Новости Башкортостана и Уфы
94.32
+0.25
100.28
+0.34
87.26
-0.03
16+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
1 Ноября 2020, 09:00

В Зианчуринском районе реконструируют Казанский православный храм с 125 – летней историей

Салаватская епархия
Салаватская епархия
В 2020 году исполняется 125 лет со дня открытия православного храма Казанской иконы Божией Матери в деревне Новопетровское Зианчуринского района. В 1895 году на хуторе Новопетровский Оренбургского уезда Оренбургской губернии Тугустимировского благочиния был открыт молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, в 1905 году в пожаре сгорела соседняя деревня Русская Уринга, пламя захватило и центральную улицу хутора Новопетровское вместе с молитвенным домом. В 1907 году построили новое здание храма и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.
Это здание сохранилось и до наших дней, - рассказал в интервью специальному корреспонденту агентства «Башинформ» настоятель храма, иерей Владислав (Наумкин).
- Храм был выше на полтора метра, чем сейчас. Был световой барабан, шестиугольные окна. Кресты на куполах были больше метра высотой с жестяными шарами у основания. Также сохранились старинные дверные петли. Справа в пристройке была иконная лавка и крестильня, а также арка, отделяющая храм. Храм отапливался шестью печами. Поверх бруса находились росписи.
- История гласит, что на территории храма были расположены кладбище и подземный ход. Расскажите, пожалуйста, об этом?
- Да, действительно, на территории храма было кладбище, на котором хоронили людей с 1870 года. По легенде, также был подземный ход. Он проходил от нынешней храмовой котельной, до дома священника (сначала там располагалась начальная школа, а потом старые школьные мастерские).
- Какие священники служили в храме в предреволюционный и послереволюционный периоды?
- В 1895 г. первым священником в молитвенном доме был иерей Георгий Марин, дьякон Виктор Голубев и псаломщик Николай Смирнов. В предреволюционный период были известны имена нескольких священнослужителей. По преданиям, в 1911 году священником был Смирнов Иоанн. В 1912 году - иерей Иоанн Картерьев, 6 августа 1912 года он был переведен в Новопетровск. В январе 1914 года Уразов Сергий был утвержден в должности церковного старосты хутора Новопетровское Оренбургского уезда. Также есть информация, что 3 января 1916 года псаломщик дьякон Василий Мурылев и псаломщик Геннадий Пикторинский были переведены в Новопетровск. В 1917 году диакон церкви села Спасского Оренбургского уезда Федоров Василий был переведен в эту же церковь. В 1929 году до Новопетровского со Средневолжского края дошла волна репрессий. В то время протоиереем храма был Горизонтов Владимир Петрович. Он был арестован два раза. А в 1931 году вместе со священномученником Макарием Квиткиным был расстрелян. Также известны имена священников Яковлева Петра, Миртова Дмитрия, Воскресенского Сергия и Смирнова Иоанна.
- Когда Новопетровск вошёл в состав Башкирии?
- В 1930-е годы, несмотря на приведение границ епархий в соответствие с реформой, проведенной митрополитом Сергием (Страгородским) и заместителем патриаршего местоблюстителя, гражданские границы села, как и соседние, перешли из Оренбургской губернии сначала в состав Усергановского кантона Малой Башкирии, а затем в состав Зианчуринского кантона Башкирской АССР.
- Есть информация, что в 1937 году храм был закрыт. Расскажите нам об этом. И что стало с храмом в послевоенное время?
- В 1937 году впервые храм был закрыт. В 1945 году храм открыли и назвали в честь Архангела Михаила. Первым священником после открытия был иерей Антипин Евфимий Дмитрович. Также известны имена и других духовных лиц того времени: иерей Прокопьев Степан Андреевич, иерей Федотов Прокопий Васильевич, иерей Евстифеев Андрей Васильевич. В 1954 году в храме служил епископ Уфимский и Башкирский Арсений. В 1956 в храме служил Бирюков Дмитрий Петрович, в 1959-1961 годах протоиерей Иоанн Плешаков. На тот момент к храму никаких пристроек не было. Было 10 певчих человек. Приходили с окрестных деревень: Трушино, Кардаган, Сарабиль, с хутора 12-й, Сиптура и других Приходили с ночевками. Вокруг храма освящали куличи. Храм был всегда полным народу.
- Известно, что в 1962 году храм закрыли второй раз. Что стало с имуществом и со зданием храма?
В 1962 году храм, как и везде, закрыли. Здание храма пустовало. Весной провели партийное собрание, на котором были назначены ответственные за вывоз церковного имущества. В селе Иь9прсянгулово через мост было деревянное здание администрации. Туда, во двор, и свезли все церковное имущество, ночью сожгли. Кто, что сумел прихватить, прихватили. Стены закрасили серебрянкой, через которую проявлялась роспись. Роспись была прямо по деревянным стенам. Поверх серебрянки покрасили голубой краской. После закрытия люди молились тайком у Кононовой Анастасии Петровны в ее доме. В здании храма после закрытия было зернохранилище, затем – клуб, примерно с 1966 года - интернат. В интернате жили дети с соседних сел и молодые преподаватели. В алтаре была кухня, в храме - комнаты с центральным коридором. Вход находился слева и в центре.
- В каком году храм перешел к верующим?
- В начале 2000-х храм передали верующим. Была проведена реставрация храма: сруб был оставлен, добавили три ряда венцов сверху, поменяли крышу, сделали колокольню и купола с крестами. Храм очистили от перегородок: сначала алтарь, потом постепенно храм. Заходили слева от алтаря. В храме имелась икона «Сорок мучеников Севастийских». В 2005 году храму вернули иконы Веры, Надежды и Любви и матери их Софии, а также икону Преображения Господне в медном окладе.
- Какие имена священников известны с начала 21 века?
- Известно, что священниками с 2000–х годов были иерей Виталий, иеромонах Симон (Васильев), иерей Олег, протоиерей Владимир Семавин, иеромонах Сергий Асфиркин, иерей Андрей Маврин, иерей Константин, иеромонах Филарет, иеромонах Афанасий, иеромонах Антоний, иерей Евгений, иеромонах Гавриил (Лельбрет), протоиерей Владимир Алексеев, иерей Дионисий Шилкин, иерей Владислав Наумкин.
«По благословению Его Преосвященства Владыки Николая наш фонд принял на себя обязательства по реконструкции православного храма Казанской иконы Божией матери в селе Новопетровское Зианчуринского района. Храм имеет свою трагическую историю возрастом 125 лет. Не знаю, чьи молитвы были услышаны, но так сложилось, что через нас Всевышний ответил на них. Меценат, по традиции православной культуры, пожелал остаться неизвестным. Могу сказать одно, родом он из Башкортостана. Генеральный подрядчик определён - строительная компания ООО «Хорс» (директор Илья Мячин). Позиция попечительского совета фонда - помогать религиозным объектам и священнослужителям сельской местности. В экономических агломерациях духовенству живётся гораздо лучше и легче. На селе в глубинке священники прилагают массу усилий, чтобы содержать храмы и свои семьи. При этом несут духовную и социальную нагрузку, помогают малоимущим и пожилым, денно и нощно находятся на связи со своими прихожанами. Я знаю, о чём говорю, так как проживаю сейчас на юге Башкортостана и вижу жизнь не из окна кабинета мегаполиса. История и биография самого отца Владислава интересна не менее, чем история храма. Я познакомилась с ним лично, была на службах и за чашкой чая мы не раз обсуждали жизненные перипетии. Мне было интересно, каково это после учёбы и служения в Соединённых Штатах, жить в нашей деревне. Воистину, держава и вера достойны отречения! Фонд, помимо реконструкции храма, помог священнику приобрести облачение и бытовую технику для выпечки просвиры (богослужебного литургического хлеба). Просьба отца Владислава приобрести тестораскатывательную машину и печь для изготовления просвиры вернула меня в детство. Мы с няней пекли просвиры для прихода и она приговаривала мне: «Просвирки может печь либо девица (девственница), либо вдовица». Мы с ней как раз соответствовали этим требованиям. Интересно то, что местные монахини и игумении не знают об этих традициях. Кому бы из них я не говорила, они утверждают, что впервые это слышат. А тут батюшка неожиданно мне говорит, что знает об этой старинной православной традиции из учебного курса семинарии. Приятное удивление и знакомство, помноженное на внутреннюю скромность и культуру - вот, что дала мне встреча с отцом Владиславом, священником из Зианчуринского района. Поздравляю всех православных верующих с предстоящим праздником Казанской иконы Божией матери и желаю всем обрести мир и покой в душе», - прокомментировала для агентства «Башинформ» руководитель попечительского совета благотворительного фонда «Свидетель Милосердия» Лилия Михайлова.
Биография
Наумкин Владлен Владимирович (во святом Крещении Владислав) родился в Республике Таджикистан 26 июля 1983 года в семье служащих. В 1992 году принял Святое Крещение. В 2000 году окончил среднею общеобразовательную школу в Оренбургской области. С 2005 года по 2008 год обучался в Московской Духовной семинарии. С 2008 по 2010 год обучался в Свято-Троицкой семинарии (Джорданвилль, штат Нью-Йорк, США), которую окончил со степенью бакалавра. 22 мая 2010 года был рукоположен в дьяконский сан в Свято-Троицком соборе (Джорданвилль), митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йорским Иларионом (Капралом), Первоиерархом Русской Православной Церкви за границей. 16 июня 2010 года был рукоположен в священный сан иерея епископом Мельфельдским Георгием (Шейфер) в том же монастыре. С декабря 2010 года по февраль 2017 года - клирик Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия поселка Саракташ Оренбургской епархии. В 2017 году поступил в магистратуру при Оренбургской семинарии. В декабре 2017 года Его Преосвященством Николаем епископом Салаватским и Кумертауским принят в клирик Салаватской епархии.
Настоятель четырех приходов Зианчуринского района Салаватской и Кумертауской епархии:
1.Приход преподобного Сергия игумена Радонежского в селе Исянгулово.
2.Приход в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Новопетровское.
3.Приход в честь Табынской иконы Божией Матери в селе Арсеново.
4.Приход в честь Благоверного Великого Князя Александра Невского в селе Кужанак.
Автор:Азат Гиззатуллин
Читайте нас: