Новости Башкортостана и Уфы
93.44
-0.65
99.58
-0.95
87.39
+0.28
18+ °C
Ясно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
30 Апреля 2010, 18:56

Муртаза Рахимов: Мы должны всесторонне обсудить вопросы модернизации профессионального образования Башкортостана

30 апреля 2010 года в Уфе прошло заседании Президентского Совета Республики Башкортостан. На нем выступил Президент Башкортостана Муртаза Рахимов. Ниже публикуем текст его выступления.
«Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важнейший вопрос, от которого зависит будущее нашей экономики, социальной сферы и Башкортостана в целом – это пути модернизации профессионального образования республики. Необходимость в этом назрела уже давно. Ведь в последнее время практически нарушены связи между заказчиками кадров – предприятиями и организациями и учреждениями профессионального образования. Рынок труда и рынок профессиональных образовательных услуг сейчас развиваются каждый сам по себе, каждый – по своим законам. Выпуск специалистов ежегодно растет. Высшее образование становится практически массовым или всеобщим. Но от этого конкурентоспособность нашей экономики отнюдь не повышается.
Вместе с тем, как отметил Президент Дмитрий Анатольевич Медведев, «… сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности, новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии…». И это требует соответствующего кадрового обеспечения.
В стране с этой целью запущен процесс создания новой структуры высшей школы. Два государственных университета - Московский и Санкт-Петербургский наделены особым статусом. Определены семь федеральных и 14 национальных исследовательских университетов. По итогам конкурса еще 15 вузов получили статус новых исследовательских университетов. На базе этих новых структур во многих регионах началось формирование мощных научно-образовательных комплексов, включающих крупнейшие вузы, другие учреждения профессионального образования, науки и работодателей.
Наша республика не должна оставаться в стороне от этих процессов. Поэтому сегодня мы должны всесторонне обсудить вопросы модернизации профессионального образования Башкортостана и выработать план действий по их развитию на перспективу.
Как уже было отмечено, в республике создан мощный кадровый, научно-образовательный потенциал системы профессионального образования. В сложные 90-ые годы в условиях недофинансирования из федерального бюджета нам удалось не только сохранить, но и значительно поддержать учебные заведения. Прежде всего, путем укрепления их материально-технической базы. Нежилые здания и помещения республиканской и муниципальной собственности были переданы нефтяному университету, БГУ, аграрному, педагогическому, медицинскому университетам.
При поддержке республики в федеральные целевые и адресные программы был включен целый ряд объектов башкирских государственного университета, медицинского и авиационного университетов.
Кроме того, за счет средств республиканского бюджета проведены реконструкция корпусов БГУ и его Сибайского института, педагогического университета, стоматологической поликлиники медицинского университета. Капитально отремонтированы корпуса академии искусств, значительно обновлена её материальная база. Сегодня республика финансирует деятельность Стерлитамакского, Нефтекамского филиалов и Сибайского института БГУ, Зауральского филиала аграрного университета.
Многое у нас делается по поддержке талантливой молодежи, молодых ученых и преподавателей. Сформирован и достаточный кадровый потенциал учреждений.
В то же время в последнее время система профессионального образования не в полной мере выполняет свое предназначение. Она все больше отстает от требований времени, продолжая работать по старинке, на себя, а не на работодателей. Тем самым система подготовки кадров вступила в явное противоречие с запросами рынка труда.
В чем это выражается?
Первое. Дисбаланс между потребностями народнохозяйственного комплекса и объемами подготовки специалистов в республике не только сохраняется, но и продолжает увеличиваться. Рынок труда буквально наводнили кадры с дипломами менеджеров, управленцев, экономистов, юристов и педагогов. Их количество растет с каждым годом. При этом катастрофически не хватает специалистов по транспортным средствам, информатике и вычислительной технике, информационной безопасности, строительству и архитектуре, сфере обслуживания, приборостроению и оптотехнике, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, химической технике и биотехнологии.
Лидеры выпуска экономистов и управленцев – Уфимская государственная академия экономики и сервиса – (14,2% от общего выпуска) и Уфимский государственный авиационный технический университет (12,5%). Из филиалов государственных российских вузов – Всероссийский заочный финансово-экономический институт в городе Уфе – (6,5%).
Самый большой выпуск юристов – в Башкирском государственном университете – (32,8% от общего выпуска) и Уфимском юридическом институте МВД России – (14%). Из негосударственных вузов – в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (22%).
Подчеркну, беспокоит не только чрезмерное перепроизводство таких специалистов, но и качество их подготовки. То, что большинство из них трудно назвать профессионалами. Так, большинство сегодняшних экономистов и менеджеров зачастую не владеют современными методами анализа, управления и прогнозирования, не знают производства, не готовы к самостоятельной и ответственной работе. Не лучшим образом выглядят и многие юристы. Кому, спрашивается, нужны такие специалисты?
Более того, несмотря на то, что наши вузы и так готовят достаточно экономистов, юристов и педагогов, мы направляем наших абитуриентов на целевую подготовку в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России на эти же специальности! Я понимаю, когда речь идет о специальностях, которых у нас нет. Например, востоковедение, арабский, японский и другие восточные языки, метеорология и т.д. Но зачем же нам нужны кадры, которых и так в республике достаточно много?
Считаю, здесь нужно навести порядок. Пора определить перечень российских вузов, с которыми республика будет заключать договора на целевую подготовку специалистов, и направлений подготовки. Кроме того, должен быть механизм отбора абитуриентов на целевые места. Поручаю Правительству подготовить проект соответствующего Указа.
И в самой республике нужно определиться с этими так востребованными населением специальностями. Важно создать на базе Уфимской государственной академии экономики и сервиса многопрофильный университет экономики, предпринимательства и сферы услуг, проработав вопрос присоединения к вузу Уфимских филиалов Всероссийского заочного финансово-экономического института и Российского государственного торгово-экономического университета. Здесь должны готовиться конкурентоспособные, действительно востребованные высококвалифицированные кадры для экономики и управления, сервиса и туризма, предпринимательства, торговли и финансово-кредитной сферы!
Должен отметить, что пять лет назад специально для решения всех этих вопросов при Правительстве Республики Башкортостан был создан Межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы республики. Где его конкретные действия? Когда он собирался в последний раз? Как выполняется принятый Правительством план межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования на период до 2012 года?
Правительству нужно представить подробный отчет по всем этим вопросам и наладить, наконец, работу данного совета. Считаю, впредь деятельность данного совета должна жестко контролироваться!
Второе. У нас нет четкого прогноза потребности в кадрах, реально отражающего состояние дел в народнохозяйственном комплексе. А значит – нет цели, на которую профессиональному образованию нужно ориентироваться. Что мы сегодня имеем? Сводный прогноз Министерства экономического развития республики, который составлен без должного методического сопровождения и научного обоснования. Он к тому же не учитывает и новые экономические условия. Прогноз потребности в кадрах для республики, рассчитанный Петрозаводским государственным университетом, по мнению многих ректоров вузов, также весьма и весьма далек от жизни.
Правительству республики нужно исправлять ситуацию и взять этот вопрос под особый контроль. Привлечь для прогнозирования квалифицированные организации, в том числе научные, включая Уфимский научный центр Российской Академии наук, Академию наук Республики Башкортостан.
Уверен, что без точного прогноза потребностей в кадрах не может быть и соответствующего реалиям дня государственного задания вузам!
Третье. Не умаляя наших успехов, надо честно признать, что по профессиональному образованию мы отстаем от других регионов. Если по интегральному рейтингу системы образования мы занимаем 9 место в стране, то по развитию среднего профессионального образования – 16-ое, а начального – только 44-е, высшего – 43-е.
