Экологическая безопасность в современных условиях - проблема серьезная
Связанные с ней вопросы с каждым годом становятся
все острее, особенно в России, где рынок только формируется, предприятия пока
нарабатывают утраченный потенциал, а потому экологическая безопасность
для них - дорогое удовольствие. Статистика свидетельствует о том, что по
уровню загрязнения атмосферы Россия намного опережает все развитые страны:
по выбросам углекислого газа в три-четыре раза; оксидам серы - в 20 раз Японию
и Норвегию, в шесть-семь раз - Германию и Францию. Аналогичная картина
наблюдается по затратам энергии и сырьевых ресурсов, по количеству стоков и
отходов. Меж тем сокращение объемов промышленного производства, вопреки всем
ожиданиям и прогнозам, не привело к снижению нагрузки на окружающую среду, а во
многих случаях результат был прямо противоположным. Примеры тому привел
заведующий лабораторией НИИ безопасности жизнедеятельности РБ, кандидат
технических наук Ильгиз Минигазимов, который выступил на "круглом столе",
посвященном Году окружающей среды в Республике Башкортостан, проходившем в
рамках ассамблеи журналистов-экологов. Так, по его словам, если
газоочистное оборудование будет загружено на 33 процента, объем дымовых
газов сократится в три раза, но при этом степень очистки упадет до 56 процентов,
а выбросы твердых частиц (пыли) возрастут в семь раз!
Понятно, что проблемы экологической безопасности особенно актуальны для
таких промышленно развитых регионов, как Республика Башкортостан, и
надо заметить, что у нас этим вопросам уделяется гораздо больше
внимания, чем в целом по России. Так, например, НИИ БЖД, который является
головной научной организацией по вопросам обеспечения экологической
безопасности в республике, ежегодно оказывает услуги в данной области
на сумму порядка 25 миллионов рублей. Он участвует в разработке всех
республиканских программ, направленных на оздоровление экологической
безопасности в Башкортостане. Из подобных мероприятий можно назвать
разработку целевой программы оздоровления экологической ситуации в Уфе;
обеспечение экологической безопасности (ЭБ) территории и населения
Туймазов и одноименного района; разработку комплексной программы
обеспечения ЭБ горно-уральских и зауральских районов республики;
снижение рисков для населения и территории РБ от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Основная деятельность института сосредоточена на двух направлениях:
это практически все аспекты охраны окружающей среды, за исключением
здоровья населения; прогнозирование, предупреждение и ликвидация
последствий ЧС техногенного и природного характера.
Но хотя в республике предпринимается многое для улучшения экологического
состояния, по мнению Ильгиза Минигазимова, решение экологических проблем
должно осуществляться в масштабах не одного региона, а всей страны.
Он выделил три основные причины, препятствующие реальному и эффективному
решению существующих вопросов в данной области: несовершенство
законодательства; неэффективная государственная политика;
устаревший подход к понятию "обеспечение безопасности".
По первой проблеме Ильгиз Минигазимов привел результаты исследования,
которые позволили выяснить, что вопросы обеспечения ЭБ в Конституции
РФ противоречат положениям Концепции национальной безопасности России, а
те, в свою очередь, не соответствуют Экологической доктрине. В самой
Конституции не определено соотношение таких важных юридических объектов,
как "природопользование", "охрана окружающей среды" и "обеспечение
ЭБ". Нет и конкретных механизмов разграничения полномочий РФ и ее
субъектов в области обеспечения ЭБ и процедуры их реализации. Более
того, нет определенности даже в самом понятии "экологическая безопасность".
Что касается неэффективной государственной политики, то Ильгиз
Минигазимов отметил, что как в целом по России, так и в регионах
она в области обеспечения экологической безопасности основана на
программно-целевом подходе. Соответствующие целевые программы изначально
предназначались для объединения усилий различных ведомств и организаций
для решения сложных многовариантных задач, характерных для рассматриваемой
проблемы. Однако, как всегда, все застопорилось на недостаточном финансировании.
Программы принимаются, а реальных денег под них никто не закладывает.
Сейчас, по данным Счетной палаты России, целевые программы финансируются не
более чем на десять процентов запланированного объема. Отрицательную
роль играет и разобщенность ведомств. Еще недавно, отметил Ильгиз Минигазимов,
в России было более полутора десятков организаций, уполномоченных осуществлять
государственный контроль и надзор в этой области, в том числе были созданы
специальные управления по экологической безопасности в Минприроды, Минатоме,
Минэнерго, Минобороны России, однако не было единого координирующего их
деятельность органа. Реформирование правительства, судя по принятым
и опубликованным документам, не только не внесло ясности в данный вопрос,
но и усугубило ситуацию.
Устаревший подход к понятию обеспечения экологической безопасности -
проблема номер три. В традиционном смысле под ней понимается состояние, не
представляющее угрозы для окружающей среды и здоровья человека. Однако сегодня
экологические, экономические и социальные вопросы неразделимы. И для
их совокупного учета, считает завлабораторией НИИ БЖД, требуются комплексные
экологические нормативы, которых в России нет. И это, подчеркнул Ильгиз
Минигазимов, служит серьезным тормозом к осознанию необходимости
коренного изменения отношения к вопросам безопасности.
В современных условиях безопасность принято рассматривать по типам
или видам. Кроме экологической, наиболее распространенными понятиями Ильгиз
Минигазимов назвал продовольственную, национальную, социальную, экономическую,
информационную, промышленную и другие. Все они взаимосвязаны и являются не более
чем подсистемами безопасности в масштабном смысле этого слова.
И чтобы всерьез решать наболевшие вопросы, по мнению сотрудника НИИ БЖД,
в первую очередь, нужно определиться с критериями или целью системной
безопасности, от которых зависят функции подсистем. Для повышения
эффективности природоохранной политики Институт безопасности жизнедеятельности
предлагает использовать принципы системы экологического менеджмента.
В этом случае целью будет постоянное снижение нагрузки на окружающую среду.
Очевидно, что такая цель вполне значимо коррелируется с повышением уровня
экологической и системной безопасности.
Кроме того, считает Ильгиз Минигазимов, в условиях предстоящего
вступления России в ВТО наиболее логичным было бы формирование целевых
программ, ориентированных на международные стандарты ИСО 14000, так как
отсутствие экологической сертификации у наших предприятий, по сути,
закрывает путь не только на международный, но и на внутренний рынок.
Можно повысить и эффективность целевых программ. Для этого, подчеркнул
Ильгиз Минигазимов, необходимо хотя бы отказаться от существующего с
советских времен отношения к программе как к некоему многолетнему директивному
плану и рассматривать его, в первую очередь, в качестве крупного
инвестиционного проекта с использованием современных подходов к его
формированию, оценке и способам реализации с привлечением нетрадиционных
источников финансирования.
Автор: Ольга Горюнова