Новости Башкортостана и Уфы
91.82
+0.7
98.95
+0.64
83.87
+0.29
7+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Культура
21 Декабря 2023, 09:05
Земляки

Владимир Овчинников: Музыка – важная и серьёзная часть жизни

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

В Уфе на Зимнем фестивале Госоркестра Башкирии выступил народный артист России, профессор Московской консерватории, лауреат международных конкурсов Владимир Овчинников. Вместе с оркестром под управлением главного дирижера Дмитрия Крюкова солист исполнил первый концерт Сергея Рахманинова. Перед концертом наш земляк дал интервью «Башинформу». Артист рассказал о своем белебеевском детстве, первом педагоге, культуре отмены, симфоническом оркестре Башкирии и о своей семье.

Показать меня музыкальным педагогам посоветовали врачи 

- Владимир Павлович, вы родились в Башкирской АССР, в городе Белебее. Какие воспоминания вас связывают с этим городом, есть ли там любимые места?

- С моим появлением на свет в Белебее связана интересная история. Моя мама окончила с отличием Московское училище Октябрьской революции по классу баяна и аккордеона сразу после войны, восприняла столичную культуру и образование. Ее оставляли там работать в одном из ансамблей – то ли «Березке», то ли еще каком-то известном на весь Советский Союз коллективе. Но она решила вернуться домой, и благодаря этому событию я родился в Белебее.

Конечно, у меня остались самые теплые хорошие воспоминания от этого города. Во-первых, он был совсем небольшой, там жили около 40 тысяч человек, и был разбит на личные участки. У меня там были друзья, по улице мы носились как бешеные, играли в различные игры. По краю старой части города идет большая гора, которая называется Долгая. Мы очень любили залезать на эту гору и смотреть с нее на город. И еще одно из самых ярких воспоминаний – это очень холодная родниковая вода. Это, конечно, всевозможные ягоды у нас в саду – малина невероятных размеров, черная смородина, яблоки. Выходишь на крыльцо и оказываешься в саду. У нас был небольшой деревянный дом на две комнаты, и тогда он казался безразмерным. У меня был старший брат Юрий.

- Помните, как начали заниматься музыкой?

- Моя мама работала в детдомах, детсадах музыкальным работником, и, конечно, довольно часто отсутствовала. Она очень любила детей, а меня в основном воспитывала бабушка. Мама иногда занималась дома с некоторыми из детей, и я слышал, как она играла дома на баяне и на фортепиано. У нас было пианино «Красный Октябрь». Постепенно он расстроился, становился всё хуже и хуже, и его стали называть «Напрасный октябрь» – такая была шутка.

из личного архива  Володя Овчинников
Бабушка Елена Фёдоровна, мама Нина Павловна, брат Юрий и маленький Володя
из личного архива  старший брат артиста Юрий
из личного архива  Мама артиста Нина Павловна Овчинникова
из личного архива  Мама артиста Нина Павловна Овчинникова
из личного архива  Мама артиста Нина Павловна Овчинникова
из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ  Мама артиста Нина Павловна Овчинникова
из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ  дневник Володи Овчинникова
Володя Овчинников Фото:из личного архива

- К нам приходили ребята, которые умели играть на пианино, и мне тоже было интересно играть на черном большом ящике какие-то нотки. Мама говорила, что я начал играть сразу двумя руками. Это было в раннем детстве, и я этого, конечно, не помню. К нам приезжал из Саратова музыкант, пианист Владимир Волков, который был во время эвакуации в Белебее. Он был известным концертмейстером, знал много опер, играл в Саратовском театре. Он со мной возился, я изображал на пианино то птичек, то медведей, это было забавно и интересно. Я все время стоял у инструмента и что-то пытался сделать вместо того, чтобы идти гулять или играть. Когда мой интерес стал уже ненормальным, маме кто-то порекомендовал показать меня врачам.

А врачи посоветовали просто отвести меня к музыкальным педагогам. Мама уже знала Москву и поэтому повезла меня туда. И вот здесь я хочу сказать, как важно попасть к правильному педагогу. Сначала меня показали известному пианисту-педагогу Руббаху. Мы приехали к нему, он меня попросил что-то сыграть. Но он почему-то мне не понравился, и я ничего не хотел показывать. Он мне дарил какие-то маленькие игрушечки – утят, собачек. Самое смешное, что я эти игрушки взял, но играть все равно отказался. Тогда он сказал, что нам нужно обратиться к Артоболевской.

- Про Анну Даниловну Артоболевскую хотела расспросить особо. Я сама в детстве занималась по ее методике. Какой она запомнилась вам, что было особенного в занятиях с ней?

- Артоболевская занималась с учениками у себя дома, и вскоре я попал в ее атмосферу. С полдесятого утра до десяти вечера у нее постоянно в квартире находились дети с родителями. Она требовала, чтобы родители продолжали ее дело в домашних условиях, чтобы они тоже учились и понимали, что дети должны делать. Всех детей она считала талантливыми, и меня тоже так восприняла. У нее были свои интересные необычные методы: например, она клала ручки детей, которые еще не играют, на свои и играла. Дети представляли, что они тоже могут так же складно двигать пальчиками.

Все её методические разработки были всегда в виде игр, рисунков, прохлопываний разных ритмов, лото – когда брали маленькие карточки с нарисованными нотками и надо было, отгадав, эту ноту нажать. Такие игры заражали детей интересом к музыке на всю жизнь. Анна Даниловна была очень добрая, у нее были теплые руки. Главное, что ее любви к детям хватало на всех, это было поразительно. В течение дня можно было вообще не попасть за рояль, но ты сидел и слушал, как она занималась с другими, и в этом тоже принимал участие, слышал, как другие играют пьесы. И это было дико интересно. У нее всегда были какие-то интересные книжки, альбомы, шахматы, кубики.

А ее старшая сестра Ольга Даниловна делала потрясающие котлеты на кухне и заставляла кушать. Дочь ее Наталья Георгиевна была невероятная красавица, в которую многие были влюблены. Она была детским врачом. Я поступил у Анны Даниловны в первый класс. Но в семье вопрос еще не был решен, а одного меня тогда нельзя было где-то поселить, я был еще маленький.

Занятия с А.Д. Артоболевской
Занятия с А.Д. Артоболевской

- Слышала, что вам пришлось переехать в Москву с бабушкой...

- Да, у нее, кстати, тоже удивительная судьба. Моя бабушка Елена Федоровна 1897 года рождения, и в тот момент ей было 68 лет. Ее родители во время революции погибли, и ее воспитывала башкирская семья. И можете себя представить, она башкирский-татарский язык знала не хуже русского языка! Её все женщины обожали, она обладала большой житейской мудростью. И вот эта бабушка, которая сама окончила три класса школы, решилась со мной маленьким поехать в Москву, уехав вообще в первый раз в жизни из города. В Москве она жила со мной 11 лет на квартирах. У меня до сих пор хранится бабушкина темно-синяя шелковая косынка, она как будто даже пахнет бабулей...

Помимо меня, бабушка воспитала двух девочек хозяйки квартиры. С этим связана еще одна история. У нас в Белебее квартировала семья одного известного инженера Косенкова, которая эвакуировалась в Башкирию во время войны, и моя бабуля тоже им как-то помогала. Во время войны она вязала варежки, носки. Когда мы приехали в Москву, супруга инженера обратилась к одной музыкальной семье Натальи Зайцевой. Она дала им деньги, чтобы вместо двухкомнатной кооперативной квартиры они купили трехкомнатную, с условием, что в одной из комнат они поселят нас. Представляете, какие невероятные отношения были! И тетя Наташа согласилась. А дядя Валя, ее муж, имел два образования – педагогическое и финансовое. Как финансист, он обеспечивал съемки фильма «Белое солнце пустыни». С ним мы познакомились позже – он как раз был на съемках.

Так мы поселились на квартире у Зайцевых. У них родились две дочки, которых тоже воспитывала моя бабуля, так что они стали нам как родные. И сейчас у меня из родственников – в Уфе только племянница, дочь старшего брата, и семья Зайцевых.

- После переезда в Москву вы продолжали приезжать в Белебей?

- Мы с бабулей три раза в год приезжали в Белебей на каникулы. Причем приезжали не только сами, но и вместе с нами стали каждое лето приезжать мои друзья из ЦМШ, потому что Белебей – это сказка. Потрясающая природа, красота и свобода. Ребята вырывались от родителей и были под присмотром только моих мамы и бабушки. А маму мою знал весь город, потому что через нее, через детские сады и детдома прошли практически все дети. Она всех знала, и все ее знали. Иногда после танцев случались драки. И что вы думаете? Она влезала в любую драку, и все останавливались, потому что Нина Павловна пришла. Она всех ставила на своё место.

Белебей любили не только я с бабулей, но и все мои друзья. Ездили на озеро Кандры-куль на машине, в лес по грибы-ягоды, гуляли, играли в индейцев, делали сами луки-стрелы. Однажды даже ночью пошли на гору в лес, чуть не заблудились, страха натерпелись. Приключений было много.

- А в нынешнее время приезжаете в родной город? У вас там остались родные?

- В Белебее последний раз я был в 2019 году. Сначала мы сыграли в Уфе концерт, затем поехали с Артуром Назиуллиным и там выступали с ГАСО РБ. Столько народу было, все знакомые пришли, было очень здорово, трогательно, такая отдушина. Успели посетить могилы родных. Я надеюсь, что я еще раз туда приеду, мне хотелось бы много своих материалов - программок, афиш, дисков передать в краеведческий музей (там есть мой уголок) и в детскую школу искусств.

из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ  Владимир Овчинников со своей бабушкой
из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ  Владимир Овчинников в Белебеевском историко-краеведческом музее, слева от него - бабушка и мама, 1982.
Алексей Наседкин и Владимир Овчинников
Владимир Овчинников со своей бабушкойФото:из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ

Нельзя научиться плавать в классе, обязательно нужна открытая вода

- Сейчас вашей основной деятельностью является исполнительство или педагогика?

- Я преподаю в Московской государственной консерватории им. Чайковского. В этом сентябре мне посчастливилось получить в ассистенты замечательного пианиста Филиппа Копачевского. Он мне серьезно помогает, очень ответственный, ребята его очень любят. Также я работаю заведующим кафедрой специального фортепиано в РАМ имени Гнесиных. В следующем году будет большой юбилей – 150 лет Елены Фабиановны Гнесиной, мы готовим большой концерт, также у нас в академии с 28 января по 2 февраля 2024 года будет проходить I Московский международный конкурс пианистов имени Гнесиных. И в Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) имени Гнесиных у меня тоже небольшой класс с талантливыми ребятками. Расслабляться некогда, и никто не даст.

- Можно быть блестящим исполнителем, но неуспешным педагогом. Вы к чему больше склоняетесь?

- Меня, конечно, учили исполнять музыку, а никак не учить других. Проблема в том, что хороший педагог – это, конечно, никак не специальность, а призвание. Это должно быть внутреннее наполнение, убеждение в том, что ты делаешь. Трудно находить правильные слова, связанные с музыкой, это особый, “птичий” язык. Мне помогает большой опыт игры на сцене. На самом деле всё, что мы делаем в классе, – мы должны выносить на публику. Мы учим не просто играть, читать с листа, понимать музыку, а для того, чтобы делиться этим с другими, передавать следующим поколениям. Нельзя научиться плавать в классе, для этого обязательно нужна открытая вода. Также и с музыкой: мы должны при любой возможности выходить на сцену. И нас Артоболевская этому учила с детства. У нас были поездки даже в другие города, не говоря уже о других школах. Главное было, что мы могли, не боясь, выходить на сцену и играть, чтобы не было страха перед публикой. Все делились своими талантами и каждый хотел быть лучше других. Это тоже стимулировало и к работе, и к отношениям.

- Вы так подробно помните про годы учебы. Не пишете книгу?

- Когда я был директором ЦМШ в течение пяти лет, мы проводили очередной юбилей Анны Даниловны. Решили создать книгу в память о ней, состоящую из воспоминаний. Вначале в ней представлен материал о ней, а потом очень много воспоминаний, в том числе и мои. Самое главное, что издавались ее мысли, идеи и пьесы, которые она нам давала, и мы до сих пор помним. Всё в хрестоматии «Первые шаги в музыке», которая до сих пор популярна – там и рисунки, и слова к каждой пьеске, даже к этюдам она находила подходящие слова, которые дети про себя пели, всё очень образно. Очень важно развивать воображение.

Теперь я понял, что пора свой опыт передавать другим, потому что ребята молодые, амбициозные, у них есть задор, талант, силы и желание реализоваться. Им надо просто помогать выстраивать свою деятельность в правильном направлении и, конечно, воспитывать надо. Не просто образовывать, а воспитывать в современных условиях, когда запрещают культуру российскую - это же бред полный!

из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ
из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ  Концерт В.Овчинникова в Белебее
из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ
из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ
Фото:из фондов МБУК "Историко-краеведческий музей" Белебеевского района РБ

- Как раз хотела спросить ваше мнение о культуре отмены. C 2000 года вы являетесь музыкальным руководителем Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени Чайковского. Он был исключен из состава Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов из-за ситуации на Украине. Каковы будущие перспективы конкурса в связи с нынешней ситуацией?

- Этим самым они сами себя наказывают, потому что показывают, что они из себя представляют. Чайковский или Рахманинов не просто свою карьеру сделали, они себя оставили в истории. И стереть ластиком это невозможно никак. Это не просто часть культуры. Если так подумать, ХХ век – это самые великие композиторы, пятерка, десятка. Главные – Прокофьев, Шостакович, Стравинский, это основа, без этого ХХ век не ХХ век. То же самое можно сказать про ХIX век: профессиональная культура развивалась семимильными шагами очень быстро. У нас, конечно, консерватории не такие старые, как в Европе. Но зато есть такие композиторы, как Чайковский, Бородин, которого ценил и считал гениальным тот же Лист, например, Мусоргский, Римский-Корсаков. Создавая культуру отмены, они сами себя высекают, показывают свою глупость, и это тоже все заказное.

- На конкурс Чайковского сейчас приезжают исполнители из-за рубежа?

- Да. Приехал, например, Джордж Харлионо из Англии, одной из самых враждебных русофобских стран. Энджел Вонг из Америки, который у нас учился в ЦМШ, тоже принимал участие. Приехал очень интересный пианист из Японии Куроива Коки, – он не прошел в финал, но сыграл концерт в Санкт-Петербурге. Участница из Китая Мао Сюаньи получила четвертую премию, сейчас приехала ко мне на три месяца на стажировку. В конкурсе пианистов были представлены участники не только из России, но и из Китая, Сербии, Италии, Франции, Казахстана, Южной Кореи. А моя ученица Лиза Ключарева, очень хорошая пианистка, летом получила в Израиле на конкурсе первую премию.

Невозможно сейчас закрыть железный занавес. И там, за границей, гораздо больше понимающих людей, просто всё диктует политическая власть, элита, прежде всего американская. 1/6 планеты – это даже не кость в горле, это всё-таки сила, против которой пытаются бороться уже не один век и ничего не получается. Разный менталитет у людей. Но культурный обмен невозможно остановить.

Музыку обязательно нужно записывать!

— В Уфе вы представляете музыку Сергея Рахманинова. В этом году во всем мире отмечается его 150-летие. Расскажите о ваших взаимоотношениях с музыкой этого великого композитора. Когда вы прикоснулись к ней в первый раз?

— В детстве я играл пьесы-фантазии, прелюдии, мелодию. Рахманинов, несмотря на то, что с довольно раннего детства вошел в мой музыкальный мир, это композитор, который наиболее сложен с технической точки зрения. Раскусить его очень сложно — он очень музыкальный, красивый, у него потрясающие мелодии. Но чтобы их сыграть — во-первых, нужно иметь громадные руки, во-вторых, потрясающую технику, и это только первый шаг. А дальше еще надо уметь сделать гармонично и естественно, и это бесконечное познание. Тем более его язык на протяжении жизни менялся. И в этом отношении, конечно, как Баха, так и Рахманинова можно играть всю жизнь и получать наслаждение, удовольствие, через какое-то сопротивление нотного материала. На самом деле играть его непросто.

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

— Музыкальные критики много писали о вас в разных странах. Называли ваш стиль «наслаждение пианизмом». Но за этим стоит огромный труд.

— Это есть. Я свою первую пятерку получил в 9 классе на экзамене в школе. До этого я не был таким интересным, хотя уровень поддерживал. А в 9 классе надо было при переходе играть три этюда на разные виды техники. И тут во мне уже взыграло что-то такое спортивное — могу ли я быть не хуже других? Это во мне навсегда осталось — чтобы чего-то достигнуть, надо что-то преодолеть — и физические нагрузки, и технические проблемы. Это помогло мне понять, что это только первый шаг, на самом деле нужно за ним дальше думать о музыкальной содержательности, интересе, открытости, естественности. Эти вещи особенно для сцены очень трудные, потому что на сцене всегда зажимаешься. Публика ведь приходит не только получить удовольствие, но и покритиковать. Волнение всегда присутствует, особенно это связано с новой программой, когда думаешь: сейчас ошибусь. А ошибаешься и думаешь: хуже ты играть уже не можешь, расслабься, и начинаешь играть совсем хорошо.

— Вы не раз играли вместе с нашим оркестром. Как выстроилось ваше взаимодействие с ГАСО?

— Я поздравляю всех нас и вас, оркестр, его дирижера, руководителя, что они в начале декабря получили большое, серьезное звание. Это большой прорыв, и с другой стороны, ответственность, потому что академический оркестр уже не может играть средне, всегда должен выкладываться. Это их счастье, что они создают, транслируют эту музыку, сами должны получать удовольствие, громадную радость и сопричастность всему, что они делают на сцене.

Когда репетировали, у нас было такое понимание, будто мы всю жизнь играли вместе, я почувствовал себя частью оркестра. Дирижер Дмитрий Крюков — великолепный, все движения рук, штрихи ясные, это здорово.

Думаю, что у оркестра большое будущее. Хочу привести слова Евгения Светланова, с которым я около 10 лет путешествовал по всему миру. Однажды я пришел к нему в артистическую и говорю:

— Евгений Федорович, какой концерт, как звучали духовые, какой уровень мастерства и вдохновения!

А он говорит:

— Володя, публика поаплодировала, разбежалась по домам и всё забыла. Надо писать!

Надо все концерты, все программы писать. Светланов создал Антологию русской музыки, это великое дело. Поэтому я желаю вашему оркестру, чтобы его мастерство не просто повышалось — этому нет предела, а чтобы они оставляли за собой серьезный важный след. Тогда это останется на века. Искусство у нас эфемерное — мы строим звуковые замки, но с последней нотой остается только пауза, а потом — всё, тишина. Может, это и привлекает публику, потому что это только единожды, как видение пролетело и исчезло. Но чтобы осталось в памяти, и память была очень ясной, чуткой, нужно всё записывать. Желаю, чтобы и у вашего оркестра была антология, и не только великой русской музыки, но и башкирской.

— В прежние годы, еще при первом руководителе Тагире Камалове такая Антология башкирской музыки записывалась.

— Но композиторы ведь продолжают сочинять ежегодно, тем более у вас проводятся такие фестивали. Это всё становится историей.

Валерий Шахов
на конкурсе им. Чайковского в составе жюри
на конкурсе им. Чайковского в составе жюри
Фото:Валерий Шахов

— В Уфе сложилось особое отношение к фортепианной музыке. В прежние годы профессор Рустам Шайхутдинов проводил фестиваль «Уфа. Фортепиано», и министр у нас пианистка, и есть свои международные конкурсы — Сабитовский, где вы, кстати, работали в жюри, Исмагиловский…

— Да, это замечательно! У вас в концертном зале прекрасный рояль, очень ровный и насыщенный. Приятно, что министр Амина Шафикова является еще и играющим пианистом. Во-первых, она знает все проблемы изнутри, во-вторых, держит себя в хорошем тонусе. Приятно, что создан Совет по культуре при Главе республики, и в этот совет пригласили меня. Я польщен этим предложением и в последней декаде декабря я снова сюда прилечу. Возможность ближе соприкасаться с ситуацией в культуре республики — это важно и интересно для меня. Прежде всего, думаю, мы должны ближе и более подробно заботиться о воспитании подрастающего поколения, не только музыкантов, но и детей. Я считаю, что музыка — настолько важная и серьезная часть в жизни людей, что через нее все дети должны проходить, как через школу.

- Расскажите немного о вашей семье. Ваши дети стали профессиональными музыкантами?

- У меня большая, дружная семья. С супругой Эльвирой мы уже 37 лет вместе счастливо идём по жизни. Вырастили троих детей. Старший сын Илья окончил Гнесинскую школу и консерваторию у моего же педагога Алексея Аркадьевича Наседкина. Он пианист, играет и преподает, его жена скрипачка. Дочь Катя после окончания университета вышла замуж и посвятила себя семье, занимается воспитанием и образованием детей. Внук Никита учится в лицее в математическом классе и серьезно занимается автоспортом, а внучка Машенька, ещё хоть и маленькая, но уверен, что будет артисткой! А младшая дочка Леночка училась 7 лет в Гнесинской школе, но не посвятила себя музыке, которую любит и с удовольствием ходит на все мои концерты. Елена окончила МГУ имени Ломоносова с отличием и золотой медалью, сейчас работает по специальности в одной из крупнейших компаний нашей страны.

- Спасибо большое, Владимир Павлович, за интересную беседу!

«Башинформ» благодарит Историко-краеведческий музей Белебеевского района РБ за предоставленные фотографии.

Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: