Все новости
Детально
15 Октября 2004, 17:00

В России проблемы экологии должны решаться "сверху"

Экологическая безопасность в современных условиях - проблема серьезная Связанные с ней вопросы с каждым годом становятся все острее, особенно в России, где рынок только формируется, предприятия пока нарабатывают утраченный потенциал, а потому экологическая безопасность для них - дорогое удовольствие. Статистика свидетельствует...

Экологическая безопасность в современных условиях - проблема серьезная Связанные с ней вопросы с каждым годом становятся все острее, особенно в России, где рынок только формируется, предприятия пока нарабатывают утраченный потенциал, а потому экологическая безопасность для них - дорогое удовольствие. Статистика свидетельствует о том, что по уровню загрязнения атмосферы Россия намного опережает все развитые страны: по выбросам углекислого газа в три-четыре раза; оксидам серы - в 20 раз Японию и Норвегию, в шесть-семь раз - Германию и Францию. Аналогичная картина наблюдается по затратам энергии и сырьевых ресурсов, по количеству стоков и отходов. Меж тем сокращение объемов промышленного производства, вопреки всем ожиданиям и прогнозам, не привело к снижению нагрузки на окружающую среду, а во многих случаях результат был прямо противоположным. Примеры тому привел заведующий лабораторией НИИ безопасности жизнедеятельности РБ, кандидат технических наук Ильгиз Минигазимов, который выступил на "круглом столе", посвященном Году окружающей среды в Республике Башкортостан, проходившем в рамках ассамблеи журналистов-экологов. Так, по его словам, если газоочистное оборудование будет загружено на 33 процента, объем дымовых газов сократится в три раза, но при этом степень очистки упадет до 56 процентов, а выбросы твердых частиц (пыли) возрастут в семь раз!
Понятно, что проблемы экологической безопасности особенно актуальны для таких промышленно развитых регионов, как Республика Башкортостан, и надо заметить, что у нас этим вопросам уделяется гораздо больше внимания, чем в целом по России. Так, например, НИИ БЖД, который является головной научной организацией по вопросам обеспечения экологической безопасности в республике, ежегодно оказывает услуги в данной области на сумму порядка 25 миллионов рублей. Он участвует в разработке всех республиканских программ, направленных на оздоровление экологической безопасности в Башкортостане. Из подобных мероприятий можно назвать разработку целевой программы оздоровления экологической ситуации в Уфе; обеспечение экологической безопасности (ЭБ) территории и населения Туймазов и одноименного района; разработку комплексной программы обеспечения ЭБ горно-уральских и зауральских районов республики; снижение рисков для населения и территории РБ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основная деятельность института сосредоточена на двух направлениях: это практически все аспекты охраны окружающей среды, за исключением здоровья населения; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС техногенного и природного характера.
Но хотя в республике предпринимается многое для улучшения экологического состояния, по мнению Ильгиза Минигазимова, решение экологических проблем должно осуществляться в масштабах не одного региона, а всей страны. Он выделил три основные причины, препятствующие реальному и эффективному решению существующих вопросов в данной области: несовершенство законодательства; неэффективная государственная политика; устаревший подход к понятию "обеспечение безопасности".
По первой проблеме Ильгиз Минигазимов привел результаты исследования, которые позволили выяснить, что вопросы обеспечения ЭБ в Конституции РФ противоречат положениям Концепции национальной безопасности России, а те, в свою очередь, не соответствуют Экологической доктрине. В самой Конституции не определено соотношение таких важных юридических объектов, как "природопользование", "охрана окружающей среды" и "обеспечение ЭБ". Нет и конкретных механизмов разграничения полномочий РФ и ее субъектов в области обеспечения ЭБ и процедуры их реализации. Более того, нет определенности даже в самом понятии "экологическая безопасность".
Что касается неэффективной государственной политики, то Ильгиз Минигазимов отметил, что как в целом по России, так и в регионах она в области обеспечения экологической безопасности основана на программно-целевом подходе. Соответствующие целевые программы изначально предназначались для объединения усилий различных ведомств и организаций для решения сложных многовариантных задач, характерных для рассматриваемой проблемы. Однако, как всегда, все застопорилось на недостаточном финансировании. Программы принимаются, а реальных денег под них никто не закладывает. Сейчас, по данным Счетной палаты России, целевые программы финансируются не более чем на десять процентов запланированного объема. Отрицательную роль играет и разобщенность ведомств. Еще недавно, отметил Ильгиз Минигазимов, в России было более полутора десятков организаций, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор в этой области, в том числе были созданы специальные управления по экологической безопасности в Минприроды, Минатоме, Минэнерго, Минобороны России, однако не было единого координирующего их деятельность органа. Реформирование правительства, судя по принятым и опубликованным документам, не только не внесло ясности в данный вопрос, но и усугубило ситуацию.
Устаревший подход к понятию обеспечения экологической безопасности - проблема номер три. В традиционном смысле под ней понимается состояние, не представляющее угрозы для окружающей среды и здоровья человека. Однако сегодня экологические, экономические и социальные вопросы неразделимы. И для их совокупного учета, считает завлабораторией НИИ БЖД, требуются комплексные экологические нормативы, которых в России нет. И это, подчеркнул Ильгиз Минигазимов, служит серьезным тормозом к осознанию необходимости коренного изменения отношения к вопросам безопасности.
В современных условиях безопасность принято рассматривать по типам или видам. Кроме экологической, наиболее распространенными понятиями Ильгиз Минигазимов назвал продовольственную, национальную, социальную, экономическую, информационную, промышленную и другие. Все они взаимосвязаны и являются не более чем подсистемами безопасности в масштабном смысле этого слова.
И чтобы всерьез решать наболевшие вопросы, по мнению сотрудника НИИ БЖД, в первую очередь, нужно определиться с критериями или целью системной безопасности, от которых зависят функции подсистем. Для повышения эффективности природоохранной политики Институт безопасности жизнедеятельности предлагает использовать принципы системы экологического менеджмента. В этом случае целью будет постоянное снижение нагрузки на окружающую среду. Очевидно, что такая цель вполне значимо коррелируется с повышением уровня экологической и системной безопасности.
Кроме того, считает Ильгиз Минигазимов, в условиях предстоящего вступления России в ВТО наиболее логичным было бы формирование целевых программ, ориентированных на международные стандарты ИСО 14000, так как отсутствие экологической сертификации у наших предприятий, по сути, закрывает путь не только на международный, но и на внутренний рынок.
Можно повысить и эффективность целевых программ. Для этого, подчеркнул Ильгиз Минигазимов, необходимо хотя бы отказаться от существующего с советских времен отношения к программе как к некоему многолетнему директивному плану и рассматривать его, в первую очередь, в качестве крупного инвестиционного проекта с использованием современных подходов к его формированию, оценке и способам реализации с привлечением нетрадиционных источников финансирования. Автор: Ольга Горюнова