23 октября, на год раньше запланированного срока, после реконструкции открыто движение по мосту через реку Ик, связывающему Башкортостан с Татарстаном. Работы были выполнены в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Это буквально очередная опора в планах республики по развитию дорожной сети не только региона, но международных связей России. Так, этим летом в Башкирии открыли участок трассы М-12, которая является частью будущего коридора Европа — Западный Китай. Обновлённый мост — казалось бы, всего лишь около 300 метров пути через реку, но этот объект решает массу задач — экономических, политических и социальных.
В своих соцсетях Глава Башкирии Радий Хабиров отметил, что это не просто мост, а «настоящий символ братской дружбы наших республик».
«По обе стороны моста живут родственники, близкие люди. И теперь они смогут чаще, с комфортом навещать друг друга. Трафик на этом участке дороги достигает 4 тысяч автомобилей в сутки. С его запуском движение по трассе будет удобнее и безопаснее», — высказался Глава региона.
Московский политолог Дмитрий Журавлёв подчеркнул тезис Главы региона о мосте как символе дружбы:
«Не менее чем для экономики мост важен для политико-культурного взаимодействия двух республик. Здесь он выступит инструментом дружбы двух соседних и во многом родственных республик. Каждый народ уникален, но дружба должна быть обязательно. Люди будут больше взаимодействовать, больше общаться, больше дружить».
Мост, построенный 77 лет назад, практически пересобрали заново, и смогли сделать это в рекордные сроки. Это удалось благодаря лоббистским усилиям Радия Хабирова, считает эксперт по вопросам дорог и транспорта, сотрудник НИИ автомобильного транспорта Олег Арефьев.
«То, что мост закончили раньше на год — это заслуга исключительно региональной власти. Последний, третий, транш федерального бюджета — а финансирование в рамках нацпроекта было большей частью федеральное, планировался на 2026 год. Очень непросто получить деньги опережающими темпами, но руководству Башкирии это удалось.
Может возникнуть вопрос — как возможно построить на год раньше и как это скажется на качестве ремонта. Дело в том, что есть процессы, которые регламентируются ГОСТами — например, застывание бетона мы не ускорим. А есть рамки, которые устанавливает сам подрядчик. Понятно, что чем плотнее сроки, тем затратнее исполнение. К тому же строители всегда оставляют в запасе несколько месяцев, до полугода. И чтобы подрядчик был заинтересован ускоренно работать и не использовать запас времени, нужно ручное управление главы региона. Понятно, что данный ремонт, а практически строительство нового моста, держался на самом плотном контроле Главы региона», — прокомментировал Олег Арефьев.
Такие стройки — индикатор качества исполнительной власти, подтверждает социолог Андрей Самсонов (Нижний Новгород):
«Инфраструктурные проекты — это первоочередная задача государства. Если подойти издалека, возникновение государства как социального института было во многом связано с задачами обеспечения связанности территорий. И то, что наше государство выполняет свою ключевую функцию, говорит о том, что оно сильное и нормально функционирует. К сожалению, в нашей истории можно вспомнить достаточно периодов, когда с этим были большие проблемы и именно тогда инфраструктура деградировала. Так называемые капвложения в экономику — это то, что не сделает ни один частный бизнес».
Наконец, мост чрезвычайно важен для экономического сотрудничества двух соседних республик.
«Мост — это всегда упрощение и удешевление доставок, а следовательно, люди и предприятия получат более доступные товары и услуги. Башкортостанская и татарстанская экономики будут взаимно усиливать друг друга», — отмечает Дмитрий Журавлёв.
«Важно, что мост на дороге Октябрьский — Уруссу связывает с Башкирией ту часть Татарстана, где находится большое количество серьёзных перерабатывающих предприятий. И строится ещё одно, очень крупное, по производству подсолнечного масла. И этот мост всегда был и ещё в большей мере станет частью более удобной и простой логистики», — подчеркнул Олег Арефьев.
Как сообщал «Башинформ», мост на границе Башкортостана и Татарстана через реку Ик был построен в 1948 году. В 2016 году пришлось закрыть мост для большегрузов, а с лета 2023 года аварийное сооружение закрыли полностью. Власти Башкирии добились включения объекта в перечень нацпроекта «Инфраструктура для жизни», и в 2024-м началась реконструкция. Все элементы старого моста убрали и смонтировали новый на новых опорах. На этом мосту есть полосы безопасности и электроосвещение. Протяженность железобетонной конструкции мостового перехода — 238,5 метра, ширина проезжей части — 7 метров. Стоимость строительства составила 975 млн рублей.
«Огромная благодарность Президенту России Владимиру Владимировичу Путину, Правительству страны за поддержку масштабных проектов в сфере дорожного строительства. Впереди у нас — много планов по развитию дорожной инфраструктуры. Уверен, что с такой поддержкой федерального центра мы все их реализуем», — сказал Глава Башкортостана Радий Хабиров.