Новости Башкортостана и Уфы
61.37
+0.48
62.51
-0.03
94.94
-0.16
24+ °C
Ясно
Коронавирус
Все новости
Экономика
23 Октября 2015, 16:29

Валерий Шарипов: «Институт финансового омбудсмена отстаивает интересы добросовестных заемщиков»

УФА, 23 окт 2015. /ИА «Башинформ», Сергей Захаров/. Финансовый омбудсмен в Республике Башкортостан рассказал корреспонденту агентства «Башинформ» о результатах своей работы за последние пять лет.
Этот общественный институт был создан по инициативе Ассоциации российских банков (АРБ) для рассмотрения споров между финансовыми организациями и их клиентами-физическими лицами во внесудебном порядке 1 октября 2010 года. Первым финансовым омбудсменом страны стал видный экономист, профессор МГУ, разработчик многих законов в сфере регулирования банковской деятельности Павел Медведев.
Башкортостан - первый регион, где появился местный офис финансового омбудсмена России. С 2011 года общественным примирителем на финансовом рынке республики является адвокат Валерий Шарипов.
«За это время было принято и обработано более двадцати тысяч обращений граждан Башкортостана и соседних регионов, включая Челябинскую, Свердловскую, Оренбургскую области, Пермский край, а также Татарстан, Удмуртию и Марий Эл, - отметил Валерий Шарипов. - Обращения принимались как в письменном, так и электронном виде. Бесплатные консультации гражданам всегда предоставлялись по телефону или во время личного приема в офисе». «Практически все региональные банки шли на встречу заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Один из ярких примеров - списание штрафных санкций и замораживание процентов по кредитам гражданам, пострадавшим в августе 2014 года от сильнейшего урагана в северо-западных регионах Башкортостана», - сообщил финансовый защитник.
«Инициатором обращения к омбудсмену может быть исключительно физическое лицо. Рассмотрение споров является бесплатным. Обращение не препятствует последующему обращению в суд, но на период рассмотрения спора гражданин обязуется его в суд не передавать. В офисе финансового омбудсмена разъясняют заявителю его права и обязанности в связи с предъявляемыми им претензиями (требованиями) и дают рекомендации о форме разрешения спора. До подачи заявления омбудсмену заявитель обязан направить жалобу в адрес банка. Банк должен ответить по существу в течение 30 дней», - рассказал Валерий Шарипов.
«Несмотря на то, что институт финансового омбудсмена отстаивает интересы добросовестных заемщиков, все-таки абсолютное превосходство по количеству заявлений остается за гражданами, не намеренными рассчитываться по полученным кредитам», - подчеркнул адвокат. При этом он отметил, что «цели обращений «добросовестных» и «недобросовестных» заемщиков разнятся. В первом случае это реструктуризация задолженности при желании оплатить долг, а во втором - просьба решить вопрос «индульгенции» всех долгов, а их может быть больше десятка».
«Недобросовестные люди пытаются, при этом нередко успешно, ввести в заблуждение граждан и продать им абсолютно ненужную услугу посредничества между ними и финансовым омбудсменом. Не стоит тратить время и деньги на посредников. Наши услуги для всех бесплатны. Если кто-то не знает, как оформить просьбу, мы всегда поможем безвозмездно», - сообщил омбудсмен Шарипов.
Он отметил, что «именно ООО «Древпром» явилось воплощением чаяний той категории заемщиков, которые верили в возможность решения своих проблем за определенную плату, а в результате в большинстве оставшихся без денег и с усугубившимися проблемами перед кредиторами». «Предупреждения размещались в печатных изданиях и на телевидении еще до начала распространения сети финансовой пирамиды, однако усилия оказались тщетны и последствия не заставили себя ждать, - сетует правозащитник. - Люди начали обращаться с заявлениями на «Древпром» и, получая отказ, шли в так называемые «правозащитные организации», обещающие за деньги решить любые проблемы».
О развитии института финансового омбудсмена в Башкортостане Валерий Шарипов рассуждает с сожалением. По его словам, «перспективы хорошие, поскольку экономическая ситуация ухудшается». «Судя по письмам, которые присылают граждане-заемщики, их финансовое положение ухудшается чаще не из-за потери работы, а ввиду того, что у их работодателей дела идут хуже, и они перестают платить премии и надбавки. У нас система заработных плат советская - есть обязательная маленькая часть дохода, а есть различные доплаты - за переработку, например. И вот эти доплаты либо уменьшаются, либо вовсе прекращаются. Кроме того, люди становятся беднее, потому что десятки миллионов из них должны выплачивать долги по кредитам, которые часто составляют более 50% от доходов семьи», - говорит Шарипов.
Благодаря вмешательству омбудсмена, в республике жалобы граждан на незаконные действия микрофинансовых организаций (МФО) и коллекторских агентств в 85% случаев разрешаются в добровольном внесудебном порядке.
На сегодняшний день в России количество МФО составляет 4172, кредитных кооперативов - 3500. Пожаловаться на их деятельность можно в Центробанк, СРО (если компания там состоит) и финансовому омбудсмену.
В целях эффективного механизма защиты прав потребителей финансовых услуг в Государственной Думе по инициативе Правительства РФ рассматривается проект федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций». Действие документа распространяется на деятельность кредитных и страховых организаций, обществ взаимного страхования и иных финансовых организаций, являющихся членами Службы финансовых уполномоченных, которая создается в форме некоммерческой организации. Для физических лиц обращение в службу будет бесплатным. Предполагается, что финансовый уполномоченный будет принимать к рассмотрению обращения (жалобы), сумма претензий по которым не превышает 500 тысяч рублей. Согласно законопроекту, решение по урегулированию спора и удовлетворению требований потребителя, принятое Службой финансовых уполномоченных, обязательно для исполнения финансовой организацией.
Читайте нас в