Минэкономразвития РФ и Правительство Республики Башкортостан
в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия"
создали в республике информационно-аналитическую систему поддержки
принятия решений на региональном уровне.
Как сообщили в пресс-службе Минэкономразвития РФ, проект
"Создание и внедрение системы поддержки принятия решений в
социально-экономической сфере Республики Башкортостан" стартовал
в прошлом году. Финансирование работ осуществляется по принципу
софинансирования за счет средств федерального и республиканского
бюджетов. "Создание информационно-аналитической системы
направлено на повышение оперативности решения управленческих
задач за счет создания аналитической базы данных
социально-экономических показателей, а также обеспечение органов
государственной власти Республики Башкортостан оперативной,
актуальной, аналитической и прогнозной информацией для
обоснования управленческих решений по текущему и перспективному
планированию и регулированию социально-экономических процессов в
республике", - говорится в сообщении.
В результате реализации проекта органы государственной власти
Башкортостана получили эффективный инструмент проведения мониторинга,
анализа и прогнозирования социально-экономического развития
республики, все данные которого представляются в табличном,
графическом и картографическом виде и распространяются через
сеть Интернет. Система призвана обеспечить централизованный
сбор, хранение, обновление, структуризацию, систематизацию,
интеграцию, обработку и консолидированный анализ многообразных
данных социально-экономических показателей республики. В
сообщении также отмечаются результаты, полученные от внедрения
системы, в частности, сформирован централизованный
информационный ресурс социально-экономических показателей
республики, повысилась скорость реагирования руководства на
проблемы республики, усилился контроль изменений социально-экономической
обстановки в регионе, а также значительно повысилась эффективность
процесса принятия решений за счет
сокращения времени на получение необходимых и достоверных
данных. "По итогам внедрения подобных информационно-аналитических
систем в ряде регионов России планируется,
используя полученный опыт, разработать типовую версию системы в
целях дальнейшего тиражирования в субъектах РФ", - говорят в
Минэкономразвития РФ.
Об этой программе шла речь и на одном из семинаров Клуба
региональной журналистики "Из первых уст", организованном
Региональной общественной организацией "Открытая Россия". О
реализации положений программы журналистам рассказал первый
заместитель министра экономического развития и торговли РФ
Андрей Шаронов.
По словам Андрея Владимировича, Программа, стартовавшая в 2001 году,
предназначена для повышения эффективности государственного сектора, но с
применением информационно-коммуникационных технологий.
"Программа направлена на то, чтобы государство стало более
эффективным как поставщик услуг обществу и бизнесу, за что
общество и бизнес платят в виде налогов. То есть в основу
программы положено технологичное отношение к государству, -
говорит он. - Это попытка изменить характер нашей экономики,
источники роста. То есть найти эти источники не в индустрии, а в
так называемой новой экономике, основанной на знаниях, которая и
растет быстрым образом, и увеличивает свою долю в ВВП. Мы
считаем, что перспективы России надо искать не в промышленной
политике, а в новой экономике, основанной на знаниях. Это
реальная альтернатива сырьевому будущему, сырьевому настоящему и
прошлому страны".
Еще серьезная новация: граждане не только получают информацию
через информационно-коммуникационные технологии, но и узнают о
конкретных функциях того или иного министерства или ведомства.
Такие, как, например, заполнение декларации - то, что мы можем
сделать, не сходя со своего рабочего места или от домашнего
компьютера.
Элементы первого этапа реализации "Электронной России" - это
анализ и инвентаризация. "Весь 2002 год мы
(разработчики программы) занимались тем, чтобы понять, что мы из
себя представляем и где мы находимся с точки зрения применения
этих средств, - говорит Андрей Владимирович. - Результаты не
впечатляют: политика разрозненна, каждый проводит какую-то свою
программу, которая плохо скоординирована или вообще
нескоординирована с другими ведомствами. К тому же, 95 процентов
всех информационных ресурсов, которые создаются за счет
бюджетных средств, недоступны не только гражданам и бизнесу. Они
недоступны даже соседнему ведомству, которое тоже находится в
этом правительстве и занимается сходными задачами".
Что касается развития инфраструктуры доступа, то пока недостаточно
вычислительной техники и сетей, по которым можно попасть в
Интернет, получив доступ ко всей мировой базе данных. В этой
связи становится актуальным создание так называемых общественных
пунктов доступа, которые базируются на почте, в библиотеках,
образовательных учреждениях.
"Мы рассматриваем "Электронную Россию" как инструмент для
реформ, которые сейчас находятся в разной стадии своей
реализации, - говорит Андрей Шаронов. - Очевидно, что
"Электронная Россия" имеет важное технологическое значение для
решения этой проблемы. Пенсионная реформа, введение адресной
пенсионной системы будут проходить через объединенные
государственно-информационные ресурсы. Очень часто граждане не
получают то, на что они имеют полное право, просто в результате
элементарного незнания гражданином своих прав. С другой стороны,
бывают ситуации, когда семья умершего пенсионера еще несколько
лет получает его пенсию. Только по Москве это "выливается" за
год в десятки миллиардов рублей. А ведь эти деньги смогли бы в
целом увеличить пенсии по России, если их собрать. Реформа
образования и такая вещь, как единый экзамен и дистанционное
образование совершенно очевидно должны тоже опираться на
нормальную инфраструктуру доступа в базы данных, на открытость
этих баз данных. И вот "Электронная Россия"-то
как раз и должна создать единое информационное пространство".
Андрей Шаронов определил четыре приоритета, которые намечены
на ближайшие годы реализации программы: электронное
правительство, подготовка кадров, публичные и электронные
ресурсы и развитие инфраструктуры доступа. В развитии
инфраструктуры доступа речь идет о последней миле, о том
проводе, который подключит населенный пункт или даже отдельный
дом к магистральной сети, через которую можно будет выходить в
Интернет.
Публичные электронные ресурсы - это объединенные
государственно-информационные ресурсы, электронно-административные регламенты.
Подготовка кадров подразумевает обучение и пользователей, и
"системщиков", то есть тех, кто работает с системой.
Электронное правительство - это и информация о правительстве, и
услуги, которые правительство предоставляет бизнесу и гражданам.
"Пока всего 10 процентов населения имеет доступ в Интернет, -
говорит Шаронов. - Существует критическая цифра, после
преодоления которой процессы начинают спонтанно
самовоспроизводиться. Если количество пользователей Интернета
превысит 18 процентов, то потом развитие пойдет совсем по другой
траектории, более высокой и более крутой. Инфраструктура доступа
пока неполноценна. И мы должны его компенсировать пунктами
общественного доступа, пунктами доступа в образовательных
учреждениях, где часть нашего населения находится постоянно. Для
того, чтобы приблизиться к этой цифре - 18 процентов, темп
подключения должен быть не менее 20 тысяч точек в год в целом по
России. В 2002 году было открыто чуть более 1000 пунктов
общественного доступа. Если говорить о деньгах, то в том же 2002
году было израсходовано 600 миллионов рублей, а в 2003 было
запланировано 1,430 миллиарда рублей. Причем львиная доля всегда
будет идти на коммуникации, на провода. Со следующего года мы
планируем поддерживать расходы порядка шести-восьми миллиардов
рублей в год. А рассчитана эта программа до 2010 года".
О необходимости дальнейшей информатизации говорил и
Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, обращаясь с
ежегодным Посланием к народу и парламенту республики.
"Башкортостан включен в пилотную зону по реализации Федеральной
целевой программы "Электронная Россия", говорится в этом
программном документе. Однако по темпам информатизации
республика отстает от ряда соседних регионов. Предстоит
обеспечить выполнение намеченных на этот год мероприятий
республиканской Программы информатизации органов государственной
власти на 2003-2010 годы. Правительству республики необходимо
предусмотреть их бюджетное финансирование, рассмотреть вопрос о
создании в системе исполнительной власти структуры с
соответствующими функциями".
Автор: Елена Макушина