Все новости
Культура
31 Октября , 09:15
Земляки

Дирижер из Башкирии мечтает продолжать дело Газиза Альмухаметова

Герой рубрики «Земляки» – молодой московский дирижер, художественный руководитель вокального ансамбля «Дуслык», уроженец Уфы Хайдар Валиев.

предоставлено Хайдаром Валиевым Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова
Фото:предоставлено Хайдаром Валиевым / Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова

— Хайдар, расскажите, как вы стали хоровым дирижером? Профессия достаточно необычная и непростая.

— Мой путь академического музыканта начался с 2016 года. До этого я занимался в детской телерадиостудии «Тамыр». В Уфимском училище искусств поступал на вокальное отделение, но меня взяли на хоровое дирижирование. Тогда я и не знал, кто такой хоровой дирижёр. Осваивал специфику профессии у Ляли Ишмурзовны Утяшевой. На 3-4 курсах, когда мы начали выходить к хору, я влюбился в эту профессию. Мне понравилось, что работа тесно связана с профессией симфонического дирижёра — мы брали сцены из опер, кантат, ораторий. После окончания училища я решил попробовать поступить в Российскую академию музыки имени Гнесиных в Москве. Не был уверен, что примут, сильно сомневался. Но всё получилось, мне по специальности поставили 100 баллов. Тогда начался ещё более серьёзный путь. Это был тяжёлый период жизни, особенно первый курс, когда я только вливался, потому что в Москву поступают самые сливки. Я занимался с 6 часов утра до учебных пар, потом после пар оставался до ночи, пока не закроют академию.

На 2-3 курсах мой педагог Павел Евгеньевич Карпов начал направлять меня на конкурсы. Первый конкурс был в Туле, второй — в Уфе. Именно тогда, на этом конкурсе, в процессе дирижирования обработками башкирских народных песен, произведений башкирских композиторов для хора Нура Даутова, Салавата Низаметдинова, Рафика Сальманова и других композиторов я влюбился в башкирскую хоровую музыку. Я понял, что это тот путь, который я хотел бы выбрать для себя — пропаганда академической башкирской и татарской музыки. Тогда я начал и на практике брать башкирские произведения. На госэкзамене, где я дирижировал большим хором из 100 человек, было пять солистов и одним из них был мой отец. Это была большая честь для меня выступить с ним. Произведением a capella, которым я дирижировал, была обработка Мерзляковой популярной народной песни «Их, тала тала».

— А как пришла идея создать свой вокальный ансамбль? В чем своеобразие, отличие от других вашего коллектива?

— Когда я обучался на третьем курсе, мне пришла идея создать в Москве хор, направленный на пропаганду башкирской, татарской и национальной музыки других народов. Ансамбль я создал в 2023 году. Мне помогла Ассоциация студентов и аспирантов Республики Башкортостан. Они дали помещение, помогли организовать первое прослушивание, куда пришли студенты — выходцы из Башкортостана — среди них было много любителей, далеко не профессионалы. Потом уже я начал к этому делу привлекать наших студентов-гнесинцев, и мы вышли на профессиональный уровень. Наш вокальный ансамбль «Дуслык» пригласили на первые гастроли в Калининградскую областную филармонию. Следующей была поездка в Уфу, где мы выступили в Башкирской госфилармонии, это тоже было ответственно и приятно.

Потом мы выиграли грант Главы Республики Башкортостан, пошили платья. За два года существования коллектива у нас уже было пять больших сольных концертов, также три больших концерта с симфоническим оркестром The Multimedia Art Orchestra. Мы выступали на таких сценах, как Московская государственная консерватория и Гнесинка. Это большая честь и признание нашего уровня.

предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/duslyk.choir
предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/duslyk.choir
предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/duslyk.choir
Фото:предоставлено Хайдаром Валиевым / vk.com/duslyk.choir

— Как вы подбираете репертуар? Это только башкирская и татарская музыка?

— Репертуар подбираю исходя из главной цели нашего ансамбля — объединение народов. Это в первую очередь жемчужины фольклора разных народов в современных академических обработках, не только башкирских и татарских, но и казахские, таджикские, белорусские, украинские песни. Также мы прикасаемся к светским хоровым миниатюрам и более крупным произведениям композиторов, в том числе современных. Особенно радует то, что многие композиторы специально для нашего коллектива пишут сочинения: это Нур Даутов, Миляуша Хайруллина, Эльмир Низамов, Фархад Бахтияри, Орзу Нуруллоева, Михаил Ваган. Особой целью для себя ставлю исполнение произведений башкирских и татарских композиторов, которые редко исполняются или по стечению обстоятельств залежались где-то в глубинах музыкальной библиотеки. Выше говорил о кантате для женского хора на слова восточных поэтов Данила Хасаншина. Очень сложная музыка, но в отдельных номерах, особо концертных, можно выделить красоту нашего национального колорита и богатства. Также есть мечта исполнить концерт для смешанного хора Салавата Низаметдинова. Ноты нашел, сейчас изучаю.

— Хайдар, сложно ли руководить женским коллективом? И почему там только женщины?

— Я думаю, что есть свои определенные трудности, когда работаешь с однородным составом. Будь это женский хор или только мужской хор или хор мальчиков. Но везде есть и свои плюсы. Из сложностей я бы отметил то, что я не всегда понимаю женской конкуренции, не всегда вовремя могу заметить важные эмоциональные детали у каждой отдельной певицы. Но с опытом многие вещи начали сами по себе становиться более понятными и я стараюсь вовремя убирать все неурядицы. А в целом у нас коллектив очень дружный, есть семейная атмосфера. Каждый общается друг с другом и вне репетиций, что не может не радовать. И каждая девушка в коллективе для меня особенная, и я по-братски отношусь к каждой из них.

Почему только девушки? Это переходя к плюсам женского хора. Девушки, как правило, более ответственные и в некоторых аспектах более образованные, мобильные. А именно женским он стал из-за того, что, когда мы набирали состав, большинство первых певцов были девушки. И мы начали активно искать произведения для женского хора. Затем я начал влюбляться в работу однородного состава, находить краски каждой партии. Это мне помогло в дальнейшем лучше понимать и фактуру, и тембральную окраску каждого голоса. Иногда в женском ансамбле тяжелее настроить ансамбль в 4-х или 5-голосии, нежели в смешанном составе. Не хватает мужской подушки, опоры, которая зачастую может скрыть некоторые недочеты. А в однородном составе мы остаемся «голыми», где слышно всё.

предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/khaydarvaliev
предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/khaydarvaliev
Фото:предоставлено Хайдаром Валиевым / vk.com/khaydarvaliev

— Вы продолжатель известной в музыкальном мире династии Валиевых. Наверное, это большая опора для вас на выбранном пути.

— Да, мой отец — Ильгам Валиев, народный артист Башкортостана и Татарстана, обладатель «Золотой маски», Национальной премии «Онегин» и театральной премии губернатора Свердловской области. Можно этот список долго продолжать, но для него самое главное – это, конечно, труд и профессионализм. Для меня отец – большой пример для подражания, именно в плане трудолюбия и преданного отношения к делу. И я рад, что за последние два года мы с папой смогли выступить вместе. Во-первых, на госэкзамене по хоровому дирижированию он пел у меня солистом, а во-вторых, на концерте памяти выдающегося певца Рената Исламовича Ибрагимова. Там я выступил впервые в роли симфонического дирижера. Папа пел арию Тукая Резеды Ахияровой, а я дирижировал симфоническим оркестром и хором.

— У вас звучное и достаточно редкое имя. Вас назвали в честь легендарного оперного и эстрадного певца — Хайдара Бигичева?

— Да, и уже в осознанном возрасте я начал понимать, что это большая ответственность носить имя Хайдара Бигичева и работать в области академической музыки. Для нас записи Хайдар абыя являются эталоном. В них многому можно научиться с точки зрения интерпретаций и вокального мастерства. К сожалению, он рано умер, и я ни разу не видел его (и не мог бы физически, ведь он умер в 1998 году), но мы общаемся с его вдовой — Зухрой Сахабиевой (в честь нее, кстати, назвали мою сестру, она сейчас поет в хоре Башкирского оперного театра). Хайдар абый и Зухра апа – настоящий, достойный пример совместного творчества и семейной жизни. Они оба духовно и эстетически подпитанные люди. Очень рад, что в детстве успел повидаться еще с одной легендой татарской и российской эстрады — Ильгамом Шакировым (в честь которого назвали моего отца).

предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/khaydarvaliev
предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/khaydarvaliev
предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/khaydarvaliev
предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/khaydarvaliev
Фото:предоставлено Хайдаром Валиевым / vk.com/khaydarvaliev

— Ну, значит, ваше музыкальное будущее было предопределено задолго до рождения. Что нового вы хотели бы привнести в свою профессию?

— В данный момент, наверное, энергию и молодую наглость (в хорошем смысле)! Хочется, чтобы хоровое искусство было интересным и значимым для всех людей. Для этого нужно переосмыслить подбор репертуара: правильно смешивать новые, интересные для неискушенных слушателей произведения с бессмертной классикой. Большое внимание нужно уделять внешней составляющей, всё должно соответствовать современным критериям стиля и при этом не выходить из рамок академической культуры. В первую очередь главная цель музыкантов — служить людям, дарить светлую энергию своим талантом, которым одарил нас Всевышний. Мы здесь, в Москве, учимся не только качествам профессиональных музыкантов, но также очень много наблюдаем и анализируем, потому что Москва — город мира, и Уфа тоже может и должна быть таким городом.

У меня есть мечта записать Антологию башкирской хоровой музыки. Сейчас Хоровая капелла имени Тагира Сайфуллина этим занимается и надеюсь, что это действительно будет чем-то очень достойным. А мы в Москве начнем записывать антологию обработок и авторских сочинений башкирских и татарских композиторов. Пишем гранты и работаем над этим. Еще я хочу развивать свой коллектив, добавив в него мужские голоса — то есть сделать смешанный хор. На следующий сезон намечены гастроли в Казань и в Калининград, также хотелось бы съездить и по городам Урала. Есть желание получить образование симфонического дирижера, поработать в оперном театре дирижером, осуществить всё то, ради чего бился Газиз Альмухаметов, открывая театр. Надеюсь, что смогу воплотить свои идеи в реальность!

— Хайдар, спасибо за беседу! От всей души желаю вам исполнения всего задуманного! 

предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/duslyk.choir
предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/duslyk.choir
предоставлено Хайдаром Валиевым vk.com/duslyk.choir
Фото:предоставлено Хайдаром Валиевым / vk.com/duslyk.choir
Автор:Лейла Аралбаева