Чего греха таить, во многих учреждениях начального и среднего профессионального образования – материально-техническая база совершенно изношенная, учебно-производственная база – крайне устаревшая. Многие из них не имеют даже достаточного количества кабинетов и мастерских. Конечно, кто пойдет в такие учреждения учиться?
Не исключение – и некоторые наши вузы. В Башкирском государственном университете, «флагмане» нашего высшего профессионального образования, практически отсутствует библиотека, вопрос о ее строительстве решается уже более 10 лет. Да и комплектация фондов библиотеки абсолютно не соответствует потребностям современного университета. В читальных залах недостаточно посадочных мест. Остро стоит вопрос с общежитиями. А в каком состоянии музей и прилегающая к вузу территория? И это при том, что республика постоянно оказывала вузу государственную поддержку! Недавно, кстати, торжественно отметили его столетие. И он по всем параметрам должен быть подлинным флагманом всей системы образования республики.
Вопрос о нашем головном университете настолько важен, что необходимо разработать комплексную программу его развития и, возможно, рассмотреть ее на одном из заседаний Правительства Республики Башкортостан.
Заказчики кадров, бизнес должны вносить свою лепту в укрепление образовательных учреждений. Нужны меры по активизации этого процесса!
Четвертое. Инновационные изменения в системе профессионального образования пока что не приняли масштабный характер. Ни один из наших вузов не стал ни федеральным, ни национальным исследовательским университетом! Даже в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» больше победителей среди учреждений начального и среднего образования республики, чем наших именитых вузов. Причем некоторые из них даже и не пытались участвовать в конкурсах! Только Уфимский государственный авиационный технический университет смог выиграть в соответствующем федеральном конкурсе. А ведь такое участие становится важнейшим фактором формирования восприятия наших вузов на российском уровне!
Вообще, начавшийся процесс оптимизации профессионального образования в республике не выходит за рамки начального и среднего профессионального образования. В то время как в других регионах в него активно включились и вузы. Думаю, нам нужно ускорить процесс создания отраслевых профессиональных кластеров на базе вузов. Возглавить эту работу должно Правительство.
Тогда учреждения профессионального образования станут партнерами органов государственной власти в реализации политики социально-экономического развития республики и работодателей, которые являются основными заказчиками подготовленных кадров, инновационных разработок.
И последнее. Сегодня вузы, в первую очередь, университеты, должны стать равноправными участниками научных исследований, конкурировать с институтами академий наук, ведущими научными центрами. А в перспективе – и с ведущими учеными, лабораториями, институтами мира. Это требует развития соответствующих научных школ. Мы имеем яркие примеры развития науки в рамках университетов – это Оксфордский университет и Массачусетский технологический университет, Силиконовая долина в Калифорнии.
Сегодня у нас немало ученых с мировых именем. Но, к сожалению, здесь пока нет системности. По целому ряду направлений подготовки специалистов у нас не формируются научные школы. Прежде всего, речь идет об экономических и юридических специальностях. Нет и юридических диссертационных советов. Считаю, нужно выступить с ходатайством перед Минобразования России об открытии такого совета в БГУ.
Сам университет должен одновременно вести системную работу по преобразованию в современный научно-образовательный центр. В нем кроме Института права должны появиться и другие институты, в частности Институт истории. Нужно также развивать в вузе научные школы по востоковедению и исламоведению, истории и языкам народов страны, ближнего и дальнего зарубежья, продолжать традиции тюркологии.
Отмечу еще один момент. Наши вузы располагают серьезной издательской базой, выпускают немало современных, оригинальных учебных пособий, монографий, сборников и журналов. Но распространение их, взаимный обмен еще не организованы на должном уровне. Думаю, следовало бы проработать вопрос о более тесном взаимодействии и в этой области.
Таким образом, работа по модернизации профессионального образования в республике предстоит большая и серьезная. И мы должны организовать ее на должном уровне и провести оперативно, осознавая в полной мере всю ее важность и ответственность для инновационного развития Башкортостана!"
Автор:ИА "Башинформ"
Читайте нас: