Новости Башкортостана и Уфы
93.44
-0.65
99.58
-0.95
87.39
+0.28
18+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Экономика
1 Декабря 2022, 08:35

Платить или мерзнуть: с чем связана индексация коммунальных тарифов с 1 декабря?

В этом году индексация тарифов на коммунальные услуги по всей стране произойдет раньше обычных сроков, а именно - 1 декабря. В соответствии с постановлением правительства РФ от 14 ноября 2022 года, средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги установлен для Башкирии на уровне  9%. Предельно допустимое отклонение от этой величины может быть не более 2%.

Рост средневзвешенных тарифов на электроэнергию для жителей республики с 1 декабря составит 9%, на газ – 8,5%. Водоснабжение, водоотведение, отопление, услуги региональных операторов в сфере обращения с ТКО подорожают в среднем не более чем на 9%.   

С учетом объективных сложностей в экономике, население восприняло новость о повышении платежей без энтузиазма. Однако здесь есть ряд важных моментов, разъяснение которых позволит понять логику решения, принятого на федеральном уровне. 

Начнем с того, что правительство России перенесло индексацию тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022-го. Благодаря такому решению, тарифы не будут расти на протяжении ближайших полутора лет. Следующая индексация произойдет только 1 июля 2024 года. Перенос сроков вызван необходимостью компенсировать рост цен на материалы и комплектующие, без чего невозможна безаварийная работа и обновление инфраструктуры ЖКХ по всей стране.

«Из-за санкций, затронувших многие отрасли экономики, а также нарушения логистических поставок, наша страна столкнулась с высокой инфляцией на уровне 12-13%, - говорит депутат Госдумы РФ Павел Качкаев. – Инфляционная составляющая ложится в себестоимость всех оказываемых услуг, особенно ЖКХ, где есть большая доля различных материалов и комплектующих. Для компенсации инфляционных процессов было принято решение поднять коммунальные тарифы в целом по стране на 9%. В случае их заморозки мы бы столкнулись с повторением эпохи 1990-х годов, когда в Уфе электричество массово отключалось чуть ли не ежедневно, а прорывы теплосетей регулярно вымораживали целые микрорайоны. Повторюсь, декабрьская индексация позволит обеспечить только нормальную работу коммунального хозяйства, но не его развитие».

Как отметил Павел Качкаев, правительством был учтен социальный аспект. Для компенсации роста тарифов было решено с 1 июля этого года повысить пенсии неработающим пенсионерам на 10%. С января 2023 года они вырастут еще на 4,8%, что полностью перекроет инфляционный и тарифный рост. Также в этом году социальные выплаты увеличились на 15%. Принято решение о регулярном повышении соцвыплат в перспективе трех ближайших лет.   

Сложный расчет

Для определения величины индексации стоимости разных видов коммунальных услуг республиканский госкомитет по тарифам принимает заявки от ресурсоснабжающих организаций и определяет их экономическую обоснованность. В качестве расчетной величины используется валовая выручка за определенный период, которая в итоге практически всегда оказывается меньшей, чем хотели бы коммунальщики, поскольку из нее исключаются неподтвержденные и необоснованные затраты.

«Для определения оптимальных сумм валовой прибыли от платы по тарифам нашими специалистами используются федеральные нормы с учетом особенностей каждой ресурсоснабжающей организации, - заявила председатель госкомитета РБ по тарифам  Светлана Бурдюк. - Так, перед последней декабрьской индексацией размер совокупной платы потребителей коммунальных услуг Башкирии был снижен на 16 миллиардов 560 миллионов рублей. В тарифах в сфере электроснабжения размер необоснованных и неподтвержденных затрат составил более 9 миллиардов рублей, или 29% от заявленной совокупной выручки операторов, которая в итоге была уменьшена с 33,6 до 23,7 миллиардов рублей.

Из 50,7 миллиардов рублей заявленной валовой выручки в сфере теплоснабжения госкомитетом было утверждено 49,7 миллиарда. Доходы операторов по вывозу коммунальных отходов уменьшены с 9,7 до 7,5 млрд. Выручка за подачу воды снижена с 9 до 6,9 млрд, а за водоотведение – с 7,2 до 5,8 миллиардов рублей.

По словам Светланы Бурдюк, уменьшая размер валовой выручки, госкомитет по тарифам балансирует между интересами потребителей, желающих платить меньше за коммуналку, и необходимостью проводить ремонт и модернизацию сильно изношенной инженерной инфраструктуры, что требует серьезного финансирования.

Фактор надежности

Серьезность ситуации в жилищно-коммунальной сфере позволяет понять следующие цифры. По данным министерства ЖКХ РБ, общий износ коммунальной инфраструктуры в Башкирии составляет 54%. Наиболее сложная обстановка складывается с системой водоотведения, изношенной на 64%. Инфраструктура водоснабжения изношена на 62%, а теплосети – на 44,5%.

Несмотря на высокий износ, в федеральном рейтинге аварийности по оперативности устранения аварий на коммунальных сетях Башкирия занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа и 20-е место в целом по стране. Среднее время проведения ремонтно-восстановительных работ составляет в республике около 3 часов.

Для поддержания работоспособности и безаварийности сильно изношенной инфраструктуры необходимы очень большие средства, получить которые можно только за счет тарифов. Для примера рассмотрим ситуацию с МУП «Уфимские инженерные сети», отвечающим за поставку тепла и горячей воды в 1349 жилых домов и на 250 социально значимых объектов Уфы.

На сегодняшний день потребность в замене трубопроводов горячего водоснабжения в МУП УИС составляет 55,6 погонных километра или 80% от общей протяженности сетей. Стоимость замены 1 погонного километра сетей ГВС с использованием способных прослужить до 50 лет труб повышенной теплостойкости из полиэтилена составляет около 16 миллионов рублей. Общие затраты на замену всех требующих ремонта сетей МУП УИС оцениваются в 880 миллионов.  

Для ликвидации накопленного износа и подключения к сетям новых потребителей в коммунальных тарифах заложена так называемая инвестиционная составляющая, которая в 2023 году составит в Башкирии в общей сложности чуть более 9 миллиардов рублей. Наибольший объем средств – 5,6 млрд руб. будет освоен энергетиками, тепловики получат 2,7 миллиардов. В систему водоснабжения и водоотведения будет вложено 578 миллионов, а на развитие инфраструктуры вывоза коммунальных отходов направят 103 миллиона рублей.

«По нормативам поставщики коммунальных ресурсов должны менять не менее 5% протяженности своих сетей в год, но по факту этого не происходит, - говорит председатель РОО «Ассоциация собственников жилья РБ» Павел Носков. – Без декабрьской индексации тарифов ресурсоснабжающие организации не смогут выполнить свои ремонтные программы на текущий год и значительно сократят их объемы на следующий. Все это не замедлит сказаться на работе инженерных систем и приведет к росту числа аварий и отключений, что особенно критично зимой. Средний рост месячной платы за коммуналку в целом по стране составит чуть более 300 рублей. Думаю, это нормальная плата за то, чтобы в наших квартирах всегда были свет, вода и тепло».

Проблемная экономия

При получении новых коммунальных платежек жителей часто интересует вопрос: куда идут оплаченные средства и можно ли снизить расходы на коммуналку? Для ответа рассмотрим структуру коммунальных тарифов, которую предоставил профильный республиканский госкомитет.

По данным ведомства, в сфере водоснабжения главную роль играют операционные расходы, дающие 57,7% стоимости услуги. Они включают в себя стоимость сырья и материалов, оплату труда, а также текущий и капитальный ремонт. Следующая статья – закупка электроэнергии – составляет 22,7% тарифа. Еще 14% составляют так называемые неподконтрольные расходы, куда входят налоги, арендная плата, а также оплата товаров и услуг, необходимых для работы водоканалов. Замыкают список амортизация, составляющая 3,95% стоимости воды для жителей республики, и прибыль в размере 1,59%.

Структура тарифов на тепло имеет весьма существенные отличия. Ведущую роль – 63,7% в них играет закупка энергоресурсов – газа, угля или мазута. Операционные расходы составляют 22,1%, а неподконтрольные – 9,3%. Норма прибыли для республиканских тепловиков установлена в 4,79,%, то есть более чем в три раза превосходит аналогичный показатель в сфере водоснабжения.

Анализируя эти цифры, можно заключить, что уменьшение платы для потребителей в случае полного лишения прибыли поставщиков тепла и воды составит в среднем от 1,5 до 5%. Расходы на топливо для ТЭЦ или электроэнергию для прокачки воды трогать нельзя, поскольку это приведет к фактической остановке тепло – и водоснабжения.
Теоретически можно уменьшить стоимость амортизации или операционных расходов, но это отразится в объемах ремонта и модернизации коммунальных систем, что неизбежно скажется на надежности их работы и создаст проблемы при подключении к сетям новых потребителей.

Как платить меньше?

На фоне неизбежного роста коммунальных тарифов перед жителями многоквартирных домов  вновь встает вопрос экономии. Вариантов снижения или хотя бы недопущения роста сумм в квартирных платежках, по сути, всего два – разумная экономия ресурсов и повышение энергоэффективности городских домов, которая во многом зависит от правильности работы их инженерного оборудования.     

По данным администрации Уфы, благодаря мерам по энергосбережению и оптимизации расчетов платы за тепло, жители столицы республики в октябре-декабре 2021 года по сравнению с тем же периодом 2020 года сэкономили на отоплении около 223 миллионов рублей.   

Проведенный анализ показал, что теплоизоляция труб и ремонт подъездов с заменой окон и установкой тамбурных дверей дают экономию тепла на уровне 5%, а внедрение сигнализирующей об авариях и утечках системы «верхнего уровня» показаний приборов учета сберегает еще 7%. Ревизия дроссельных устройств снижает платежи за тепло на 10%, но наибольшую экономию в 37% дает ремонт и правильная настройка работы индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных домов. 

«Добиться существенной экономии на коммунальных платежах вполне по силам жильцам большинства многоквартирных домов, - считает руководитель уфимского городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ Рим Булатов. – Для этого нужно активно работать со своей управляющей компанией, которая должна быстро устранять все утечки и правильно настраивать работу внутридомовых инженерных систем. Позиция жильцов также влияет на сроки включения их дома в республиканскую программу капремонта. В ее рамках можно заменить неэкономичное и изношенное инженерное оборудование, что дает быстрый и ощутимый эффект в плане снижения платежей».

Автор:Сергей Николаев
Читайте нас: