Есть профессии, которые не дают людям стареть ни душой,
ни телом. Учительскую работу, пусть одну из изнурительнейших,
можно ставить в один ряд с ними.
Тамерлану Салигаскарову - 37 лет. Для мужчины
- время расцвета и жизненных, и творческих сил. Правда,
ему далеко и этих тридцати семи не дашь.
Недавно стало известно, что Тамерлан Венерович стал победителем
конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта "Образование" и скоро
получит президентский грант в размере 100 тысяч рублей.
Мастер-педагог преподает историю и обществознание в 41-й школе
города Уфы. Сам окончил 39-ю школу, затем Башкирский государственный
педагогический университет. Уже студентом он раньше
своих сокурсников начал совмещать учебу с работой, и не с какой-нибудь
другой, а с учительской. Сегодня педагогический стаж
Тамерлана Салигаскарова насчитывает 18 лет. Побольше бы таких
молодых специалистов российской школе! Накануне августовского совещания
Тамерлан Венерович ответил на вопросы обозревателя агентства "Башинформ".
- Вы стояли перед выбором профессии?
- Я человек творческий. Думал заняться музыкой (Тамерлан в свое
время выступал на эстраде, сегодня также занимается организацией
концертов - Г.Ш.). Но дети меня очаровали больше. Это особая
энергетика. Первое, что я вижу, заходя в класс, - детские глаза.
Они меня поражают. Далеко не каждый мужчина пойдет в школу.
Причина одна - низкая зарплата. Хотелось бы, конечно, чтобы среди
учителей было больше молодых специалистов, особенно представителей
мужского пола. Я рад, что сейчас и Россия, и наша республика заинтересованы
в повышении заработной платы учителям. Мы формируем будущее поколение.
Каков учитель, таков будет человек, которого он воспитывает и кому дает
знания. И педагогам нужно создавать соответствующие условия.
- Как вы относитесь к школьной реформе?
- Я за эксперимент. Люблю новизну,
стараюсь постоянно самосовершенствоваться, использовать новые формы и методы
в работе. Это вызывает интерес учеников. Главное для
учителя - это поддерживать диалог с учеником, проявлять уважение к
личности ребенка и вызвать интерес к предмету. Для достижения
третьей составляющей нужны инновации. Я использую блочную систему
в процессе обучения: практикую групповую форму работы, исследовательские
методы, я их называю проблемно-поисковые. Это также и схемы и таблицы,
опорные конспекты, видеофрагменты, которые пользуются большим успехом
у учеников. У меня в классе большая фонотека. Кабинет хорошо оборудован.
Мы с учениками ездим по городам России, посещали
достопримечательности республики, в частности,
места, связанные с именем легендарного Салавата Юлаева.
- Сложно сегодня преподавать историю?
- Когда я сам в школе учился, нас заставляли мыслить так, как
это делал определенный круг людей. Сейчас мы даем ученикам
высказать свою точку зрения. Каждый имеет на это право. Современные
школьники больше интересуются политикой. Я на своих уроках
практикую часы политинформации, провожу обзор печати.
Вместе с детьми сам совершенствуюсь.
- Как восприняли вашу победу в коллективе?
- Во-первых, для меня было неожиданностью, что наш педсовет выдвинул
меня на конкурс. Было очень приятно.
Поддержали эту инициативу родители, ученики, управление образования.
Многие, конечно, радовались. Но были и те, в чьих глазах,
я не видел искренности. Отрадно, что нас государство не забывает.
- Вы ведь еще ведете классное руководство?
- Да, в рамках нацпроекта каждый месяц мы, классные руководители,
получаем по тысяче рублей. Это ощутимая поддержка, и она нужна.
Классный руководитель несет большую ответственность перед
детьми и их родителями. Нам приходится решать конфликты
между детьми и семейные конфликты - проблему отцов и детей.
Нужно и профессионально проводить родительские собрания.
К нам обращаются за советами мамы и папы. Родители сейчас
требовательны к классным руководителям.
Классный руководитель и любой учитель должен быть и психологом,
и педагогом, и физиологом. Я думаю, в педвузах нужно на эти
три аспекта обращать особое внимание.
- Какая ваша любимая тема на уроке?
- Мне нравятся все темы, связанные с 20-веком.
Это ближе нам по времени. И это богатый на события век.
На прошлое столетие приходятся все крупные войны, три революции.
Это и великие личности. Особенно мне нравится рассказывать про
Петра Столыпина. На обществознании - это Конфуций.
Известного завоевателя Тамерлана учитель не причисляет
к числу своих любимых исторических персон.
Он даже считает, что это очень редкое имя, означающее в переводе "железо"
и ассоциирующеся с грозным предводителем, не совсем подходит
ему. Учитель Салигаскаров очень общительный, мягкий, эмоциональный,
открытый человек, серьезный, и в меру требовательный.
Имя Тимур, наверное, больше уравновешивает в себе эти черты характера
педагога. И поэтому ученики обращаются к своему учителю
не иначе как "Тимур Венерович".
А на вопрос "Много ваших выпускников выбирают учительскую профессию?",
как и ожидала, услышала:
- К сожалению, нет. Я провожу время от времени опрос
среди своих учеников и нахожу отрицательные ответы.
"Непрестижно, малооплачиваемо", - так они характеризуют
одну из важнейших профессий на земле. И это
руководство страны наконец-то поняло. Свидетельство тому - образование
стало приоритетным направлением для государства.
Тамерлан Венерович кроме того, что увлекается музыкой,
собирает курьезные ответы учеников на уроках и собственные
афоризмы, спонтанно родившиеся на занятиях.
Из них он составляет брошюру и дарит ученикам на последнем звонке.
К ним мне захотелось добавить добрую русскую пословицу, ставшую
не совсем актуальной сегодня, основательно ее переиначив:
"Не имей сто друзей, а имей сто рублей". Этот вариант
в наших реалиях, и особенно для такой профессии, как учитель,
вполне имеет право на жизнь.
Фото Олега Яровикова.
Автор: Гульназ Шарафлисламова