Мало кто знает, что родина знаменитых оренбургских пуховых платков, шалей и
паутинок - Зианчуринский район Республики Башкортостан. Еще в довоенные и
послевоенные годы в этом районе действовали пуховязальные артели
надомниц. Связанные ими изделия отправлялись в Оренбург. Оттуда они шли по всей
России и за рубеж. Действуют такие артели в Зианчуринском районе и ныне.
За последние 15 лет зианчуринские мастерицы приняли участие в
четырех всероссийских конкурсах и пяти республиканских, межрегиональных,
основной идеей которых было возрождение народных промыслов. Первый
конкурс вязальщиц проводился в 1992 году в Уфе.
Впрочем, это был не совсем конкурс, поскольку именовался он как выставка
художественных пуховых изделий ручной вязки. Было представлено свыше ста
платков, шалей и паутинок из семи районов Башкортостана, где сохранилось вязание
как самостоятельный прибыльный промысел. Все лавры по праву достались
зианчуринским вязальщицам. Первое место жюри присудило тогда зианчуринской
вязальщице Хатифе Исмагиловой.
Второй конкурс вязальщиц Южного Урала, точнее, межрегиональный фестиваль
народного творчества "Богат талантами Урал", прошел в Кургане в 1998 году.
На нем и на следующих всероссийских конкурсах вязальщицы Зианчуры достойно
защищали честь Башкортостана.
И сейчас в Зианчуринском районе ежегодно
проводится специализированный конкурс-выставка "Шэл бэйлэнэм" ("Шаль вязала").
В прошлом году в нем приняли участие 68 вязальщиц, которые представили 86
пуховых изделий. Интересно прошел этот конкурс и в нынешнем году.
В местных школах девочек на уроках труда учат вязать платки и шали.
Высший класс мастерства - связать паутинку, которая свободно протягивается в
обручальное кольцо. Тут надо не только умело спрясть пух, но и так распорядиться
клубком, чтобы его хватило на всю паутинку. Она ведь оценивается не только по
изяществу вязки, но и на вес. Любопытный нюанс: на выставки вязаных изделий
в районе не принимаются две шали или паутинки разного размера, но с одинаковой
каймой. Это требование продиктовано стремлением пробудить фантазию у мастериц.
Именно своей "воздушной" красотой, неповторимостью каймы и привлекают
пуховые изделия зианчуринских мастериц. Раньше к основной части
платка, изготовленной машинным способом и из более грубого пуха, подвязывалась
зианчуринская нежная кайма, придававшая всему изделию праздничный, нарядный вид.
Но по иронии судьбы платки после этого все равно назывались
оренбургскими. Впрочем, даже целиком связанные в Зианчуре платки, отправляемые
в Оренбург, все равно назывались оренбургскими. Такой вот обидный курьез.
Нынче уже вполне можно сказать, что общими усилиями администрации района,
председателя женского совета района Гузели Хибатовны Концеваковой, многих
энтузиастов ручного вязания древний народный промысел возрожден, и о нем знают
уже и за пределами Башкортостана.
На снимке: эта пуховая паутинка свободно протягивается в обручальное
кольцо.
Фото автора.
Автор: Анатолий Пастухов