В январе 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для
подготовки важнейших частей будущей Конституции. Началась работа над
проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в
ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав
СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам Закавказья права
непосредственного вхождения в СССР и т.д.
Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б)
(апрель 1923 года). Съезд отметил необходимость создания специального органа
представительства национальностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР
сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек,
включая представителей ЦИК всех союзных республик.
Совещание представителей национальных республик и областей высказалось
за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных
республик, дало название двум будущим палатам ЦИК СССР - Союзный Совет и
Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, право обеих на
законодательную инициативу.
26-27 июня 1923 года проект Конституции СССР был одобрен Пленумом ЦК
РКП (б). Специальные сессии ЦИКов республик обсудили и утвердили проект
Конституции СССР. 6 июля 1923 года ЦИК СССР единогласно одобрил проект
Конституции СССР и принял постановление "О введении в действие Конституции
Союза Советских Социалистических Республик". В январе 1924 года проект
Конституции СССР был одобрен и съездами союзных республик. 31 января
1924 года II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Так
юридически был завершен процесс образования Советского Союза.
Конституция СССР 1924 года состояла из двух разделов: Декларации об
образовании СССР и Договора об образовании СССР.
В Декларации отражены принципы добровольности и равноправия при
объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось
право свободного выхода из СССР. Вместе с тем никогда в дальнейшем процедура
такого выхода разработана не была. В Договоре закреплялось объединение
республик в одно союзное
федеративное государство. Ведению СССР в лице его верховных органов
подлежали: организация и руководство вооруженными силами, внешняя политика и
торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, установление
единой денежной и кредитной системы, утверждение единого бюджета СССР,
руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ
судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства,
основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и
просвещения и др. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых
республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные
вопросы, возникающие между союзными республиками.
Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою
государственную власть самостоятельно. Территория союзных республик не могла
быть изменена без их согласия. Конституция устанавливала для граждан союзных
республик единое союзное гражданство.
Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. Он
избирался от городских Советов из расчета 1 депутат на 25 тысяч избирателей и
от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат
на 125 тысяч жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся
Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух равноправных
палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался
съездом Советов СССР из представителей союзных республик, пропорционально
населению каждой, в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и
автономные республики, автономные области и губернии. Совет Национальностей
образовывался из представителей союзных и автономных республик
по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался
Съездом Советов СССР. Конституция не устанавливала количественного состава
Совета Национальностей. Образованный II Съездом Советов СССР Совет
Национальностей состоял из 100 человек. Союзный Совет и Совет Национальностей
для руководства своей работы избирали президиум. Законопроекты, рассмотренные
ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения как Союзным
Советом, так и Советом Национальностей.
В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным,
исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум
ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета
Национальностей в количестве 21 человека. Происходило раздельное голосование
палат при выборе Президиума. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума
четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их
равноправие. ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных
Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом
ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом.
В
В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и
исполнительной власти.
Для руководства отраслями государственного управления создавалось
10 наркоматов СССР: пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и
морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять
объединенных (Высший Совет народного хозяйства, продовольствия, труда,
финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих
уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли
руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы
республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно
союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы:
земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального
обеспечения. В последние годы в литературе высказывалось мнение,
что СССР не был федерацией или что он утратил характер федеративного
государства с установлением "личной диктатуры Сталина". Это - идеологические,
а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в
СССР не было достаточно сильных сепаратистских настроений, можно сделать
лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные противоречия эффективно
разрешались, а подрывные действия маргинальных националистических групп
подавлялись. Это происходит в любой федерации с авторитетной и
ответственной властью. Особое значение имело повышение статуса органов
госбезопасности. Если в РСФСР ГПУ было подразделением НКВД, то с
созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенного
наркомата - ОГПУ СССР, имеющее подчиненные ему наркоматы в республиках.
Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с совещательным голосом).
Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности
сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме под его
председательством образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК
СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их
до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли
обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая его
исполнения.
В последующем в первую Конституцию вносились изменения. В связи с принятием
Конституции СССР от 5 декабря 1936 года она прекратила свое действие.
Конституция СССР 1924 года не похожа на другие советские конституции. В
ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и
обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.
Все это отражено в республиканских конституциях, которые принимались
несколько позднее. Главным смыслом Конституции СССР 1924 года явилось
конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и
союзных республик.
Автор: