Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Экономика
11 Июля , 08:06

Город без пробок. Как в Уфе решают сложнейшие дорожно-транспортные проблемы

администрация Уфы
Фото:администрация Уфы

Протяженность дорог регионального, межмуниципального и местного значения составляет в Башкирии 49,6 тысячи километров, также на них расположено 85 тысяч погонных метров мостов. Одной из главных задач остается приведение дорог к нормативным требованиям. Такой подход позволяет сделать движение наиболее быстрым и безопасными. Ликвидация ям и колейности, нанесение качественной разметки поднимает среднюю безопасную скорость движения и общую пропускную способность трасс.

«Плохие дороги – настоящее бедствие, людей они раздражают, считаю, что плохих дорог, как явления, в республике быть не должно», - заявил в ходе своей Прямой линии Глава Башкортостана Радий Хабиров.   

За пять последних лет здесь в этом направлении проделана большая работа. Если доля соответствующих нормативам местных дорог нашего региона в 2019 году составляла 55,3%, то к концу 2024 года её планируется довести до 57,65%. Долю отвечающих нормативам дорог городских агломераций в эти же сроки планируется поднять с 64,9% до 87,1%, что даст значительный эффект для безопасности и удобства движения. Объем необходимого для достижения поставленных целей дорожного ремонта составляет 1865 километров. 

Среди намеченных на этот год крупных дорожных проектов – реконструкция моста через реку Белую в Стерлитамаке и первый этап строительства западного обхода села Толбазы в Аургазинском районе республики. Также будет идти строительство и реконструкция подъездных автодорог в Бураевском, Чекмагушевском и Кармаскалинском районах.

Для создания задела на будущее начнется разработка проектов строительства обхода Чишмов и реконструкции моста через реку Быстрый Танып на трассе Уфа - Бирск - Янаул.

Столичные сложности

Особое значение в плане развития дорожно-транспортной инфраструктуры имеет Уфа, где из-за сложной географии - расположения большей части города на высоком холме между двумя судоходными реками, такая задача часто носит непростой характер. Но это не мешает успешно реализовывать крупные и амбициозные проекты. Весной этого года был успешно сдан начавший строиться еще в 1992 году Восточный выезд, обеспечивший быстрый доступ с проспекта Салавата Юлаева на федеральную трассу М-5.

Наиболее сложным остается южный выезд из города в сторону аэропорта. По мостам у Монумента Дружбы в створе улицы Воровского ежесуточно проходит около 90 тысяч автомобилей, что составляет примерно половину всего въездного трафика в Уфу и сравнимо с нагрузкой на МКАД. Во время пятничных выездов и воскресных заездов в город на трассе в аэропорт постоянно возникают серьезные пробки.

Сейчас идет реконструкция автомобильного моста через реку Белую 1956 года постройки, после завершения которой на въезд и выезд из города будет работать в общей сложности 12 полос. Но это не решит проблему, поскольку узким местом остается сама шестиполосная трасса Уфа - Аэропорт, особенно ее участок до развязки у трассы М-5, расширить который практически невозможно.  

С целью разгрузки этого направления в Кузнецовском затоне реализуется проект под названием «Южные ворота», продолжением которого станет «Южный обход Уфы».

«С учётом географии и ландшафта, расположения Уфы любая дорога и любой мост имеют для города критически важное значение, ведь его окружают три реки, - сказал Радий Хабиров. - Проект «Южные ворота» – это начало большой работы. «Южные ворота» не заработают в полной мере, если мы не построим из Кузнецовского затона мост через Белую, который соединит местные дороги с инфраструктурой возле торгового комплекса «Мега». Это поможет распределить транспортные потоки, нагрузку на въезд в город в створе улицы Воровского. Четвёртый мост там мы уже не построим».

Транспортный коридор

На первом этапе этого масштабного проекта идет реконструкция улицы Пугачева с расширением проезжей части до шести полос. Параллельно ведется строительство улицы Генерала Рыленко, соединяющей улицу Пугачева и район Школы МВД. В месте их пересечения строится многоуровневая транспортная развязка. Данный проект называют «Южные ворота».

Начальник управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Константин Паппе отметил, что после реализации проекта город получит транспортный коридор протяженностью 6,5 километра. Также он напомнил, что в рамках строительства были сложности в изъятии и выкупе недвижимости, которая попадала под строительную площадку.  

«Это 441 собственник, на сегодняшний день у нас осталось 4 объекта, которые решаются в судебном порядке. Также еще одной особенностью является то, что для строительства одного километра дороги нам приходится переустраивать порядка 10 километров инженерных коммуникаций. Общая готовность объекта на сегодняшний день составляет 65%. К концу года работы должны завершиться полностью», - подчеркнул Константин Паппе.

Новый транспортный коридор позволит перераспределить нагрузку на южном выезде и решить вопрос транспортной доступности новых микрорайонов города. Пропускная способность «Южных ворот» составит 48-50 тысяч автомобилей в сутки.

Южный обход

Следующий этап создания альтернативного выезда из столицы республики – проект «Южный обход Уфы», главным элементом которого станет новый мост в Кузнецовском затоне. Согласно проектной документации, он будет иметь вантовую конструкцию, где для обеспечения прочности используется одна большая опорная мачта, соединенная с пролетами моста стальными поддерживающими канатами. Стыковкой с аэропортовской трассой будет служить развязка у торгового комплекса «Метро», которая пройдет реконструкцию.

Строительство Южного обхода Уфы предполагается вести в два этапа. На первом планируется строительство продолжения дороги по улице Бородинской в Кузнецовском затоне и вантового моста через Белую, что обеспечит прямой выезд на трассу Уфа – Аэропорт. Это будет шестиполосная магистраль общей протяженностью 5,9 километра с 620-метровым мостом. Стоимость работ на первом этапе составит 36,3 миллиарда рублей. На втором этапе предусмотрено строительство 5,3-километрвой дороги в обход жилого комплекса «Цветы Башкирии» с выходом на трассу М-5 «Урал». На это потребуется 9,3 миллиарда рублей.

Проект также включает в себя переустройство инженерных коммуникаций, реконструкцию примыкающей к «Южному обходу» дорожной сети с развязками и путепроводами. Будет построен путепровод через федеральную трассу М-5 и реконструирован путепровод в микрорайоне «Цветы Башкирии» на пересечении с автодорогой Р-240 с устройством транспортной развязки в трех уровнях.

Квартальный проезд

Транспорт, зашедший в Уфу по «Южному обходу», должен равномерно распределяться по городским магистралям. С этой целью для разгрузки таких улиц, как Софьи Перовской, Степана Кувыкина и Менделеева, ведутся работы по объектам нового транспортного коридора, который включает в себя реконструкцию улицы Рабкоров и строительство улицы Высотной. Этот проект в администрации города называют «Дорога жизни».

Улица Рабкоров на участке от ул. Академика Ураксина до Кувыкина станет четырехполосной. В рамках реконструкции будут переустроены инженерные сети, построена ливневая канализация, тротуары, велодорожки, остановки общественного транспорта, смонтировано наружное освещение.

Улица Высотная будет иметь протяженность чуть более 700 метров и появится на участке от улицы Академика Ураксина до улицы Кавказской. Отметим, что ранее на всей протяженности этой улицы дорожное полотно отсутствовало и после ввода в эксплуатацию горожане получат четырёхполосную дорогу с хорошим покрытием.

По информации Константина Паппе, общая готовность по улице Рабкоров составляет 75%, Высотной – 60%.

В новый транспортный коридор южной части Уфы также входит строительство продолжения улицы Айской протяженностью в 1 километр. Сегодня Айская пересекает проспект Салавата Юлаева и переходит в улицу Бакалинскую. Ее новый участок планируется проложить между жилыми комплексами «Иремель» и «Московский». Он соединится с улицей Менделеева в районе средней общеобразовательной школы №19. Проект разработан, получено положительное заключение госэкспертизы.

Строительство продолжения улицы Айской должно разгрузить Бакалинскую и Менделеева, повысить удобство проезда от Менделеева до проспекта Салавата Юлаева и далее – до проспекта Октября.

Реализация этих проектов позволит транспорту более удобно и быстро попадать в микрорайон Зеленая роща и на выезд из Уфы у Каменной переправы. Не менее важен и доступ к новому мосту в Кузнецовском затоне с выходом на трассу Уфа – Аэропорт.

Вместо кольца – перекресток

Помимо создания дорожной инфраструктуры на выезд из города в Уфе планируется реконструкция наиболее сложного участка делового центра – транспортного кольца у Центрального рынка, где пересекается сразу несколько оживленных направлений движения.

В начале апреля в уфимской Главархитектуре прошло совещание с участием представителей муниципалитета и Госавтоинспекции, где обсуждались изменение схемы движения и благоустройство территории транспортного узла у Центрального рынка.

Как уточнил начальник Главархитектуры Руслан Хайруллин, сейчас здесь действует круговое движение со светофорным регулированием. По мнению городских властей, такая схема изобилует конфликтными точками пересечения транспортных потоков, что ведет к снижению безопасности и пропускной способности ряда направлений проезда. Большие неудобства при пересадке испытывают и пассажиры различных маршрутов и видов общественного транспорта.

По информации Руслана Хайруллина, для комплексного решения этих вопросов предлагается ликвидировать кольцевое движение. В центре бывшего транспортного кольца планируется организация пешеходной зоны за счет уменьшения площади асфальтового покрытия. Для обеспечения резерва пропускной способности перекрестка нескольких улиц предусмотрен комплекс мероприятий. По данным Главархитектуры, все они были проверены и обоснованы в ходе динамического моделирования транспортных потоков в наиболее загруженный для данного перекрестка вечерний час пик.

Эксперты также обсудили реорганизацию маршрутной сети и перенос остановок общественного транспорта. Согласно представленной схеме, остановку транспорта, двигающегося в сторону проспекта Октября, перенесут с улицы Цюрупы на участок между улицами Революционной и 50-летия Октября. Для повышения пропускной способности посадка и высадка пассажиров будет производиться одновременно на нескольких параллельных платформах. По мысли планировщиков, такое решение позволит избежать скоплений автобусов перед светофорами и не будет затруднять общий транспортный поток.   

Автор:Сергей Николаев
Читайте нас: