21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. 
 Инициатива проведения этого праздника была выдвинута на 30-й сессии 
 Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года с целью сохранения и 
 развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и 
 многоязычного образования, а также повышения осведомленности о 
 языковых и культурных традициях.
Согласно данным ООН по вопросам образования, науки и культуры, в 
 настоящее время половине из примерно 6700 языков на планете грозит 
 исчезновение. Вместе с тем, по словам генерального директора ЮНЕСКО Коичиро 
 Мацууры, сохранение родных языков стоит в одном ряду с охраной народной 
 музыки и танцев, обрядов и устного народного творчества - памятников 
 нематериального культурного наследия.
Для сохранения языкового многообразия ЮНЕСКО предпринимает ряд мер. В 
 частности, были профинансированы проекты лингвистического многообразия в 
 Интернете, предусматривающие введение во множество сайтов текстов на редких 
 языках и внедрение систем автоматического перевода с них. Среди мероприятий, 
 реализуемых в рамках празднования этого дня в различных странах мира, 
 проводятся различные семинары, выставки учебников, аудиовизуальных материалов 
 по преподаванию и изучению языков, фестивали языков в школах, а также конкурсы 
 для определения самого лучшего преподавателя родного языка и на лучшее знание 
 языков среди учеников и студентов.
В Республике Башкортостан, где проживают представители более ста 
 национальностей, с целью сохранения родного языка внедрена и успешно 
 развивается система национального образования, являющаяся неотъемлемой и 
 органичной составляющей общей системы образования.
Как свидетельствует опыт образования, развитие сети национальных 
 образовательных учреждений служит эффективным механизмом обеспечения мирного 
 и конструктивного сосуществования всех народов, проживающих в Башкортостане. 
 В нашей республике национальная школа является одним из наиболее 
 действенных средств, способствующих сохранению родного, национального языка, 
 регулированию процесса возрождения и развития народов, укреплению 
 межнационального согласия, формированию и воспроизводству интеллектуального 
 и творческого потенциала каждого этноса.
Республика Башкортостан, предоставляя право каждому народу иметь 
 собственную систему национального обучения и воспитания, является одним из 
 самых прогрессивных в этом отношении субъектов Российской Федерации. За годы 
 самостоятельного государственного социально-экономического и 
 национально-культурного строительства Башкортостан достиг значительного 
 прогресса в развитии национальных школ. Так, например, если в 1990 году было 
 организовано изучение восьми родных национальных языков, то сегодня в нашей 
 республике дети изучают 14 языков народов, проживающих в Башкортостане. 
 На шести языках - башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, 
 польском - организовано обучение и восемь языков - мордовский, удмуртский, 
 немецкий, украинский, белорусский, греческий, еврейский, латышский - 
 изучаются как предмет.
Президент, парламент, правительство, администрации городов и районов 
 принимают необходимые меры для полноценного развития национальных 
 образовательных учреждений для каждого народа, представленного в 
 Башкортостане и развивающего свои национальные традиции.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об образовании" сфера 
 образования провозглашена приоритетной. Основные направления государственной 
 образовательной политики республики в целях сохранения единого 
 образовательного пространства и обеспечения единой государственной политики в 
 области образования строятся на основе международного, федерального и 
 регионального законодательств. Формирование национальной системы образования, 
 органично включенной в российское образовательное пространство, становится 
 достижимым при реализации федеральной и разработке собственной республиканской 
 законодательной и нормативно-правовой базы в области национального обучения 
 и воспитания.
Основными целями государственной национальной политики Республики 
 Башкортостан, определяемыми Президентом республики в ежегодном Послании 
 Государственному Собранию, являются укрепление и совершенствование 
 национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития 
 культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, 
 истории, языкам других народов России и Башкортостана, мировым культурным 
 ценностям.
Законодательное регулирование проблем развития национальной культуры и 
 образования, сохранения родного языка определяется также Законом Республики 
 Башкортостан "О национально-культурных объединениях граждан в Республике 
 Башкортостан" (1998 г.), в котором обозначены формы и методы взаимодействия 
 общественных объединений с государственными организациями по обеспечению 
 реализации прав граждан на получение национального образования. Настоящий 
 Закон был конкретизирован в Указе Президента Республики Башкортостан 
 "О республиканских программах национально-культурного развития народов 
 Башкортостана" (1998 г.).
 
 Автор: Сергей Шушпанов