Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на пленарном заседании Госдумы с докладом по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2026–2028 годы. Она уделила особое внимание вопросу о медленном снижении учётной ставки, пояснив, что разница между ставкой и инфляцией необходима.
«Инфляция снизилась, но, к сожалению, инфляционные ожидания все еще такие же высокие, как в 2024 году, когда инфляция была выше. Увы, четыре года высокой инфляции не проходят бесследно, и эта инерция задирает все ставки в экономике. Ставки в среднем должны быть выше, чтобы при таких инфляционных ожиданиях люди были уверены, что их сбережения не обесценятся. Иначе у людей не будет стимулов к сбережению и, как следствие, у банков не будет базы для кредитования экономики», — сказала глава Центробанка.
Второй группой факторов Эльвира Набиуллина назвала повышение НДС, тарифов ЖКХ, утильсбора, рост цен на бензин. «На языке экономистов это называется «разовые временные факторы». Рост НДС действительно ведет к разовому повышению уровня цен и этим прямой эффект от него исчерпывается. Рост налога не становится постоянной причиной ускорения инфляции. То же самое с бензином: мы считаем, что правительство сможет удержать дальнейший рост цен на бензин, и он не станет причиной постоянного ускорения инфляции.
Но проблема в том, что когда эти разовые, временные факторы входят в резонанс, они усиливают друг друга и опасения людей по поводу инфляции могут заметно вырасти, а эти опасения, как я уже сказала, могут иметь и материальные последствия в виде необходимости более высоких ставок» — пояснила она.
Самой важной причиной осторожности денежно-кредитной политики председатель Банка РФ назвала ситуацию на рынке труда:
«Никто не спорит, что низкая безработица — это большое благо, когда каждая пара рук при деле и нарасхват. Но в нашем случае низкая безработица переросла уже в дефицит кадров. Это приводит к конкуренции предприятий за работников и к тому, что рост зарплат растет быстрее производительности труда. Это опять же толкает инфляцию вверх и обесценивает те же самые зарплаты.
Нам приводят в пример предприятия, перешедшие на четырехдневную рабочую неделю. Но на них трудятся только 0,2% от 74 млн людей, занятых в экономике в целом. Большинство предприятий говорят о том, что им не хватает работников.
Это иллюстрация к тому, что если механически переносить состояние одной отрасли, одного предприятия, пусть даже крупного, на всю экономику в целом, то картина получается искаженная. Кстати, отсюда, и разговоры про рецессию, про грань рецессии. Я бы очень призывала ответственно относиться к таким заявлениям. Потому что при рецессии неизбежны две вещи: резко растет безработица, а затем снижаются реальные зарплаты. Ни того ни другого сейчас у нас близко нет», — отметила Эльвира Набиуллина.
Пресс-службы Госдумы и Банка России подготовили карточки по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2026–2028 годы.