Новости Башкортостана и Уфы
92.26
-0.33
99.71
-0.56
86.97
-0.03
-3 °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
28 Сентября 2020, 17:07

Айсылу Султанова: «Всё бы хорошо в Финляндии, но нет аромата башкирских трав»

Айсылу Султанова — одна из самых первых «звезд» современной башкирской эстрады, ставшая популярной на рубеже 1990-х годов. Она родилась в Стерлитамаке, и ее песни по сей день помнят и любят в Башкирии многие. Но сама певица 25 лет назад сменила не только страну, но и имя - переехав на жительство в Финляндию, она стала Алисой Маннинен. Сегодня она, помимо певческой деятельности, является еще и пианисткой, аранжировщиком, музыкальным педагогом, концертмейстером, а в 2011 году впервые попробовала свои силы и как композитор, сочинив музыку к кинофильму «Возвращение домой» нашей землячки, кинорежиссера Гузель Киреевой.
Айсылу выросла в семье театрального режиссера и самодеятельного композитора и пошла по стопам отца. Свою певческую карьеру она начала в качестве бэк-вокалистки и пианистки звезды башкирской эстрады Назифы Кадыровой, но затем решила попробовать себя в качестве солистки, и очень успешно. Первый крупный успех ей принесло участие в самом популярном в 1980-е годы песенном конкурсе «Юрмала-1989», а пиком карьеры стало участие в телепрограмме «Голос» в Финляндии, где Айсылу дошла до финала. Её наставницей в этой стране стала Тарья Турунен — известная финская рок-певица, пианистка, композитор, бывшая вокалистка симфоник-метал-группы Nightwish. А саму Айсылу-Алису после участия в «The Voice of Finland» назвали «финской Тиной Тёрнер».
Сегодня она живёт в городе Эспоо, в 10 минутах от центра Хельсинки, руководит двумя эстрадными хорами, но признается, что скучает по башкирской природе и слышит что-то похожее на башкирские напевы в финских народных песнях.
Расскажите о своей истории жизни в Башкирии. Что вспоминается в первую очередь при слове «Уфа»?
Не разучились говорить на башкирском языке?
На башкирском я только пою, а разговаривать мне тут на нем не с кем. В Финляндии есть, конечно финские татары, но у них свое сообщество, и я им благодарна за помощь в проводах в последний путь моей мамы. Если говорить о сохранении своей культуры и языка, то мы все тут сроднились с финнами по тем или иным причинам, так что истинно татарского или башкирского тут уже, увы, не найти.
В начале карьеры Вы сотрудничали с известными национальными композиторами в Уфе. Работу с кем из них считаете самой важной для себя?
С композитором Салаватом Низаметдиновым, который выбрал меня как исполнительницу песни «Бэульсэк». Cобственно, благодаря ему я начала свою певческую деятельность. К моему сожалению, он ушёл из жизни слишком рано, но мы всегда поддерживали с ним отношения. Как и с композитором Робертом Газизовым, живущим теперь в США. С ним нет-нет, да и оставляем комментарии друг другу в Facebook. Я им всем благодарна за свой старт.
Давно ли переехали в Финляндию? Почему решили уехать из России?
В этом году будет 27 лет, как я переехала сюда. Из Уфы уехала в 1991 году, пережив фенольную катастрофу, из-за которой заболела. У меня тогда с лёгкими начались проблемы, и мне, как и многим, нужен был свежий воздух. Я уехала сначала в Ленинградскую область, в город Выборг. Появилась возможность, живя там, работать в Швеции и Финляндии. В Выборг я перевезла и маму. А сама потом уехала сначала в Стокгольм, затем в Финляндию. Я просто выбрала страну, которая ближе всего к России, потому что у меня мама была очень пожилая, необходимо было её постоянно навещать. К сожалению, ее уже нет с нами.
Быстро приспособились к новой для Вас финской культуре?
Да, легко. Работая в Выборге, я уже пела песни на финском языке, а потом его и как следует выучила. В тогда новой для меня Финляндии мне пришлось заново начинать жизнь, особенно на профессиональном поприще, и первое, что я сделала — приняла участие в финском караоке-конкурсе в 1997 году, где лучший певец на финском языке получал в качестве приза турне на Карибские острова. Конкурс проводился по всем городам Финляндии, и я одержала в нём победу!
Чем вы занимаетесь сейчас? Как повлияла на вашу жизнь пандемия?
Шесть лет назад я открыла музыкальную школу, в которой есть женский эстрадный коллектив. Руковожу также хором из 30 человек в шведской коммуне, являющейся «городом в городе», в котором я живу. В этом году, правда, сложилась очень тяжёлая ситуация в связи с пандемией коронавируса. Все переходят на дистанционное обучение, а это очень тяжело применимо в музыкальном деле. При всём желании ни одной программы, где звук не отстаёт и не «фонит», не придумали. Если я со своим учеником на проводе, то мой звук не совпадает по времени с его звуком. Сейчас мы уже собираемся на занятия «вживую», но ведь тоже нужно держать дистанцию в хоре, и заниматься стало ходить меньше людей. Многие боятся посещать занятия в силу своего возраста, тем более что здесь, в Финляндии, очень верят статистике и соблюдают все правила, относятся к защите своего здоровья очень осторожно.
Во времена, когда на нашем телевидении еще не было таких масштабных конкурсов, как «Голос» или «Фабрика звезд», настоящим прорывом для Вас стал всесоюзный песенный конкурс «Юрмала-1989». Что запомнилось о нем? Что дал этот опыт?
Честно говоря, не знаю. Мне кажется, в то время я не считалась со вкусом зрителя. Зритель больше любит другую музыку, но мне тогда хотелось удивить чем-то новым, и я выбрала песню Виктора Резникова «Я не умею танцевать». Аранжировку к ней сделал один из передовых аранжировщиков, известный наш земляк Владислав Сенчилло. Наверное, песня не до всех «дошла» тогда, но нам хотелось созидать и идти вперёд, несмотря на вкус публики. Воспоминания, впрочем, остались очень хорошие. Конкурс проходил в знаменитом концертном зале «Дзинтари», под председательством Раймонда Паулса. В жюри были такие «звезды», как Владимир Матецкий, Лев Лещенко, Игорь Крутой, Ирина Понаровская, Илья Резник, Яак Йоала. Этот конкурс можно назвать первой ступенькой в лестнице моей карьеры.
Были ли в ней какие-то нестандартные ситуации? Бывает, что что-то идёт не по плану, кто-то забыл передать «минусовку» для выступления или еще какие неожиданности...
Да, вредительство было со стороны моих конкурентов, но мне не хотелось бы этот факт вспоминать, ибо время расставило всё на свои места. В Финляндии же не бывает форс-мажорных ситуаций и пакостей от конкурентов на конкурсе, это исключено в принципе. Здесь всё заранее просчитывают, задолго до начала всё подведено, всё сделано. Тут нет такого сумбура, какой бывает иногда в России, здесь не допустят, чтобы что-то, допустим, не работало во время выступления.
Есть ли различия в менталитете россиян и финнов?
Финны более сдержаны, не высказывают своё мнение в лицо. Никого не спрашивают о зарплате, никогда не лезут с расспросами или советами в личную жизнь. Каждый сам по себе, но на помощь придут обязательно и окажут ее лучше родных людей.
Есть ли у Вас в новой стране любимые уголки?
Я живу в городе Эспоо, от моего дома до центра Хельсинки - 10 минут на автобусе или метро. Я обожаю Эспоо, здесь очень красивые пляжи, как в Юрмале, ничуть не хуже. Люблю и среднюю Финляндию, где красивая и богатая природа, чистейшие озёра, из которых можно пить воду. Всё бы здесь хорошо, но... не хватает иногда аромата башкирских трав. Вот по чему скучаю, так это по травам! Я бы и сейчас с удовольствием приехала в Башкирию, но ведь границы закрыты. И неизвестно, как жизнь повернётся в будущем. Никто не может ничего прогнозировать.
Ваши дети пошли по Вашим стопам?
Нет, старшая дочь - ювелир, младшая - медсестра. Но они обе прекрасно поют, причем петь начали сами по себе, не просили меня их научить, и я даже была ошеломлена их вокальными данными. Они у меня сейчас тоже живут в Финляндии, обе в Хельсинки. С младшей я сейчас живу вместе, старшая уже отдельно. В основном ничего такого особенного в нашей семье нет, да и не хотелось бы об этом распространяться.
Как считаете, есть ли что-то родственное между башкирской и финской национальной музыкой?
Нечто похожее проскакивает иногда, да. Наверное, пентатонический лад. Башкирская музыка родная, своя, она мне не может не нравиться, это моя группа крови. Нравится – не нравится, а оно в тебе уже есть. Это не искоренить, это внутри. Музыка у финнов не славянская и не восточная. Она мне тоже нравится - именно народная, национальная. Современные песни есть интересные, но не настолько.
Следите ли за творчеством башкирских композиторов и исполнителей?
Только если в интернете на что-то интересное попадаю. Никто меня, признаться, особо не удивил в последнее время, за исключением, может, Элвина Грея. Моя младшая дочь его слушает, и ей очень нравится. Он пока единственный, кто меня «зацепил» из нынешних башкирских певцов. Его творчество - международный стандарт. Большинство поют современную эстраду чуть ли не в фольклорных традициях, как раньше под баян. В песнях аранжировка бывает хорошая, и аккомпанемент вроде сделан здорово, но манера исполнения не звучит в ансамбле, как мухи и котлеты... Редко встретишь что-то по-настоящему гармоничное, слитное сочетание всего вместе.
Что бы Вы пожелали тем, кто только делает первые шаги в музыке?
Нужно знать и сохранять своё лицо, это очень трудно. Необходимо иметь что-то, что отличает тебя от остальных. Поначалу можно копировать других артистов, но важна работа над собственным тембром. Я, например, раньше пела высоким голосом, а после моего участия в финском «Голосе» меня назвали «финской Тиной Тёрнер».
Хотелось бы узнать Ваш взгляд на сегодняшнюю эстраду. Говорят, что время профессиональных композиторов и сочинителей стихов для песен прошло, сегодня каждый «сам себе режиссёр»: пишет песни, сам их исполняет, а уровень профессионального мастерства от этого не становится лучше...
Я не знаю положения дел на российской эстраде. Но вижу, что сейчас время совсем другой музыки. Если раньше всё строилось на мелодии, то сейчас маленький кусочек, hook из трех нот, который повторяется нон-стопом, тебе прямо вдалбливается в голову, и ты поневоле запоминаешь эти три волшебные ноты. Поп-музыка именно на этом и построена, и чаще всего ее тексты не несут смысловой нагрузки. Я не считаю, что это плохо или хорошо, это просто движение музыкальной истории. Наши родители тоже возмущались той музыкой, которую слушали мы, это вечная проблема отцов и детей. Я стараюсь слушать то, что нравится моим ученикам. Любопытно, что молодёжь, которая «подсаживается» на «три ноты», по вечерам за столом или на караоке поет песни времён своих предков, ибо те мелодии - вечны!
А Вы какие песни хотели бы исполнить? Может, есть мечта дать сольный концерт в Уфе?
Может, хотели бы что-то пожелать землякам?
Я бы пожелала всем здоровья и элементарной самооценки. Хотелось бы, чтобы наши люди научились себя ценить, не давали себя обижать и обдуривать. Я хочу, чтобы люди имели достоинство не просто на словах, а в поступках. От того, что творится сейчас в мире, порой волосы дыбом встают. Я интересуюсь политикой, поэтому очень переживаю за беспорядки, которые возникают то там, то здесь. Смотрела недавние новости о том, что хотели башкирские шиханы «под нож» пустить, и плакала от чудовищности и жестокости такой вероятности ради процветания чьего-то бизнеса. И вообще я мечтаю, чтобы у нас в Башкортостане уровень жизни стал таким, как в Финляндии, а шиханам присвоили статус Национального парка.
Автор:Гульчачак Ханнанова
Читайте нас: