Сегодня в Институте органической химии УНЦ РАН прошла
пресс-конференция, на которой шла речь о результатах только что
проведенного в пещере "Шульган-Таш" исследования состояния
палеотической (наскальной) живописи в этом уникальном памятнике
культуры.
Эта экспертиза проводилась специально приглашенными учеными
из Франции - Жаком Брюне, представляющим Департамент по сохранению
памятников культуры министерства культуры Франции, и Филиппом
Малораном - инженером-исследователем Лаборатории гидрогеологии
университета в Бордо 1. В течение нескольких дней - с 3 по 12
августа - французские специалисты совместно с отечественными
учеными из Института истории материальной культуры РАН,
Всероссийского научно-исследовательского геологического
института имени А.П.Карпинского, Института истории, языка и
литературы УНЦ РАН исследовали состояние наскальной живописи
уникального святилища в Каповой пещере и анализировали разработанные
российскими специалистами предложения по их сохранению.
В сегодняшней пресс-конференции, помимо гостей из Франции,
участвовали также заместитель министра культуры и национальной
политики РБ Тамара Пушкарева, Президент АН РБ Марат Ильгамов,
и известные ученые из Санкт-Петербурга, давно занимающиеся изучением
Каповой пещеры - Юрий Ляхницкий и Татьяна Щербакова.
Не секрет, что в последние годы состояние некоторых уникальных
наскальных рисунков пещеры "Шульган-Таш" интенсивно ухудшается.
На это указывает и анализ данных, собранных отечественными
специалистами в 1976, 1997, 2000-2003 годах. Наши ученые давно
уже бьют тревогу и ищут пути сохранения рисунков. Но, как выяснилось,
проблема заключается в том, что на сегодняшний день у отечественных
специалистов, как археологов, так и геологов, нет опыта консервации
и сохранения столь уникального памятника культуры.
Первым делом республиканские журналисты поинтересовались
у гостей, почему именно к французскому опыту сохранения палеолитической
живописи обратились отечественные ученые? Оказалось, что именно
во Франции и Испании накоплен сегодня самый богатый опыт в этой
области: разработаны необходимые методики сохранения, есть все
необходимое современное оборудование. Это объясняется прежде всего
тем, что на территории одной только Франции находится более 150
пещер с палеолитической живописью, аналогичная же ситуация и в
Испании.
Сами Жак Брюне и Филипп Малоран, проанализировав ситуацию
и ознакомившись с предлагаемыми мерами по сохранению наскальных
рисунков, остались весьма довольны результатами сотрудничества.
Французские эксперты дали высокую оценку работе российских ученых.
Теперь предстоит самое главное - разработать методику консервации
уникальных рисунков. Французская методика не вполне для этого
подходит, поскольку Капова пещера находится в иной климатической
зоне, нежели французские гроты. Причем в разработке методики
консервации рисунков, по мнению специалистов, должны принять
участие представители самых разных наук - климатологии, геологии,
спелеологии, этнологии и других.
На самый животрепещущий вопрос: будет ли закрыта пещера
"Щульган-Таш" для широкой публики - ответил Юрий Ляхницкий.
По его словам, программа консервации уникального памятника
предполагает, что все-таки будет оставлен для посещения небольшой
туристический маршрут по самой Каповой пещере, но вот внутренние
помещения, где находятся оригиналы рисунков, необходимо закрыть.
Кроме того, сейчас уже созданы очень хорошие профессиональные копии
древних рисунков, которые смогут утолить естественный интерес
людей к пещере и одновременно позволят сохранить на века сами
оригиналы.
Фото Олега Яровикова.
Автор: Лиана Гайнутдинова