С неординарным, требующим политической решимости и смелости
заявлением о переходе республики к парламентской форме правления на
торжественном собрании, посвященном 12-й годовщине принятия Декларации
о государственном суверенитете Республики Башкортостан, выступил Президент
Башкортостана Муртаза Рахимов.
Эксперты, аналитики и политики немедленно, на все лады, бросились
комментировать это предложение. На несколько дней печатные
и электронные российские СМИ заполнились версиями, догадками и
предположениями о том, что толкнуло руководство республики на ликвидацию
института президентства, чем его заменят, кем будет нынешний Президент
Башкортостана, и, естественно, о последствиях этого шага для
президентов национальных республик. Диапазон высказываний весьма
широк - от негатива с оттенками до позитива. Все они логичны и в целом
укладываются в рамки нашей российской действительности. И
это понятно, за последние годы вряд ли кто припомнит, чтобы региональные
лидеры, особенно национальных республик, выступали с подобными заявлениями.
Почему же в благополучной, являющейся донором российского бюджета
республике, где альтернативы действующему президенту нет, грядут
конституционные перемены?
Судя по последним выступлениям главы республики, в частности на третьем
пленарном заседании Конституционного совещания, эффектный ход на
политической шахматной доске необходимо рассматривать в совокупности
с изменениями, которые произошли в стране и республике за
время президентства Владимира Путина. Россия путинская, с укреплением
вертикали власти, радикально отличается от полуанархической
ельцинской России. Президент Башкортостана считает, что сегодня,
спустя десять с лишним лет после своего рождения, российская демократия
так и не стала похожей на западную. Нас продолжают обвинять
в авторитаризме и феодализме. Заезжие и свои доморощенные политики
разных мастей без конца корректируют демреформы, исходя из собственных
материальных интересов и представлений о демократических ценностях.
Как тут не вспомнить следствие этой политики - скандальные выборы в
Красноярском крае, Нижнем Новгороде, Якутии, Ингушетии.
Переход к парламентской республике - это прогрессивный шаг,
подчеркивает Муртаза Рахимов, и в то же время использование положительного
опыта из прошлого - деятельности Президиума Верховного Совета РБ.
Глава республики представил механизм перехода от
президентской к парламентской форме правления, разработанный рабочей
комиссией Конституционного совещания по внесению изменений
и дополнений в Конституцию РБ. Главное в нем - учреждение парламентской
республики, что, естественно, предусматривает отказ от поста
президента. В связи с этим предполагается изменение в
положениях Конституции РБ, где речь идет об организации
государственной власти, существенно должны расшириться функции
Государственного Собрания РБ, при этом предлагается срок
полномочий республиканского парламента продлить с четырех до
пяти лет. Предлагается максимально расширить полномочия и Председателя
Госсобрания, наделив его представительскими функциями во
взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Госдумой,
Правительством РФ.
Для оптимизации работы республиканского парламента
предполагается создать Президиум Госсобрания РБ, который
мог бы стать постоянно действующим органом республиканского
парламента.
В предложениях рабочей комиссии Конституционного совещания
большая роль отводится правительству республики, которое с ликвидацией
института президентства выходит на первый план. При этом комиссия
рекомендует заложить в Конституцию РБ положение о выборности
правительства. Предлагается также расширить полномочия республиканского
правительства за счет передачи ему ряда вопросов, ныне отнесенных к
ведению Президента РБ. Вот, в общих чертах, план реформирования
структуры власти в республике, но разумеется, он еще будет дополняться,
подправляться и согласовываться.
Движение, а не застой, как и умение находить компромиссы с Центром -
основополагающие принципы работы Президента Башкортостана и его команды.
В настоящее время крутой политический вираж в любой точке России
невозможен без согласования с Кремлем, должен же главный
президент-управдом знать, что в его доме творится.
Тем более, что Кремль давно всем дал понять, кто в доме хозяин.
Инициатива Муртазы Рахимова получила поддержку в Центре и на местах.
О чем глава республики проинформировал участников пленарного заседания
Конституционного совещания, подчеркнув, что в руководстве Администрации
Президента России "очень заинтересовались нашим опытом и одобрили его".
Поддержал решение Муртазы Рахимова превратить Башкортостан из
президентской республики в парламентскую Председетель Госдумы
Геннадий Селезнев. Он отметил, что "это право субъекта Федерации,
и если они примут такую поправку в Конституции, и у них будет
парламентская республика, я буду только приветствовать".
Своеобразное признание сделал спикер Совета Федерации
Сергей Миронов: "Когда я слышу о том или ином заявлении
президента, то не всегда понимаю, кто из президентов его сделал".
Опасения спикера попасть впросак, не узнав главного президента,
вполне объяснимы, поэтому он обеими руками за то, чтобы
в России был только один президент. Такой же точки зрения,
но более прямолинейно придерживается и депутат Госдумы Василий Шандыбин:
"А вообще это правильно: надо эту должность упразднить. А то слишком много
у нас в стране президентов развелось". Глава исполнительной власти
Саратовской области Дмитрий Аяцков, известный своими новациями,
не остался в стороне. Он предложил внести в конституции республик
соответствующие изменения и впредь именовать руководителей регионов
либо губернаторами, либо главами республик. Чтобы наличие
в стране большого количества президентов не "умаляло статус главного".
Удачи в эксперименте Муртазе Рахимову пожелали губернатор Самарской
области Константин Титов и глава Рязанской области Вячеслав Любимов.
А вот главы национальных республик держат паузу, переваривая заявление
Президента Башкортостана и стараясь определить, частная ли это
инициатива Уфы или договоренность с Москвой? Видимо, насторожил региональных
лидеров "великий почин" башкирского президента. Казань поставлена в тупик
и ищет достойный выход. Кто же первым последует
за Башкортостаном? Возможно, следующим будет Президент Чувашии.
Опережая упреки оппонентов, Муртаза Рахимов поясняет: да, мы
на изменения структуры госвласти пошли в интересах укрепления вертикали
власти, создания настоящих демократических институтов власти,
сохранения межнационального мира и согласия в республике.
Хорошо по этому поводу сказал Геннадий Кулик, председатель
Комитета Госдумы по аграрной политике: "Мне инициативы Рахимова очень
симпатичны. На мой взгляд, надо усиливать демократизацию
в управлении регионом: ведь с упразднением поста президента
возрастает роль представительных органов власти,
и начнут реально действовать законы".
Башкортостан подал пример не только национальным республикам, но
и сигнал Кремлю, дескать, и вам надо совершенствоваться.
И еще один интереснейший аспект относительно "отставки" Муртазы Рахимова,
сообщениями о которой пестрели многие издания. Выскажу мнение: во-первых,
Рахимов не Ельцин, поэтому он, однозначно, не повторит
действия первого Президента России; во-вторых, с дистанции сходят только
слабаки. Сегодня Муртаза Рахимов - искушенный политик в хорошей
физической форме и может дать фору многим более молодым
руководителям субъектов. Он оказался тонким и дальновидным стратегом в
отношениях с Центром. Ведь если Кремль недоволен кем-то из
региональных руководителей, он обычно находит способ
убрать его без особого шума - как, например, было с Руцким.
Но, видимо, Муртаза Рахимов из тех, кого называют политическими
долгожителями.
Автор: Сергей Жердяев