Новости Башкортостана и Уфы
94.09
-0.23
100.53
+0.25
87.13
+0.02
23+ °C
Ясно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
20 Октября 2020, 16:13

Александр Мельников: «Служба на Байконуре меня убедила: мечта о космосе в людях жива»

из личного архива Александра Мельникова
из личного архива Александра Мельникова
Александр Мельников – бывший заместитель начальника всемирно известного космодрома Байконур. Как и многие дети в СССР, он мечтал стать космонавтом, но после школы сделал выбор в пользу военного дела. Но так получилось, что благодаря прилежной учебе по окончании Пермского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск стратегического назначения его направили именно туда, о чем, по сути, он и мечтал - на космодром Байконур, где Александр Анатольевич прослужил до 2006 года.
Сегодня за его плечами - 56 транспортировок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), руководство работами по заправке МБР, служба в оперативном отделе и штабе космодрома, обеспечение 486 (!) запусков ракет космического назначения. А с Башкирией у него, как выяснилось, кровная связь – его отец, ­ Анатолий Мельников, родился и вырос в Мелеузовском районе республики. На отцовской родине Александру Анатольевичу довелось побывать впервые в детстве, а во второй раз - совсем недавно, с особой миссией — с целью восстановления родословного древа своей семьи. Благодаря данным, обнаруженным в архивах республики, выяснилось, в частности, что род свой он ведет от крепостных крестьян, работавших на знаменитом Воскресенском заводе, а среди владельцев родной деревни его предков была урожденная графиня Толстая.
О корнях, обнаруженных в республике, о роли Байконура в космической программе России, о самых ярких моментах на службе и будущем космического туризма состоялся наш разговор с Александром Мельниковым.
- Расскажите, пожалуйста, Вашу историю: где родились, учились?
- Родился я недалеко от Башкирии, в селе Анненск Полтавского района Челябинской области, 1 сентября 1952 года. Спустя четыре года, в 1956 году мы всей семьей переехали в поселок Ново-Георгиевский Брединского района Челябинской области, куда родители поехали на освоение целинных и залежных земель, во вновь образованном совхозе «Боровой». В 1959 году я начал учиться в поселковой начальной школе, после окончания 4 классов в 1964 году перешел в Боровскую среднюю школу. В школе всегда учился хорошо и окончил её почти на «отлично» - только две оценки, по немецкому языку и черчению, были «хорошо». За высокие показатели в учебе и активную общественную работу меня наградили Грамотой министерства просвещения РСФСР.
- Ваш отец родился в Башкирии. Откуда именно родом, кем был по профессии?
- Мой отец, Анатолий Ильич Мельников, родился в Башкирии в селе Александровка Мелеузовского района. Там же родились его старший брат Евгений и сестра Зинаида. По профессии он был водителем и знал автомобиль как свои пять пальцев. Отец научил и меня правильно водить машину: впервые он доверил мне управлять ею в 4 классе.
- Бывали ли Вы в Александровке?
- На родине отца я был всего лишь один раз, в детстве, когда мы ездили с родителями в поселок Миндяк Белорецкого района Башкирии. Мне очень понравились тогда люди и великолепная природа Башкирии. А недавно я начал составлять генеалогическое древо нашей семьи, в чем мне любезно помог Государственный архивный фонд Республики Башкортостан. В документах архивного фонда «Оренбургская казенная палата» в ревизской сказке «Оренбургской губернии Стерлитамакского уезда деревни Старо-Александровой двора Его Императорского величества господина Егерьмейстера и кавалера Василия Александровича Пашкова» среди крепостных заводских крестьян, принадлежащих к Воскресенскому заводу, обнаружились упоминания о нашем предке - Матвее Ивановиче Мельникове. Он упоминается в ревизских сказках - переписи податного населения - 1834 года и 1850 годов, а умер он в возрасте 71 года. Супруга владельца деревни Василия Пашкова - статс-дама Екатерина Александровна - была урожденной графиней Толстой.
Позже, после отмены крепостного права, село стало зваться Александровкой. В документах архивного фонда Уфимского губернского статистического бюро в материалах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года нашлась подворная карточка о хозяйстве потомка Матвея Ивановича - Иване Михайловиче Мельникове и его семье из 9 человек. Было ему тогда 45 лет, принадлежал он к сословию крестьян, имел 73 головы скота, 16,8 десятин пашни с залежью. Православное семейство его тогда состояло из 70-летнего отца Ивана Михайловича, жены Анны Никитиной, трех сыновей, трех дочерей, снохи и двух внуков. Данные эти были подтверждены материалами Всесоюзной переписи населения 1926 года. Село Александровка тогда принадлежало Верхоторской волости Стерлитамакского уезда, а Мелеузовским районом эта территория стала называться позже, с созданием БАССР.
- Получается, что история Вашего рода началась на одном из первых металлургических заводов на Урале, а за два века «доросла» до космоса? Почему Вы выбрали профессию военного?
- На мой выбор профессии повлиял военный комиссар района, хотя стать военным я мечтал с детства: мне нравилась военная форма, хотелось стать офицером и служить Родине, защищать ее от врагов, если потребуется.... После школы моя мечта осуществилась - я поступил в Пермское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения. После пятилетнего обучения и защиты дипломного проекта получил первое воинское звание - «лейтенант».
- А мечтали ли в детстве, как многие тогда, стать космонавтом? О том, чтобы попасть на космодром никогда не думали?
- Да, как и все дети в то время, конечно, мечтал стать летчиком или космонавтом. Но то, что военная служба приведет меня на космодром Байконур, я даже и не мог предположить. Сразу после окончания военного училища меня направили на службу в войсковую часть № 11284 - это и был всемирно известный космодром Байконур. Я приехал с женой на космодром 4 августа 1974 года и «задержался» там на целых 32 года военной службы, до 6 июня 2006 года. На космодром направляли лучших офицеров - выпускников военных училищ и академий, способных к испытательной работе. Безусловно, все они должны были иметь отменное здоровье. Закончил военную службу заместителем начальника космодрома в воинском звании полковника.
- Были ли какие-нибудь особые требования к службе на космодроме? Какие задачи были на Вас возложены?
- Служба на космодроме была интересная, но климатические условия тяжелые. Летом, с мая по сентябрь, стояла жара. Днем до +50 в тени, ночью +30-38 градусов по Цельсию и 300 дней в году – безоблачное небо. Весной и осенью там дуют сильные ветра или, как их называют местные казахи – «бескунак». А зимой температура опускалась до -30 градусов. И в этих непростых климатических условиях приходилось выполнять, как вы понимаете, важные государственные задачи по испытаниям новой ракетно-космической техники.
- Приходилось ли присутствовать при запуске ракет? Расскажите о самых ярких запомнившихся моментах.
- С августа 1974 года по май 1980 года я занимался транспортировкой межконтинентальных баллистических ракет и их загрузкой в шахтные пусковые установки, потом руководил работами по заправке ракет компонентами ракетных топлив. В июне 1980 года был переведен по службе в новую воинскую часть, которая занималась испытаниями ракетно-космического комплекса «Зенит». А с 1989 года продолжил службу в оперативном отделе штаба космодрома Байконур. Там мне приходилось выполнять различные задачи по поддержанию боевой готовности соединений и частей космодрома, руководить боевым расчетом управления космодрома по проведению пусков ракет и запусков космических аппаратов, в том числе и по пилотируемым программам. С 1989 года до момента увольнения в запас я в составе боевого расчета обеспечил проведение более 486 пусков ракет, в том числе космического назначения. При проведении предпусковых и пусковых работ приходилось неоднократно общаться с космонавтами СССР, Российской Федерации и зарубежных стран. Так, возглавляя измерительный комплекс космодрома, обеспечивал прием телеметрической и внешнетраекторной информации о полетах ракет, связь с космонавтами в предстартовый период, при пуске и при выполнении задач на орбите на своем участке ответственности. То, что видели наши граждане по телевизору о запуске космонавтов - это была работа специалистов нашего измерительного комплекса.
- Знакомы ли с известными космонавтами?
- Конечно, со многими космонавтами знаком лично. У нас сложилась добрая традиция встречи пилотируемых экипажей с личным составом боевого расчета по их запуску. При запусках космонавтов дублирующий экипаж всегда располагался на наблюдательном пункте 103-го отдельного измерительного пункта, в непосредственной близости от так называемого Гагаринского старта – места, откуда стартовал Юрий Гагарин.
- Какие истории или ситуации запомнились? Может, пришлось быть свидетелем или участником нештатных ситуаций...
- Запомнил на всю жизнь аварию ракеты космического назначения (РКН) «Зенит» при проведении пуска 4 октября 1990 года. При подготовке и проведении пуска РКН я исполнял обязанности командира боевого расчета управления космодрома. При взрыве РКН тогда, к счастью, никто не погиб, пострадали несколько человек, которые получили травмы различного характера. Домой после аварийного пуска мы попали только через двое суток. Зрелище было ужасное и трагическое. Пусковая установка № 2 стартового комплекса «Зенит» в результате аварии была полностью разрушена и непригодна к дальнейшей эксплуатации.
- Встречали ли во время службы там солдат или офицеров, выходцев из Башкирии?
- На космодроме за его 65-летнюю историю прошли службу более миллиона человек - офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты. Безусловно, среди них были и выходцы из Башкирии.
- Не так давно на Байконур стали пускать туристов. Предъявляются ли к ним какие-то особые требования? Куда допускают туристов, на какие площадки, можно ли присутствовать при запуске летательных аппаратов?
- Действительно, на космодром Байконур стали пускать туристов, в том числе и иностранных, ведь и в самом городе Байконур, и на космодроме есть что посмотреть. Для туристов разработаны специальные маршруты. Например, их возят на пункты, где ведётся наблюдение за пусками РКН. Это очень интересно и остается в памяти на всю жизнь. Единственное неудобство, на мой взгляд,- это значительная удаленность от России. Самолеты по расписанию летают только из Москвы. Время полета - около трех часов.
- Что думаете о развитии в России космического туризма? Есть ли на Байконуре возможности для этого, перспективно ли оно, на Ваш взгляд?
- Космический туризм развивается, это очень интересное и перспективное направление туризма. И на космодроме Байконур все для этого имеется.
- А что известно о судьбе космодрома, будет ли меняться на нем что-то в ближайшие годы?
- В свое время Михаил Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС, посетил Байконур в 1987 году и в своем выступлении перед тружениками космодрома сказал: «Космодром создан надолго, навсегда». И он прав. Космодром Байконур будет работать до тех пор, пока есть необходимость в осуществлении космических программ Российской Федерации и других стран. И, естественно, космодром будет развиваться дальше, будут создаваться новые рабочие места подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов.
- На Дальнем Востоке Россия строит новый космодром, «Восточный», в то время как у Казахстана комплекс Байконур арендуется. Снизилась ли, по-Вашему, значимость Байконура с появлением «Восточного»?
- Да, Россия создаёт на своей территории новый национальный гражданский космодром для осуществления независимого доступа в космос со своей территории. Но, несмотря на это, значимость космодрома Байконур в осуществлении Федеральной космической программы России, думаю, не изменилась.
- Как думаете, вернется ли к нынешнему и последующим поколениям российских детей мечта о космосе?
- Уверен, что и сейчас есть те, кто мечтает стать космонавтом! Только их сейчас не так много, как раньше. Профессия космонавта - это героическая профессия. Она сопряжена с высоким риском для жизни. А, как известно, героями могут быть не все, а только избранные люди. Реализовать мечту и стать космонавтом - это очень большой труд. И не все это могут выдержать.
- Вдохновились ли дети Вашим примером? Может, связали свою жизнь со смежными профессиями?
- Да, мои сыновья тоже прошли нелегкую военную службу на космодроме. Старший сын был техником самолета Ан-12 в авиационном полку, а младший служил инженером на одном из измерительных пунктов космодрома. Оба не раз участвовали в обеспечении пусков ракет-носителей. Они достойно служили в Вооруженных силах, а после сокращения военного контингента уволились из армии и сейчас живут в Московской области, рядом с нами. Оба женаты, есть дети. Жена старшего сына, кстати, тоже служила в Информационно-вычислительном центре космодрома в должности инженера-испытателя, имеет воинское звание – старший лейтенант. Старшая внучка блестяще окончила на космодроме Байконур международную космическую школу, потом успешно закончила Московский технический университет и стала инженером-программистом. Так что, все мы, так или иначе, связаны с космической темой. Я верю, что и в дальнейшем наши потомки не оставят мечту о космосе... Я в этом убежден!
Автор:Гульчачак Ханнанова
Читайте нас: