В ближайшее время нашего земляка можно будет увидеть и услышать 25 июня в Мариинском театре, где Кирилл Белов споет Форесто в спектакле «Аттила» Дж. Верди вместе с Ильдаром Абдразаковым, дирижер Валерий Гергиев.
— Когда в интернете набираешь Кирилл Белов, сразу выходит куча ссылок и все указывают на разные театры — Большой, Мариинский, Башкирский, Казанский… Так где же все-таки работает сейчас артист Кирилл Белов, или везде одновременно?
— Моя карьера оперного певца началась с Мариинского театра, где в 2017 году я был принят в Академию молодых певцов, а впоследствии стал солистом. Здесь произошло моё знакомство с Валерием Абисаловичем Гергиевым, который внес большой вклад в мое становление как оперного певца. Поэтому Мариинский театр я считаю своим родным театром, давшим мне старт, и в котором я продолжаю работать и совершенствоваться по сей день.
Помимо Мариинского театра я являюсь приглашенным солистом Большого театра, Казанской оперы и некоторых других театров. Поддерживаю теплые отношения со многими театрами и концертными площадками нашей страны.
— Знаю, что нет предела совершенству, особенно в певческом деле, но какой партией в своем репертуаре вы наиболее довольны?
— На данный момент в моем репертуаре насчитывается более 20 партий, которые я исполняю в течение всего театрального сезона. Это Богдан Собинин («Жизнь за царя»), Владимир Игоревич («Князь Игорь»), Ленский («Евгений Онегин»), Граф Водемон («Иоланта»), Иван Лыков («Царская невеста»), Измаил («Набукко»), Форесто («Аттила»), Герцог Мантуанский («Риголетто»), Альфред Жермон («Травиата»), Рудольф («Богема»), Самозванец («Борис Годунов»). Выделить любимую или как вы выразились, ту, которой «наиболее доволен», я не могу. К каждой своей партии я отношусь очень трепетно и провожу кропотливую работу не только над музыкальной составляющей, но и уделяю время внутреннему наполнению персонажа.
Все мои герои очень разные, от сильных духом воинов до страстных героев-любовников. Как вы правильно сказали, нет предела совершенству, поэтому неважно, сколько раз я спел ту или иную оперу, каждая встреча с моим героем вновь открывает свежие идеи и взгляды на нее.
— Современному оперному певцу, чтобы успешно развиваться, обязательно нужно иметь агента?
— Оперный мир очень разнообразен, каждый певец в нем отдельная единица, которая имеет свой собственный путь, ни на кого не похожий. Одни — полагаются на собственные усилия и связи, другие — развивают карьеру с участием агентов. Я с 2022 года сотрудничаю с агентствами IMG Artists и Marén Artists, Ariosi Management. Например, в 2022-м участвовал на фестивале в Аспене (США), где исполнил партию Фентона («Фальстаф»). Я считаю, что для успешного развития оперной карьеры необходимо сотрудничество с агентом. Его наличие помогает продвижению артиста, обретению новых контрактов.
— Насколько важна роль режиссера в современном оперном театре? Нравится ли вам, когда режиссер ставит какие-то необычные актерские задачи? Иногда, возможно, бывает, что мешают сосредоточиться на пении…
— Современный мир диктует нам свои правила, и музыкальное искусство не исключение. Сегодня технические возможности сцен позволяют воплощать в жизнь самые «невозможные» фантазии режиссера. Конечно, некоторые идеи, например, экстремальные полёты, зачастую, доставляют артисту дискомфорт, так как концентрация на вокале возрастает в несколько раз. А для певца важно, чтобы на сцене была комфортная и спокойная обстановка, так как во время исполнения оперы певец может терять до 3-5 кг веса из-за больших физических нагрузок, ведь нам приходится петь без подзвучки на огромный зал, перекрывая оркестр.
В Мариинском театре я пою в разных постановках — современных и более классических, таких как «Князь Игорь» А. Бородина или «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Жизнь за Царя» М. Глинки и других, и могу сказать, что мне ближе второе. Эти спектакли служат десятилетиями и не теряют свою актуальность в наше время, их сценография выстроена до мельчайших деталей, поэтому петь солисту абсолютно удобно, а зрителю интересно слушать и смотреть. Поэтому я приверженец классических постановок, в которых понятно прослеживается замысел автора, а работа солиста и режиссера в тандеме помогает передать суть зрителю.
— Всегда интересно узнать у наших героев об уфимском детстве. Каким оно было у вас, видимо, насквозь пронизанным музыкой? Ведь вы представитель известной вокальной династии…
— Несомненно, музыкой пропитана вся моя жизнь, начиная с самого младенчества. Моя мама — пианистка, папа — оперный певец, тенор. С детства я играл с мамой на рояле этюды Черни, а оперу слушал в исполнении отца. В три года я уже с легкостью расправлялся с самыми известными теноровыми ариями, будь то Песенка Герцога или романс Радамеса.
— Все мы — родом из детства. Чем еще вам запомнился уфимский период, чем еще была наполнена жизнь?
— Помимо музыки с самых ранних лет я был увлечен русской классической литературой, читал стихи Некрасова наизусть, ведь моя бабушка Людмила Александровна — заслуженный учитель русского языка и литературы. Мое детство было наполнено не только музыкой и литературой, но как и любой мальчишка, я обожал спорт. Занимался футболом, играл в хоккей, катался на велосипеде, роликах. Очень любил проводить время на улице, особенно в лесу, который находится совсем рядом с моим домом. Даже сейчас, уже во взрослом возрасте, этот лес является моим местом силы.
— Как уже упоминалось, ваш отец - народный артист Башкортостана, профессор Владимир Белов. Каково это — учиться у родного отца? Он делал поблажки или наоборот был очень строг?
— Профессия оперного певца очень сложная, требует терпения и кропотливости, поэтому места «поблажкам» в данной сфере нет. Часто нашу профессию сравнивают со спортом, дисциплина и ежедневный тренинг — основа основ. Очень важно понимать физиологию, анатомию человека. Мне повезло, что у моего отца был очень большой опыт работы на самых разных сценах мира, поэтому он смог передать мне множество важных основ певца.
Первые курсы мы пели исключительно вокализы и старинные арии, и я считаю это правильным, так как голос — самый хрупкий инструмент, в нем нельзя поменять струну, которая порвалась, или настроить его, подкрутив колки. Так, достигнув определенных навыков, постепенно я стал петь более сложные арии, а теперь и огромные оперы, в именитых залах.
— Кто еще сыграл в вашей судьбе важную роль?
— Путь артиста тернист, поэтому очень важно, чтобы рядом был человек, который не даст опустить руки, поддержит и даст новый глоток воздуха. Таким человеком в моей судьбе является мама Елена Владимировна. Я очень много говорил о трудностях профессии певца, но пожалуй, самая сложная профессия - это быть родителем артиста.
— Вы с детства мечтали стать оперным певцом или это выявилось постепенно? Никогда не возникало желания «изменить» опере и взяться за более легкий жанр?
— Так как опера звучала в нашем доме с детства, конечно, самой заветной мечтой было исполнять её самому, ничего интереснее для меня не было! Так же бытует мнение, что выйдя на сцену единожды и ощутив всю ее мощь и энергию, ты больше никогда не сможешь с нее уйти, и это правда!
— О характерах теноров ходят легенды, это правда? Неужели голос влияет на характер?
— Бытуют разные мнения, но я считаю, что голос не влияет на характер, это легенды. Каждый человек индивидуален и формируется не только благодаря голосу, а еще множеству других факторов.
— О чем мечтает артист Кирилл Белов?
— Не могу себя назвать мечтателем, скорее, я реалист, и люблю делать всё здесь и сейчас. Поэтому я не мечтаю, а много работаю каждый день для достижения своих целей.
- Большое спасибо за беседу, Кирилл, желаю больших успехов и достижений!