Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Экономика
17 Сентября 2012, 18:10

Денис Визгалов: «У Башкортостана большие возможности для развития туризма»

У Башкортостана большие возможности для развития туризма, в том числе экологического и событийного. Толчком к увеличению потока туристов может стать внедрение брендов территорий, таких как «Бирское яблоко». Такое мнение высказал руководитель проектов Фонда «Институт экономики города» Денис Визгалов на круглом столе по проблемам и перспективам развития малых городов республики, состоявшемся в рамках IV межрегионального фестиваля «Бирское яблоко».
По словам Дениса Визгалова, тема яблока достаточно перспективна и позитивна, «хотя не одним бирянам пришло в голову в качестве бренда использовать этот популярный фрукт».
- На этом бренде можно многое построить, - считает Денис Визгалов, - однако Бирску нужно двигаться быстрее, всесторонне развивая яблочную тему. Даже словотворчество и создание мифов в этом деле приветствуется.
Подробнее тему брендирования малых городов он развил в ходе мастер-класса, который провел с участием экспертов по урбанистике.
- Бренд - это слово, ворвавшееся в русский язык, стало очень популярным, - отметил Денис Визгалов. - Если существуют города-бренды, то означает ли это, что из города можно сделать бренд региона, страны? Российские города вступают в период активной и нарастающей конкуренции между собой. Конкурировать придется за все: за инвестиции, информационные потоки, но прежде всего за людей, в том числе менеджеров и туристов. Удобное географическое положение или обилие полезных ископаемых уже не гарантируют территории экономический успех. Как в такой ситуации городам и регионам России сохранить население и найти свою экономическую и культурную нишу? Один из способов - освоение маркетинга города, а одной из самых эффективных его форм является продвижение интересов территории через формирование городского бренда.
В то же время, заметил эксперт, универсальных рецептов по вопросу брендинга территорий не существует. Каждый населенный пункт или регион, ставящий задачу развития бренда, идет своим собственным путем, опираясь на энтузиастов и изыскивая необходимые ресурсы. Но определенная методика «выращивания» брендов имеется.
- Каждый раз в конкретном городе нужно искать новые подходы, технологии и инструменты, искать идею именно для этого места. Это важно, поскольку репутация территорий становится одним из важнейших нематериальных активов, - пояснил Денис Валерьевич.
В России «пионерами» в брендинге территории являются города Мышкин, где открыт музей мыши, и Великий Устюг – родина Деда Мороза.
- Жители Великого Устюга, объявившие свой город родиной Деда Мороза, уже стонут каждый раз, как начинается подготовка к Новому году. Дети со всей страны буквально заваливают город письмами сказочному Деду, и их надо тщательно разбирать, готовить ответы, - рассказал Денис Визгалов. – Горожане уже подумывают о том, чтобы придумать новый модный бренд.
По мнению специалиста, идеи должны создаваться именно местными жителями, а не приезжими экспертами. Также неверно считать, что инициатива должна быть в руках администрации.
- Создание бренда территории – общее дело для всех горожан, - подчеркнул модератор мастер-класса. Он также напомнил, что брендами городов зачастую становятся литературные или сказочные герои. Например, в Вероне есть «балкон Джульетты», в Лондоне – целый район, связанный с Шерлоком Холмсом, в Стокгольме – домик, где на крыше обитает Карлсон.
- Используйте для создания брендов местные легенды и предания, а также литературные источники, - призвал участников мастер-класса Денис Визгалов. – Главное – чтобы идея работала и привлекала туристов. А туризм – это мощный локомотив для развития экономики. Не стоит забывать и о чувстве юмора: его можно применить при проектировании городских скульптур, в названиях объектов туриндустрии, производстве сувениров. Чем больше креативности, оригинальности, тем лучше.
Для справки. Денис Визгалов - руководитель проектов Фонда «Институт экономики города», кандидат географических наук, доцент Высшей школы экономики. Уроженец Белорецка.
Автор монографий «Маркетинг города», «Методы оценки муниципальных программ» и других. Разработчик типологии муниципальных маркетинговых стратегий. Член экспертного совета по продвижению национальных брендов при Министерстве экономического развития РФ.
Читайте нас: