономики, консолидации всех общественно-политических сил
республики и придают фундаментальный характер конституционным отношениям.
Высок авторитет Башкортостана как стабильно развивающегося субъекта Российской
Федерации. Экономика республики демонстрирует устойчивые темпы роста, обладает
хорошей инвестиционной привлекательностью и обеспечивает достаточный жизненный
уровень населения.
Парламентаризм как политический процесс продолжает активно развиваться,
наполняясь опытом передовой мысли всего человечества. Конечно, трудно
представить какие-либо конкретные стандарты парламентаризма для каждого
отдельно взятого субъекта России. Невозможно найти универсальный рецепт
построения гармоничных парламентских отношений, но во главу угла при
построении парламентаризма должны ставиться интересы человека и народов,
как высшие ценности государства и общества.
Бесспорно, каждый субъект Российской Федерации обладает географическими,
этническими, экономическими, политическими и историческими особенностями.
Республика Башкортостан среди них отличается уникальным и неповторимым
своеобразием межнациональных отношений, общественно-национальным духом и
конституционно-правовым статусом.
Подтверждением тому является Указ Президента Российской Федерации
Владимира Владимировича Путина о праздновании 450-летия добровольного
вхождения Башкортостана в состав России, придание тем самым важного
федерального и международного значения этому событию.
Парламентаризм в Республике Башкортостан имеет богатую историю, пройденный
путь его становления извилист и труден. Опыт представительной и законодательной
деятельности в республике, вне сомнения, заслуживает глубокого изучения и
практического применения. Парламентаризм - это индикатор демократии.
Дальнейшее его развитие в России и в Башкортостане должно способствовать
укреплению демократии, усилению результативности государственного механизма
в обеспечении прав и свобод народов, каждого человека.
Позвольте поздравить вас со знаменательным событием в жизни республики -
10-летием образования Государственного Собрания - Курултая - Республики
Башкортостан, который стал действенным и эффективным органом государственной
власти, вносящим свой достойный вклад в будущность Башкортостана, пожелать
крепкого здоровья, благополучия вашим семьям, новых дел и свершений!"
Фото Олега Яровикова.
Автор: