Уже 10 лет в действует Закон РБ "Об
охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике
Башкортостан". В республике семье, детям всегда уделялось
большое внимание, поэтому закон о защите их прав был принят
одним из первых в Российской Федерации.
Закон "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства
в Республике Башкортостан" устанавливает основы
государственной политики в республике в области охраны семьи,
материнства, отцовства и детства, общие принципы
регулирования возникающих с участием семьи
правоотношений. В рамках Закона семья
признается субъектом права, охраняется законом и находится
под защитой государства и общества.
Корреспондент "Башинформ" беседует с председателем
Комитета Государственного Собрания - Курултая - Республики
Башкортостан по труду, социальным вопросам, семье,
материнству, детству и охране здоровья Альфией
Шарафутдиновой.
- Какое, на ваш взгляд, место занимает Закон "Об охране
семьи, материнства, отцовства и детства в Республике
Башкортостан" в данной сфере правового регулирования?
- Закон, которому 5 ноября 2003 года исполнилось 10
лет, является первым, принятым Верховным Советом Республики
Башкортостан в блоке законодательства об охране семьи и
детства.
Этот закон установил основы государственной политики в
республике в области охраны семьи, материнства, отцовства и
детства, общие принципы регулирования отношений, возникающих
с участием семьи в государственных, административных,
гражданских, земельных, жилищных и иных правоотношениях.
Сложившаяся к тому времени в стране демографическая ситуация
характеризовалась резким снижением рождаемости и другими
неблагополучными симптомами. Законодатели стремились
принятием и введением в действие данного закона решить задачи
возрождения, укрепления престижа семьи, семейных традиций,
родительского авторитета, закрепить гарантии защиты
материнства, отцовства и детства, восстановить приоритет
семейного воспитания детей. Ставилась также цель установить
ответственность государства перед семьей, а семьи, в свою
очередь, перед государством и обществом.
- Альфия Мазгаровна, какова, по вашему мнению, реальная
значимость этого закона для жителей республики?
- Закон этот, по своей сути, стал катализатором
законотворчества в рассматриваемой сфере, и в этом его
непреходящая ценность. Практически в одно время с ним был
принят такой фундаментальный документ, как Кодекс Республики
Башкортостан об охране здоровья граждан. В нем закреплены
отдельными статьями права семьи, беременных женщин и матерей,
несовершеннолетних граждан в области охраны здоровья.
Специальный раздел Кодекса посвящен медицинской деятельности
по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции
человека.
В 1996 году Государственным Собранием Республики
Башкортостан принят Семейный кодекс, который направлен на
укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах
взаимной любви, уважения, взаимопомощи и ответственности
перед семьей всех ее членов, а также на недопустимость
произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи и т.д. Я
не буду механически перечислять все законы - их принято
достаточное количество, тем более что решение вопросов
поддержки семьи не ограничивается только принятием законов.
Так, на основании и во исполнение принятых законов у нас
успешно реализуются республиканские целевые программы:
"Безопасное материнство", "Развитие и совершенствование
системы диагностики и лечения детей в Республике Башкортостан
на 2001-2005 гг.", "Охрана здоровья детей и подростков на
2000-2005 годы". Указом Президента Республики Башкортостан от
21 декабря 1998 г. утверждена программа "Дети Республики
Башкортостан" на 1999-2005 годы", которая включила в себя
отдельные подпрограммы "Одаренные дети", "Дети-сироты",
"Организация досуга, отдыха и оздоровления детей",
"Дети-инвалиды".
На реализацию перечисленных программ в 2004 году
планируется выделить около 32 миллионов рублей. Программа
"Безопасное материнство" была профинансирована в объеме более
90 миллионов рублей. Кроме этого, у нас ежегодно утверждается
и вступает в действие комплексная программа социальной
поддержки населения.
В результате демографическая ситуация, в отличие от
середины 90-х годов, приобрела положительную динамику. С 2001
года наблюдается рост рождаемости, а в 2002 году этот
показатель по республике в сравнении с предыдущим годом
возрос на 6,7 процента. На протяжении последних 10 лет прослеживается
стойкая тенденция снижения младенческой смертности (с 19,5 в
1993 году до 12,7 на 1000 родившихся живыми в 2002 году или
на 35 процентов). Стало быть, мы можем с уверенностью
смотреть в будущее.
- Альфия Мазгаровна, есть ли проблемы в реализации этого
закона, есть ли недостатки, затрудняющие его работу?
- Проблемы реализации этого закона аналогичны
проблемам в реализации любого другого законодательного акта. В первую
очередь - это деньги. Проведение в жизнь любого из социальных
законов требует немалых бюджетных средств, которых как всегда
не хватает. Но дело не только в этом. Как известно, принятие
любого, "самого-самого" закона в нашем государстве легко
нейтрализуется его неисполнением, а порой и нарушением
отдельных положений законодательных актов. И для того, чтобы
преодолеть подобную негативную тенденцию, усилий одних только
законодателей явно недостаточно. Здесь необходимы, и об этом
уже не один раз говорилось с самых высоких трибун,
консолидированные, целенаправленные, методичные усилия всех
ветвей государственной власти, всех министерств, ведомств,
служб и подразделений, руководителей всех рангов по претворению
принимаемых законов в жизнь, по искоренению правового
нигилизма, повышению юридической грамотности населения.
Конечно, очень многое зависит и от того, насколько динамично
будет развиваться наша экономика.
- Были ли случаи нарушений прав матерей, отцов со стороны
трудовых коллективов, организаций?
- Посудите сами - в адрес депутатов не иссякает поток
обращений и жалоб от граждан, считающих, что работодатель
прямо или косвенно ограничивает, а то и грубо попирает их
права. Как правило, это молодые мамы, испытывающие проблемы в
трудоустройстве, продолжении служебной или производственной
карьеры. Мы разъясняем, что Закон на их стороне, и нужно
только обратиться в суд, который в большинстве случаев
удовлетворяет подобные исковые заявления. Однако не все
решаются на такой, казалось бы, естественный по цивилизованным
меркам, шаг. Некоторые не верят в справедливость нашей
правоохранительной системы, другие опасаются негативных для
себя последствий, одним словом - причины самые разные.
Подводя итог нашей беседы, отмечу, что законодательная
база охраны материнства и детства в Башкортостане достаточно
основательна и охватывает все слои населения. Но ее
максимальный эффект и отдача возможны лишь при наличии всех
перечисленных условий.