Сегодня в Доме Государственного Собрания Республики Башкортостан
состоялось торжественное заседание Государственного Собрания - Курултая -
Республики Башкортостан, посвященное 10-летию принятия Конституции
Республики Башкортостан. Перед собравшимися выступил Президент
Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Речь Президента, с некоторыми
сокращениями, публикуем ниже.
"Уважаемые депутаты! Уважаемые участники и гости торжественного
заседания!
Позвольте мне сердечно поздравить вас с одним из главных
государственных праздников многонационального народа республики -
Днем Конституции Республики Башкортостан и десятилетием со дня ее
принятия! Так совпало, что этот праздник мы отмечаем в дни подведения
итогов выборов Президента республики. Пользуясь случаем, хотел бы
сердечно поблагодарить вас - избранников народа, в вашем лице - и весь
многонациональный народ республики за оказанное мне высокое доверие, за
твердую поддержку курса развития Башкортостана!
Конституция республики как политико-правовой документ исключительной
важности явился логическим продолжением провозглашения в октябре 1990 года
Декларации о государственном суверенитете республики. Хронологические
рамки, отделяющие эти два события исторически крайне малы - чуть более трех
лет. Однако в них спрессован такой динамизм общественно-политической жизни,
какого не знали прежние десятилетия.
У каждого субъекта Российской Федерации свои географические,
этнические, экономические, политические, культурные и исторические
особенности. Наша республика среди них отличается уникальностью
исторического пути, многовековым содружеством народов, особенностью
конституционно-правового статуса.
Эти обстоятельства и обусловили такие новые требования к содержанию
норм и принципов Основного Закона, чтобы в нем нашли отражение тенденции и
идеи современного развития республики и ее государственности.
24 декабря 1993 года Верховный Совет республики, опираясь на всенародное
волеизъявление, принял новую, подлинно демократическую Конституцию
Башкортостана.
Наш новый Основной Закон дал простор для назревших политических
преобразований, мощный импульс дальнейшему реформированию
государственного устройства республики. Был открыт путь к созданию
самостоятельной системы законодательства, юридическому обеспечению
гарантий прав и свобод человека и гражданина, формированию цивилизованных
рыночных отношений.
Конституция соответствовала отечественным и международным стандартам.
Она закрепила основы демократического правового светского государства и
социально ориентированной экономики. Все участники хозяйственной
деятельности независимо от их организационно-правовой формы получили
равные права.
Впервые это не декларативная, а работающая демократическая конституция.
Новый Основной Закон предоставил нам возможность проводить
самостоятельную экономическую, социальную и культурную политику,
реализовать свою оптимальную модель преобразований во всех сферах
общественной жизни. На ее основе был взят курс на сохранение наших
природных богатств и хозяйственного потенциала, на достижение устойчивого
экономического развития и выполнение крупных социально-экономических
программ.
Конституция принималась в непростое время, когда формы развития
демократической и федеративной государственности России были еще
недостаточно определены. Продолжали оставаться неясными перспективы
становления двусторонних отношений между Центром и субъектами Федерации.
Нужно отдать должное депутатам Верховного Совета Республики Башкортостан
двенадцатого созыва. Они проявили политическую мудрость и прозорливость,
сумели выработать и закрепить в Конституции те правоположения, которые стали
юридической и политической основой стабильности и устойчивого развития
нашего общества.
В условиях преобразований и кризисных явлений в стране наша республика
заняла твердую и принципиальную позицию. Мы сохранили действенность всех
органов государственной власти, взвешенно проводили реформы, защитили
жизненные интересы населения.
На демократической конституционной основе была сформирована
действующая система государственной власти. Организация государственной
власти республики отличалась от прежней и по форме, и по содержанию.
Были учреждены демократические институты власти и гражданского
общества: Государственное Собрание - Курултай; пост Президента - высшего
должностного лица республики; Конституционный суд; должность
Уполномоченного по правам человека и другие.
Создание профессионального парламента способствовало развитию
законодательной деятельности и становлению собственной законодательной базы.
Впервые в истории Башкортостана был всенародно избран Президент. Это
укрепило не только исполнительную власть, но и всю систему государственной
власти республики.
На основе идей и принципов новой Конституции вошли в конструктивное
русло двусторонние отношения между Российской Федерацией и Республикой
Башкортостан. 3 августа 1994 года был подписан Договор Российской Федерации и
Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном
делегировании полномочий между органами государственной власти России и
Башкортостана. Этот ответственный политический акт стал важным шагом на
пути дальнейшего строительства новой России, усиления позитивного потенциала
федеративных отношений.
Основываясь на Конституции Башкортостана и договоренностях,
достигнутых с федеральным Центром, республика вплотную занялась
созидательной деятельностью в интересах населения.
Наша стратегия учитывала запросы и чаяния многонационального народа
республики, местные особенности. Это позволило сохранить общественную
стабильность, межнациональный мир и согласие в нашем общем доме -
Башкортостане.
Конституция стала основой развития государственности через
формирование собственной системы законодательства. Она дала возможность
эффективно регулировать общественные отношения. Мы вправе сегодня
гордиться тем, что республика среди других субъектов Федерации обладает одной
из самых развитых систем законодательства.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей в
республике созданы основы гражданского общества и правового государства.
Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан за эти
годы накоплен богатый опыт функционирования как органа представительной и
законодательной власти.
Произошло формирование и становление качественно нового для
Башкортостана института власти - Президентства. Как гарант Конституции и
глава республики Президент стал координатором и центром взаимодействия всех
ветвей государственной власти, определяя стратегию внутренней и внешней
политики.
Значительно вырос статус Правительства республики. Конституционное
определение его полномочий и принятие специального закона расширило и
укрепило его роль в осуществлении различных направлений государственной
политики. Налажена система взаимодействия Правительства с
органами других ветвей государственной власти и органами местного
самоуправления.
Произошло становление и укрепление судебной власти. Деятельность этих
органов приобрела важное значение для развития гражданского общества и
рыночной экономики, реализации принципов демократии, защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Серьезные изменения произошли в политической жизни общества.
Выразителями интересов и нужд различных групп и слоев населения стали
партии и общественные движения. Они участвуют в решении социальных
вопросов, способствуют сохранению межнационального мира и согласия. Ими
накоплен определенный опыт общественного контроля за деятельностью органов
государственной власти и местного самоуправления.
Во многом благодаря консолидации усилий государства и общества
развитие Башкортостана характеризуется социально-политической
стабильностью. Наиболее привлекательными для населения стали идеи и
программные установки партии "Единая Россия". Об этом свидетельствует тот
факт, что в новом составе парламента Башкортостана, сформированного в марте
текущего года, из 119 депутатов 91 представляет "Единую Россию". А по итогам
прошедших выборов в Государственную Думу 7 декабря по всем шести
одномандатным округам республики депутатами избраны представители партии
"Единая Россия". Поддержан избирателями и федеральный ее список.
Уважаемые товарищи!
К десятилетию Конституции мы подошли с обновленной редакцией нашего
Основного Закона. Этого потребовала от нас сама жизнь, необходимость
совершенствования взаимоотношений с федеральным Центром. При этом
ставилась задача максимально использовать ресурсы действующей Конституции,
весь ее потенциал. Была проведена огромная аналитическая работа. И в 2000 и
2002 годах были внесены изменения и дополнения в текст Конституции 1993
года. Такой эволюционный подход к конституционной реформе оказался
достаточно эффективным. Вся работа по совершенствованию Конституции
осуществлялась открыто, с привлечением широкого круга общественности,
трудовых коллективов, политических партий и движений.
Закон Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в
Конституцию Республики Башкортостан" был принят Государственным
Собранием и подписан Президентом 3 декабря 2002 года. Тем самым начался
новый этап совершенствования всей системы нашего законодательства. Это был и
наш вклад в укрепление единого правового пространства страны.
Фундаментальные положения Конституции 1993 года получили
современное звучание. Новая редакция Конституции закрепила преемственность
ключевых идей, базовых принципов построения республиканской правовой
системы. Они включали развитие договорных механизмов, обеспечение
целостности и единства государственной власти Российской Федерации,
юридически обоснованное соотношение предметов ведения и полномочий
Российской Федерации и Республики Башкортостан, соблюдение норм и
принципов международного права.
Для законодателей нашей республики Конституция России была и остается
непреложным юридическим основанием для разработки нормативных правовых
актов, поскольку она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории Российской Федерации.
Мы за последовательное решение проблем, связанных с устранением
возникших противоречий в правовом регулировании федеративных отношений, в
том числе фактов несоответствия конституций, уставов и иных правовых актов
субъектов Российской Федерации с положениями федеральной Конституции.
Думаю, это и есть своеобразный российский путь становления подлинного
федеративного государства.
Дальнейшее усиление российского государства будет идти на сложившейся
конституционно-правовой основе, поддержанной всеми субъектами Российской
Федерации. Ибо правовой фундамент федеративного Российского государства
составляет не только Конституция России, но и конституции, уставы, законы ее
субъектов.
Мы с полным правом можем считать, что Конституция нашей республики
является одной из неотъемлемых частей всей правовой системы Российской
Федерации.
Следуя обновленной Конституции, парламент Башкортостана
активизировал работу по совершенствованию нашего законодательства с учетом
всего ценного, что прошло проверку временем. Это создало хорошие
предпосылки для улучшения всей законодательной системы, укрепления и
развития государственности республики, вызвало позитивные изменения во всех
сферах общественной жизни, в том числе и в ее основной части - экономике.
Все последние годы наша республика занимает достойное место в
Российской Федерации в качестве одного из наиболее стабильных и
экономически развитых, можно сказать, опорных регионов.
Благодаря разумно выбранной стратегии экономической самостоятельности
и проведению взвешенных реформ республика сумела не только сохранить, но и
упрочить ведущие позиции по многим направлениям социально-экономического
развития. По объему валового регионального продукта и промышленного
производства мы входим в первую десятку, по объему продукции сельского
хозяйства находимся на втором месте среди 89 субъектов Российской Федерации.
Думаю, не лишним будет привести и некоторые другие статистические
данные.
В республике перерабатывается каждая седьмая тонна российской нефти,
производится каждая пятая тонна автомобильного бензина и каждая шестая тонна
дизельного топлива. По объему нефтедобычи в течение многих лет мы занимаем
третье место в России. Значителен удельный вес республики в производстве
химической и нефтехимической продукции страны.
Только за последние пять лет объемы производства увеличились в
машиностроении более чем в 2,5 раза, черной, цветной металлургии и в легкой
промышленности почти в 1,5 раза. Инвестиции в основной капитал возросли на
74,5 процента.
Республика обладает значительным инвестиционным потенциалом и
высоким уровнем региональной инвестиционной безопасности. Это
подтверждают рейтинги, присвоенные нам крупными международными
агентствами. По доходам консолидированного бюджета и по поступлениям налогов и
сборов республика занимает пятое место в России и первое место в Приволжском
федеральном округе, входит в число немногих регионов-доноров федерального
бюджета.
Назову несколько цифр, характеризующих сегодняшнюю социально-
экономическую ситуацию в республике. За 11 месяцев текущего года объем
промышленной продукции в сравнении с прошлогодним увеличился более чем на
семь процентов, в денежном выражении превысил 163 млрд. рублей. Динамично
развиваются черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка,
нефтеперерабатывающая индустрия, промышленность строительных материалов,
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая,
мукомольно-крупяная и комбикормовая, медицинская, полиграфическая отрасли.
Убежден, что наша республика в состоянии внести весомый вклад в
выполнение задачи, поставленной Президентом страны Владимиром
Владимировичем Путиным, по удвоению валового внутреннего продукта России.
Для этого у нас есть все возможности.
Бюджет 2004 года сформирован, как и в предыдущие годы, бездефицитно.
Планомерно финансируются мероприятия Федеральной целевой программы
"Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года". На
следующий год предусмотрено выделение из федерального бюджета 7,3 млрд.
рублей на ее выполнение.
Законодательство Башкортостана гарантирует выгодное привлечение и
иностранных инвестиций. Прошедшая 26 ноября текущего года презентация
Республики Башкортостан в Министерстве иностранных дел страны в Москве
вызвала большой интерес представителей иностранных государств к нашей
республике, показала готовность их к инвестиционной деятельности.
"Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека" - таково одно из базовых положений Конституции Башкортостана. За
минувшее десятилетие немало сделано для воплощения его в жизнь. В республике
сформировано солидное социальное законодательство. Обеспечены высокие
темпы расширения и модернизации социальной инфраструктуры. По развитию
социальной сферы Башкортостан уверенно входит в группу лидирующих
регионов России. Стабильно растут средние денежные доходы на душу
населения, заработная плата.
Существенный прорыв обеспечен в решении жилищной проблемы - на
протяжении ряда лет республика занимает одно из ведущих мест среди регионов
страны по строительству жилья. У нас создана эффективная система социальной
защиты населения. За минувшее десятилетие троекратно увеличено ее
финансирование.
Открытие новых производств, активная работа на рынке труда позволили нам
последовательно решать вопросы занятости населения. С гордостью мы можем
отметить и достижения в развитии образования, культуры, науки,
здравоохранения, физкультуры и спорта, молодежной политики.
Конституция Башкортостана позволила консолидировать наше
многонациональное общество. Происходит обновление всей духовно-
нравственной жизни народов республики.
Интернациональная общность складывалась у нас столетиями и никогда не
была причиной раздора. Сформирована собственная модель межнациональных
отношений. Башкортостан проводит активную государственную национально-
культурную политику. Каждый народ имеет возможность развивать
национальную культуру, возрождать и сохранять свои традиции.
Исторический опыт страны показывает, что именно национально-
государственные образования являются основным гарантом сохранения и
развития культур, языков и традиций народов. Такой подход и является основой
государственной национальной политики в республике, нашедшей свое
отражение в Конституции Башкортостана. Многонациональность нами
воспринимается не как проблема, а как бесценное достояние.
В республике активно действует более 80 национальных общественных
объединений и национально-культурных центров.
Башкортостан стал одним из крупных духовно-культурных центров тюрко-
язычных, финно-угорских и славянских народов. Успешный опыт Башкортостана
по развитию культур и языков народов признан и на федеральном уровне.
Уважаемые депутаты и участники торжественного заседания!
Общество, находящееся в непрерывном развитии и движении, всегда
предъявляет новые требования к своему государству. В этом плане Конституция
Российской Федерации и наш Основной Закон работают на необратимость
процессов демократизации общества, на согласование полномочий Федерации и
республики, оптимальное взаимоотношение всех ветвей федеральной власти с
республиканской. Впереди большая работа по дальнейшему совершенствованию
местного самоуправления, бюджетных отношений между органами
государственной власти республики и местного самоуправления и многое другое.
У нас есть все основания утверждать, что Конституция Башкортостана,
принятая в 1993 году и обновленная в 2000 и 2002 годах, - это основа нашей
стабильности, мощный фундамент дальнейшего поступательного развития
республики.
Уважаемые участники торжественного заседания!
Позвольте мне еще раз поздравить вас с юбилеем нашей Конституции, с
наступающим Новым 2004 годом, пожелать крепкого здоровья, благополучия и
счастья, выразить уверенность в том, что мы приложим все свои силы, знания и
опыт для дальнейшего процветания нашего родного Башкортостана и великой
России! Благодарю за внимание".
Автор: