Новости Башкортостана и Уфы
92.13
-0.37
98.71
-0.2
89.38
+0.27
17+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
26 Декабря 2011, 19:34

Прежние темпы недостаточны: интервью Рустэма Хамитова журналу «Эксперт»

За девять месяцев года рост промышленного производства в Башкирии почти вдвое превысил общероссийский уровень. Объем иностранных инвестиций увеличился почти в три раза по сравнению с январем–сентябрем прошлого года. К непростой в недавнем прошлом для внешних инвесторов республике у капитала проснулся интерес.
Рустэм Хамитов возглавил Башкирию летом прошлого года, радикально изменив характер управления республикой. Показательна история со строительством торгового центра МЕГА, который IKEA начала возводить в Уфе еще в 2003 году. Этот объект столкнулся с неожиданными трудностями. Шведы негодовали по поводу непомерных административных барьеров, а контролирующие органы в ответ заявляли, что иностранные инвесторы не хотят соблюдать наши строительные нормы и правила. Это противостояние длилось несколько лет. Хамитов быстро «разрулил» ситуацию, и МЕГА открылась. Президент Башкирии считает, что одна из главных задач новой башкирской власти — снятие искусственных барьеров на пути привлечения инвестиций в экономику республики.
- За этот год вы провели огромное количество встреч с жителями республики. Что это вам дает и много ли нового вы для себя узнали о республике?
- Конечно, проведение таких встреч - непростое занятие. На них порой критикуют власти, много жалоб и просьб. Но именно политика открытости дает мне возможность видеть жизнь в республике такой, какая она есть, без ретуши и показухи. Это, в свою очередь, позволяет мне формировать взвешенные решения с учетом мнения всех сторон.
- Вы и с инвесторами стараетесь общаться лично. Взять ту же ситуацию с IKEA, она прогремела на всю страну. Чему она вас научила?
- Земельный участок под строительство IKEA в Уфе был выделен еще в 2003 году. И, безусловно, такие ситуации никак не способствуют привлечению инвесторов в республику. Причем нельзя обвинять только контрольно-надзорные органы в создании искусственных барьеров. Есть вина и самих предпринимателей. Кажущиеся мелкие недочеты при проектировании и строительстве подобных сооружений, несоблюдение требований пожарной безопасности могут обернуться затем трагедиями. Лучше все сразу делать правильно.
Создание благоприятного инвестиционного климата должно быть общей встречной работой и бизнеса, и власти. Для нас принципиально важно создать атмосферу открытой работы. Честность, порядочность - ключевые моменты успеха в работе с инвесторами. И никто нам не помешает вести такую политику.
- В одном из своих выступлений перед жителями вы сказали, что «той динамики, которая была пять-семь лет назад, нам уже недостаточно. Нам нужны другие скорости, другое движение»…
- Башкортостан - один из флагманов экономики России, опорный регион. Лидер по ряду макроэкономических показателей. И статистика это подтверждает. Но по некоторым социальным индикаторам - бюджетная обеспеченность, обеспеченность жильем - мы находимся в шестом десятке среди субъектов страны. Кроме того, невысокий уровень зарплаты, недостаточно развитая инфраструктура, большие очереди в детские сады снижают качество жизни наших граждан. Для решения этих проблем нам нужны дополнительные налоговые поступления. А это означает, что необходимо строить новые производства и предприятия.
Нам жизненно важно наращивать обороты, динамично двигаться вперед. Необходимо сделать экономику нашей республики более сбалансированной, диверсифицировать ее. Уйти от нефтяной зависимости. Сейчас главная задача правительства республики - привлечение инвесторов. Сегодня у нас на стадии проработки порядка сорока крупных инвестпроектов с объемом инвестиций более 300 миллиардов рублей. Уже в 2012 году на ряде объектов мы начнем строительство.
- Насколько далеко в этом году вам удалось продвинуться в деле привлечения инвестиций?
- В 2010 году по объемам вложенных инвестиций в экономику республика находилась на тринадцатом месте среди субъектов Российской Федерации. В текущем году мы активизировали свою работу. Особенно хорошо растут иностранные инвестиции. За девять месяцев этого года - в 2,9 раза по сравнению с январем-сентябрем 2010 года, до 269 миллионов долларов. При этом 75,4 процента поступлений сконцентрировано в обрабатывающих производствах, а не в сырьевом секторе. Сегодня нашими партнерами являются компании Австрии, Германии, Кипра, Республики Корея, Литвы, Нидерландов, Норвегии, США, Турции, Франции и Швеции. Мы провели успешные переговоры с представителями Саудовской Аравии, Японии, Малайзии. Интерес к Башкортостану очень высок. Радует, что инвесторы нам верят.
Это также подтверждается высокими рейтингами республики. Так, международные рейтинговые агентства Standard&Poor’s и Moody’s в этом году улучшили рейтинговые прогнозы Башкортостана со «стабильного» на «позитивный».
Увеличиваются инвестиции и в основной капитал предприятий. В этом году они достигнут почти 160 миллиардов рублей, что больше прошлогодних показателей на 5–6 процентов.
- А как законодательно подкрепляется это доверие?
- Интересы инвесторов защищены и поощряются двумя десятками инвестиционных законов и нормативных правовых актов республики. В октябре мы снизили инвесторам ставку налога на прибыль организаций (в размере 13,5 процента на срок от года до пяти лет) и на тот же период освободили их от уплаты налога на имущество организаций. На днях я подписал указ о мерах по устранению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для инвесторов формируется удобная инвестиционная инфраструктура республики. Уже активно работает один из ее элементов - Корпорация развития Башкортостана.
- Как сложились отношения с крупными федеральными структурами, работающими в республике, - «Газпромом», АФК «Система», УГМК?
- Только за последний год подписан ряд соглашений о сотрудничестве с такими крупными компаниями, как АК «Транснефть», «РусГидро», Alstom, группой компаний «Разгуляй», с Газпромбанком, «Уралсибом», Сбербанком, Роснано, УГМК-Холдингом, нефтяной компанией «ЛУКойл», компанией Danfoss A/S, Уральской мясной компанией, Group Alrai Holding Limited, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Думаю, сам факт наличия соглашений между республикой и крупными холдингами с мировым именем свидетельствует о доверии к нам этих структур. В отношении АФК «Система» и УГМК-Холдинга отмечу, что они активно участвуют в финансировании многих объектов социального назначения. Эти ресурсы идут на строительство и ремонт больниц, школ, учреждений культуры и спорта.
- В последнее время вы активно выступаете за перераспределение ответственности между республикой и федеральным центром. Почему?
- Сегодня финансовый поток из Башкортостана в федеральный центр превышает объем средств, привлекаемых в республику по различным федеральным программам. Да и эти деньги приходится из федерального центра выбивать. В рамках реализации федеральных целевых программ (ФЦП) на 2011 год из федерального бюджета предусмотрено выделение Башкортостану лишь 7,7 миллиарда рублей, из которых основная часть предназначена для реконструкции участков федеральных автомобильных магистралей М5 «Урал» и М7 «Волга».
После перечисления значительной части налогов, собираемых на территории республики, в федеральный бюджет, нам, по сути, остаются средства только на реализацию своих полномочий по выполнению социальных обязательств. А на расходы инвестиционного характера доходов бюджета республики недостаточно. Поэтому несколько лет подряд наш бюджет формируется с дефицитом, и для его покрытия мы вынуждены прибегать к государственным заимствованиям.
В связи с этим считаю необходимым развивать положение статьи 72 Конституции страны о предметах совместного ведения и подкреплять эту статью соответствующим законодательством. Надо определяться с законами о статусе субъекта федерации, с его полномочиями.
Возьмем главный фактор производства - землю. Сегодня в республике она находится в основном в муниципальной и федеральной собственности. И для того, чтобы, например, развивать туризм вблизи водных объектов, в зоне лесов, которые занимают около половины территории Башкортостана, мы вынуждены просить федеральные органы власти дать на это специальное разрешение. Либо пытаться менять категорию земельных участков. На это уходят не месяцы, а годы. В результате теряем драгоценное время. Из-за долгих согласований мы можем потерять потенциального инвестора. Поэтому мы будем выходить к федеральному центру со своими предложениями по перераспределению полномочий и доходных источников между уровнями власти.
- А готовы ли вы сами делиться полномочиями с муниципалитетами?
- Не секрет, что сегодня возможность относительно полноценно решать вопросы местного значения имеют только городские округа. Сельские же поселения порой не в состоянии обеспечить благоустройство своей территории, решить вопросы противопожарной безопасности, складирования отходов. Эти полномочия определены законодательно, но на их реализацию просто нет средств. Бюджетная система страны сегодня построена таким образом, что местные власти серьезно зависят от вышестоящих государственных структур. Остро назрел вопрос помощи муниципалитетам в повышении степени самодостаточности и самообеспеченности.
Здесь нами тоже многое делается. Во-первых, приняты законы об установлении дополнительных отчислений в пользу муниципальных бюджетов. В следующем году расходы республики на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований планируются в объеме 38 миллиардов рублей. Объем финансирования собственных полномочий муниципалитетов вырастет на четверть по сравнению с 2011 годом.
Во-вторых, ведется активная политика по развитию в муниципальных образованиях предпринимательства, по созданию новых производств, привлечению инвестиций и росту заработной платы работников. Все это непосредственно влияет на поступление доходов в местные бюджеты.
В-третьих, предпринимаются шаги по повышению эффективности использования земли и местного имущества.
- Какие задачи вы ставите для себя на будущий год?
- В 2012 году мы прогнозируем рост валового регионального продукта не менее 5 процентов, инвестиций — до 8 процентов. Размер среднемесячной зарплаты в республике должен достичь 21 тысячи рублей.
Будем продолжать переход от экспортно-сырьевого развития экономики к инновационной деятельности, постараемся значительно активизировать инвестиционную деятельность и совершенствование бизнес-среды. Будем проводить технологическую модернизацию экономики и повышать конкурентоспособность выпускаемой в республике продукции.
В основном пересмотрим методы государственного управления, продолжим внедрять оценку эффективности деятельности республиканских органов государственной власти, повышая их результативность и формируя новую систему планирования и управления социально-экономическими процессами.
При этом нам необходимо обеспечить всестороннее развитие нефтехимии, агропромышленного комплекса, энергомашиностроения, IT-технологий, производства медицинского оборудования и медикаментов. Это именно те отрасли экономики, в которых Республика Башкортостан может в ближайшие пять-семь лет стать лидером российского масш­таба.
Оригинал публикации: http://expert.ru/expert/2011/50/prezhnie-tempyi-nedostatochnyi/
Автор:ИА "Башинформ"
Читайте нас: