"Вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию
сделает 20 миллионов россиян безработными", - считает президент
Всероссийской организации качества (ВОК) Геннадий Воронин. О
перспективах предстоящего вхождения в мировое торговое
сообщество, о связанных с этим проблемах конкурентоспособности и
внедрения современных систем менеджмента шла речь на семинаре в
Уфе. Глава ВОК прибыл в Уфу специально для участия в
республиканском форуме, собравшем представителей министерств и
ведомств, руководителей и специалистов предприятий республики.
Российская экономика, считает Геннадий Воронин, не выдержит
натиска зарубежных фирм, которые давно научились жить по законам
жесткой конкуренции и способны в кратчайший срок, демпингуя,
заполонить наш рынок своей продукцией. Для отечественных предприятий,
не внедривших международные стандарты, не сделавших качество
главным ориентиром своей производственной политики, вопрос
вступления в ВТО станет буквально вопросом жизни и смерти. Но
вопрос о том, вступать ли нам в ВТО, сегодня уже не стоит. Это
дело решенное, причем дело не просто обозримого, а ближайшего
будущего. Сейчас в ходе переговорного процесса снимаются
последние спорные моменты и противоречия. Специалисты говорят,
что отечественным предприятиям важно не тратить времени даром
и по максимуму использовать оставшееся время с тем, чтобы
подготовиться к работе в новых условиях.
В глобальном смысле вопрос обеспечения качества - это
вопрос грамотного руководства и целенаправленной политики в этой
области. И на уровне отдельно взятого предприятия, и на уровне
страны в целом. В России сейчас наблюдается замедление темпов
экономического роста, а ведь это происходит на фоне благоприятной
конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов. Следовательно,
задача, поставленная главой государства, остается невыполненной.
Стране нужна генеральная линия, единая, грамотная политика. А
реально политика руководства страны основана на принятии
конъюнктурных решений, что в принципе непродуктивно.
Попытки составить такой "генплан" предпринимались. Но плоды
этой работы оставались невостребованными. Торгово-промышленная
палата России разрабатывала промышленную политику государства -
определяющий ее документ существует во всех нормальных
государствах. Но сегодня у нас этой промышленной политики как не
было, так и нет. Еще раньше в стране создавалась национальная
концепция в области качества. Над этим серьезнейшим
стратегическим документом работали 23 министерства. И что?
Ничего не произошло и не происходит. Отписками документ убрали с
глаз долой и постарались о нем забыть.
Отношение к качеству в советские времена было следствием
существовавшей на тот момент системы. В условиях плановой
экономики на первое место выходили объемы выпущенной продукции,
процент выполнения-перевыполнения плана и производительность
труда. Об этих временах вспомнил на форуме и заместитель
Премьер-министра Правительства РБ, министр экономического развития и
промышленности республики Николай Пучнин. Тогда на предприятиях
зачастую подгоняли выработку под план в последний день. А за
счет чего это достигалось? За счет того, что правдами и
неправдами сдавалась продукция, отбраковывавшаяся в течение
месяца.
Естественно, перестроить систему, складывавшуюся
десятилетиями, в одночасье невозможно. Для этого и нужна
тщательно, детально продуманная политика государства. А ее-то и
нет. Стоит ли удивляться тому, что Россия по такому показателю,
как конкурентоспособность, занимает в рейтинге стран "почетное"
75 место. По уровню благоприятности ведения в стране бизнеса
мы на 79 месте! Такие данные озвучил глава ВОК. И при этом мы не
переставая говорим о необходимости привлечения иностранных
инвестиций. Какие уж тут инвестиции...
Геннадий Воронин привел еще некоторые цифры. Вот в качестве
ориентира в нашей стране принято удвоение ВВП к 2010 году.
Возникает справедливый вопрос: а обеспечено ли это "двойное" ВВП
реальными денежными средствами, которыми располагает население?
По большому счету, кому нужно такое количество производимой
продукции, если у людей элементарно нет денег на то, чтобы
пользоваться всеми этими благами? Не может быть в стране сильной
экономики при низком уровне жизни населения. Итак, есть такой
показатель - коэффициент монетизации. Он рассчитывается как отношение
денежной массы в стране к ВВП. В Советском Союзе он был равен 85
процентам. В Англии в настоящее время этот показатель достигает
94 процентов, в Японии превышает 100, в США - более 110, в Китае
- 150. А в современной России - всего лишь 27,3 процента!
Понятно, что в коэффициенте не "сидит" Стабилизационный фонд
- эти финансовые ресурсы в данном случае выносятся за скобки.
О чем тут еще говорить?
Или такой показатель, как доля государственной
собственности в ВВП. В США - 32 процента, в Японии - 35, в
Англии - 40, в Канаде - 43, в Германии - 48, в Швеции - 62, в
Китае - 66... В России же - 10. Государство с легкостью
отказывается от всего и вся. Это касается как приватизации
предприятий, так и участия в решении принципиальных для
экономики страны в целом вопросов.
Это к вопросу о роли руководства на уровне страны в целом.
И судьба предприятия тоже во многом зависит от первого лица.
Причем в области управления качеством эта роль возрастает
многократно: грамотно выстроенная система тоже имеет
вертикальную структуру. Поэтому когда речь идет о внедрении
эффективного менеджмента качества на предприятии, то на передний
план выходит несколько моментов. Во-первых, важно, насколько
руководитель сам осознает актуальность поставленной задачи. Во-вторых,
насколько силен он как лидер для того, чтобы претворять
принимаемые решения в реальность. В-третьих, следит ли он за
изменениями и событиями в области качества, проще говоря, читает
ли он специальную литературу. Ведь многие вопросы отпали бы сами
собой, если бы руководители просто читали литературу по
проблемам качества. А высший менеджмент, к сожалению, зачастую
даже не владеет элементарной терминологией. Если во главу угла
предприятие ставит конкурентоспособность, то вся политика
производства, все производственные процессы должны быть
подчинены единой идее - качеству.
О необходимости внедрять на производствах системы
менеджмента качества (СМК) сейчас говорится как никогда много. И
системы внедряются. Не так активно, как хотелось бы, но все же.
Однако само по себе внедрение такой системы еще ничего не
гарантирует. В процессе разработки она позволяет оптимизировать
процессы, выявить слабые звенья в производственной цепи. Но
если внедрение современной СМК становится не средством к
достижению цели - высокого качества продукции и
конкурентоспособности, - а самоцелью, то КПД этой системы будет
минимальным. Стандарты серии ИСО 9000 внедрены сейчас на трех с
половиной тысячах российских предприятий. Свидетельствует ли это
о том, что разработанная система эффективно работает? Нет. Само
по себе наличие подтверждающих документов еще ни о чем не
говорит. Важно реально понимать, для чего это делалось, и
четко следовать избранному пути. И еще один момент. К
сожалению - и это сегодня немаловажная проблема - спрос
породил предложение, и рынок этих специфических услуг заполонили
фирмы, которые за деньги готовы сертифицировать и внедрить
где угодно и что угодно, будь то маленькая пекарня или
мощное металлургическое производство. Понятно, что отдача
от такой нарисованной на бумаге и подтвержденной соответствующими
документами системы, если и будет, то будет минимальной.
Еще об одном "нечистом на руку" порождении времени говорят
сами руководители предприятий. Сегодня сертификация стала
использоваться в качестве тонкого инструмента вымогательства.
Предположим, одно предприятие "А" изготавливает детали,
которые в больших объемах использует в производстве предприятие
"В". "А" имеет на свою продукцию все необходимые бумаги:
изделие добросовестно сертифицировано в соответствии с самыми
жесткими требованиями. Но "В" говорит: "Знаешь, "А", твоя
продукция, конечно, хорошая, и бумаги у тебя имеются, и ты
вполне мог бы принять участие в тендере... Но вот если бы
ты сертифицировал свой продукт в моем сертификационном органе,
то проблем с тендером, я думаю, точно бы не возникло". И что
делать "А"? Платить большие деньги за сертификацию, в которой
нет никакой необходимости, или из принципиальных соображений
отказываться от доходного контракта? Эта ситуация сегодня,
увы, знакома многим производителям. На вопрос "что делать?"
прямого ответа не нашел и Геннадий Воронин.
...Эффективный менеджмент качества, процессный подход к
"качественной" составляющей производства должны стать для
предприятия той самой генеральной линией, которой будет
подчинено все остальное. От осознания важности проблемы качества
зависит конкуренто- и жизнеспособность в условиях ВТО как
отдельно взятого предприятия, так и государства в целом.
Ее недооценка чревата серьезными последствиями. Но ее-то
как раз и недооценивают.
Автор: Эльвира Латыпова