Новости Башкортостана и Уфы
90.92
-0.33
98.9
+0.07
83.36
+0.09
16+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Экономика
5 Июля 2023, 07:45

Улетные перспективы: что даст Башкирии развитие производства и использования беспилотников?

Олег Яровиков
Фото:Олег Яровиков

Быстрый прогресс в электронике и композитах привел не только к резкому расширению возможностей беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по визуальному контролю и съемке местности, но и освоению ими таких новых сфер, как доставка грузов, пожаротушение и выполнение сельхозработ, которые раньше брала на себя только пилотируемая авиация. По итогам 2021 года рынок услуг беспилотников достиг в России объема 12 миллиардов рублей, а к 2030 году, по оценкам минпромторга РФ, он вырастет в 10 раз и достигнет 120 миллиардов.

Основой для формирования отрасли может стать уже имеющийся опыт использования беспилотных авиационных систем. Они уже применяются, к примеру, для инспекции состояния энергосетей. Использование беспилотников позволило сократить сроки проведения таких проверок в 5 раз и в 8 раз снизило риски аварий. В картографии и кадастре использование беспилотников уменьшило стоимость работ на 20%, в экологическом контроле с их помощью выявляется в 4 раза больше нарушений при том же штате инспекторов.

Как сообщал «Башинформ», для налаживания производства БПЛА и создания условий для их коммерческого использования в Башкирии реализуется «прорывной» проект «Создание отрасли беспилотной гражданской авиации», включенный в перечень приоритетных инвестпроектов. Проект рассчитан на реализацию в 2021–2030 годах. По расчетам, он обеспечит выпуск продукции на сумму 8,9 миллиарда рублей в год, создаст 5 тысяч рабочих мест в разных отраслях и обеспечит трудоустройство 3 тысяч выпускников республиканских вузов. Планы включают создание производства, испытательного и обучающих центров, а также нормативной базы для коммерческого использования дронов.

«Это беспрецедентный и очень интересный для Башкортостана проект, – подчеркнул Глава республики Радий Хабиров. – Мы поставили амбициозную задачу, которую можно решить только совместными усилиями на основе кластерного подхода».

Площадка для организации выпуска беспилотников выделена в Уфе на улице Рубежной рядом с трассой в аэропорт. Объем инвестиций составит около миллиарда рублей, причем уже на третий год реализации участники могут получить прибыль порядка 9 миллиардов рублей.

Проектные виды

Производство беспилотников возьмет на себя совместное белорусско-китайское предприятие, основной акционер которого — Национальная академия наук Беларуси. В Башкирии уже запущена сборка сельскохозяйственного комплекс агродрон А60-х. Исходя из характеристик агродрона, максимальная площадь обработки сельхозугодий составит около 33 гектаров за рабочий день.

Для обработки посевных площадей минеральными и органическими удобрениями в нашей республике минимально необходимая расчётная потребность использования дронов составит около 1500 штук. Один сельскохозяйственный беспилотник республиканской сборки будет стоить порядка 1,7 миллиона рублей. Минсельхозом принята программа субсидирования 50% стоимости таких аппаратов.

Генеральный директор совместного белорусского–китайского закрытого акционерного общества «Авиационные технологии и комплексы» Юрий Леоновец рассказал, что для них  проект агродрона А60-х знаковый и инновационный. Разработка велась, начиная с 2020 года, в рамках государственной научно-технической программы и начиналась практически с нуля.

«В Башкирии мы начали активно сотрудничать с компанией «Геоскан – Уфа», - отметил Юрий Леоновец. - Мы уже запустили в вашем кластере беспилотной авиации производственную линию по сборке, испытаниям и сборке всех типов дронов. Четыре БПЛА уже здесь выпустили, башкирские специалисты едут в Беларусь для обучения производственным процессам и пилотированию дронов».

На первом этапе на площадке в Уфе планируется крупноузловая сборка беспилотников с поставкой компонентов из Китая через особую экономическую зону в Беларуси, что позволит использовать таможенные и налоговые льготы. В дальнейшем компоненты БПЛА будут локализовываться у местных производителей с доведением степени локализации до 50%. 

Наряду с этим проектом, на авиазаводе в городе Кумертау планируется серийное производство тяжелого беспилотника вертолетного типа БАС-200. Аппарат массой 200 килограмм способен поднимать до 50 килограммов полезной нагрузки, что позволяет устанавливать оборудование для круглосуточного мониторинга, транспортировки грузов, поисково-спасательных операций, тепловизионной съемки и многих других задач. Данный проект реализуется в сотрудничестве с белорусским конструкторским бюро «Беспилотные вертолеты».  

В 2021 году летающая модель БАС-200 была представлена на авиасалоне МАКС, в мае 2022-го начались его сертификационные испытания, а сертификат типа был выдан 28 декабря. Оценив возможности аппарата, почта России заключила соглашение об использовании БАС-200 для перевозки грузов в труднодоступных регионах. Он будет работать на Камчатке, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Башкирия намерена развивать функциональные сервисы тяжелых БПЛА по четырем приоритетным направлениям: сельское и лесное хозяйство, безопасность и грузоперевозки. Беспилотные комплексы БАС-200 готовы использовать в своей деятельности компании газотранспортной сферы, энергетики, автодорожного комплекса и связи.

Буква закона

Федеральное законодательство весьма жестко регулирует коммерческое использование беспилотников, особенно тяжелых аппаратов массой более 30 килограмм, что сдерживает их практическое применение. Последние должны проходить специальную сертификацию в нескольких инстанциях, сроки которой доходят до 2 лет. И если БПЛА массой до 30 кг в России производит 76 компаний, то более тяжелые коммерческие аппараты из-за сложности сертификации пока не производит никто.   

Важнейшим шагом для развития индустрии беспилотной авиации нашего региона стало утверждение правительством России программы экспериментального правового режима (ЭПР) по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Башкирии. Беспилотники смогут участвовать в перевозке грузов, проведении аэрофотосъёмок, а также выполнять авиахимические работы для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве и работы по тушению лесных пожаров. ЭПР станет механизмом будущей реализации одного из высокотехнологичных «проектов-маяков», которые курирует первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.

«В этом сезоне в Башкирии  начнется тестирование беспилотников для авиационно-химических работ по обработке полей, – отмечает директор департамента цифрового развития минэкономразвития Владимир Волошин. - В частности, будут использоваться решения с искусственным интеллектом – это позволяет максимально оперативно определить, какие необходимо применять решения, как защитить растения. Данный экспериментальный правовой режим является первым, где к использованию дронов в сельском хозяйстве будет применен системный подход. Мы предлагаем и другим регионам присоединиться к данной инициативе».

После ввода особого правового режима все производители беспилотных аппаратов массой более 30 килограмм могут прийти в Башкирию и начать свободно работать, говорят отраслевые эксперты. Создается единственная в России точка притяжения в части авиахимработ и других видов коммерческого использования тяжелых дронов. Эксперимент будет длиться три года и в случае положительного результата может быть распространен на территории всей страны. Но эти три года дадут Башкирии неоспоримое преимущество перед другими регионами. 

«Развитие беспилотных систем у нас в регионе идет планомерно и с успехом, - отметил  премьер-министр правительства РБ Андрей Назаров. - По ряду моментов мы первые и единственные в России. Например, у нас действует экспериментальный правовой режим эксплуатации БПЛА. В числе пилотных регионов создаем региональный научно-производственный центр, в рамках которого будет сформирован ситуационный центр мониторинга полетов».

Автор:Сергей Николаев
Читайте нас: