Имеет ли право юридическое лицо (предприятие) продавать свою продукцию (детский трикотаж) в розницу напрямую со склада любому физическому лицу (не ИП)? Если физическое лицо будет приобретать товар со склада на постоянной основе (3 и более раз в месяц), не будет ли это расценено ФНС как занятие предпринимательской деятельностью без регистрации? Будет ли юридическое лицо привлечено к ответственности?
В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из данного определения видно, что признаками, позволяющими квалифицировать отношения сторон как договор розничной купли-продажи, служат не количество закупаемого товара, не регулярность и не место его приобретения (магазин, склад и т.п.), а, во-первых, статус продавца - им должно быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров в розницу, и, во-вторых, назначение товара - он должен использоваться в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (смотрите, например, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.09.2003 N Ф08-3394/03-1283А, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.2009 N Ф04-8211/2008 (18947-А03-13)).
Поскольку в рассматриваемом случае предметом договора является детская одежда, то само по себе назначение этого товара свидетельствует о том, что он обычно используется в семейных, домашних целях. На продавца законом не возлагается обязанность выяснять и контролировать, каким образом покупатель в дальнейшем намерен использовать приобретаемый им товар. Следовательно, если указанный в вопросе продавец осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, то заключаемые им с гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, договоры должны быть квалифицированы как договоры розничной купли-продажи.
Если же продавец в принципе не осуществляет розничную продажу производимой им продукции, то при условии, что между сторонами складываются длительные правоотношения, товары закупаются регулярно и в больших объемах, такой договор может быть квалифицирован как договор поставки (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.11.2014 N Ф02-5512/14).
Вместе с тем, независимо от того, как будет квалифицирован заключенный договор, юридическим последствием этого с точки зрения гражданского права будет лишь применение к отношениям сторон норм о соответствующем договоре (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Однако мы не исключаем того, что изменение квалификации договора может повлечь за собой и определенные налоговые последствия.
В заключение отметим, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Поскольку приобретение товара связано лишь с расходованием лицом своих средств, то такое приобретение, независимо от объема и стоимости, само по себе не может считаться ведением предпринимательской деятельности. Тем не менее оно может быть частью операций указанного лица по извлечению прибыли, то есть являться закупкой с целью последующей перепродажи.
Однако продавец, как уже отмечалось выше, не обязан и не вправе контролировать последующее использование товара покупателем. Поэтому в том случае, если гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, осуществит приобретение товара и в последующем систематически будет перепродавать его третьим лицам, то продавец указанного товара не может считаться лицом, незаконно ведущим предпринимательскую деятельность или содействующим такой деятельности. Ведь, как следует из положений закона, к ответственности за незаконное ведение предпринимательской деятельности может быть привлечено лишь лицо, непосредственно осуществляющее такую деятельность (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, ч. 1 ст. 171 УК РФ).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