Новости Башкортостана и Уфы
94.09
-0.23
100.53
+0.25
87.13
+0.02
18+ °C
Ясно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Культура
20 Мая 2023, 08:00

Ночь музеев в Башкирии: какие уникальные вещи можно увидеть в домах-музеях

Игрушки советской эпохи, пианино Мажита Гафури, наган Шагита Худайбердина, каменная печать потомка Салавата Юлаева, пальто Надежды Крупской, письменный стол Заки Валиди и многое другое хранят в себе музейные коллекции.

Мемориальный дом-музей Мажита Гафури
Фото:Мемориальный дом-музей Мажита Гафури

18 мая отмечается Международный день музеев. Он празднуется во всём мире с 1977 года, а в конце 20 века к этой дате присоединилась интересная акция — «Ночь музеев». В этом году «Ночь музеев» организована в субботу, 20 мая. Во время акции музеи и галереи можно посещать вечером и даже ночью, стать участником интересных перформансов, концертов, представлений. Предлагаем вам с семьей или друзьями отправиться в интересные и уютные музеи Уфы и республики, связанные с выдающимися историческими личностями. Сотрудники домов-музеев рассказали «Башинформу» о своих редких и необычных экспонатах.

Коллекция советских елочных игрушек

Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова (филиал Национального музея РБ) связан с именем замечательного русского писателя XIX века Сергея Тимофеевича Аксакова. Здесь с 1795 по 1797 года проживала семья писателя. Как «родовое гнездо» уфимский дом Аксаковых известен читателю по книге С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

Здание музея на улице З. Расулева в Уфе представляет собой образец деревянной архитектуры конца XVIII века, располагается в живописном месте старого города на берегу реки Белой. До открытия музея в нем размещалась библиотека профсоюза работников просвещения. С конца 1980-х годов началась реставрация. В 1991 году, объявленном по инициативе ЮНЕСКО «Годом Аксакова», к 200-летию со дня рождения писателя музей распахнул свои двери для посетителей.

За 30 с лишним лет стараниями сотрудников и щедростью жителей Уфы в фондах Аксаковского музея собралась разнообразная и интересная коллекция елочных игрушек ХХ века. Об этой коллекции рассказала хранитель музея Галина Иванова:

- После революции 1917 года было запрещено праздновать Рождество и Новый год, они считались вредными пережитками прошлого. В 1935 году в газете «Правда» опубликовали статью большевика Постышева, где было дано разрешение устраивать коллективные елки для детей рабочих и колхозников. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров «прошла первая советская елка». В 1937-м в Колонном зале Дома союзов на новогоднем празднике впервые появились Дед Мороз и Снегурочка. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где по пунктам было расписано всё: начиная от музыки, сценариев театрализованных постановок и заканчивая поведением педагогов и детей на утренниках.

В 1935 году началось массовое производство елочных игрушек, внешний вид которых подвергся строгой цензуре: библейские рождественские сюжеты с ангелочками и колокольчиками были заменены идеологически правильными образами, в которых год за годом находили отражение самые значительные исторические события нашей страны.

В нашей музейной коллекции находятся игрушки с символами большевистского времени: навершие в виде пятиконечной звезды – символ Революции и Красной армии, – заменившая Вифлеемскую звезду, шары с серпом, молотом и «кремлевской звездой», картонная серебряная звезда с рельефным рисунком.

Особый вид елочных украшений – ватные игрушки. Существовали специальные проволочные каркасы для человечков и животных, сверху ватную фигурку покрывали клейстером из крахмала, раскрашивали, шили одежду из ткани, вставляли лицо или мордочку из папье-маше. Тематика советских елочных игрушек была разнообразна: достижения промышленности – аэропланы, дирижабли, поезда, броневики, машины; спорт – парашютисты, физкультурники, а еще – животные, дети, тема цирка. В 1930-х годах активно осваивался Север, Заполярье, что также нашло отражение в новогодних украшениях.

Пианино и чернильный прибор писателя Мажита Гафури

Мемориальный дом-музей Мажита Гафури - один из первых музеев литературы в республике. Он открылся еще зимой 1948 года. Дом, который находится на ул. Гоголя, был подарен Мажиту Гафури республиканским правительством в 1923 году в честь его юбилея, когда ему было присвоено звание народного поэта Республики Башкортостан. В этом доме писатель жил с женой Зугрой Камалетдиновной, сыновьями Анвером и Халитом до 1934 года. В доме часто бывали поэты и писатели.

После революции здесь располагался туберкулезный диспансер. Это был большой дом с подвалом, который состоял из восьми комнат, с 14 окнами и 7 отопительными печами. Во дворе находился сарай для скотины, овощехранилище, дровяник.

Всё музейное здание признано архитектурным памятником 19 века. В музее имеется шесть залов. В рабочем кабинете поэта, в его спальне и в гостиной комнате полностью восстановлена обстановка квартиры Мажита Гафури, в трех других залах размещается документальная музейная экспозиция, которая рассказывает посетителям этого места о судьбе, творчестве и жизни башкирского драматурга. 

В доме-музее были созданы такие литературные творения, как повести «Ступени жизни», «Черноликие», «На золотых приисках поэта», либретто для оперы «Труженик», которое создавал Мажит Гафури по мотивам своей одноименной поэмы. Кроме этого, здесь он написал драму «Красная звезда» и многочисленные стихотворения и рассказы.

Пианино фирмы «Дидерихс» - это один из самых ценных экспонатов музея. Diederichs Frères – старейшая фортепианная фирма Российской империи. Основатель фирмы, потомок выходцев из Германии, купец Фридрих (Фёдор Фёдорович) Дидерихс (1779-1846), открыл первую в России фортепианную фабрику в 1810 году в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове. В дальнейшем дело продолжили два его сына – Роберт и Андрей. Пианино было подарено поэту в 1923 году народным комиссариатом просвещения. На инструменте сохранилось клеймо производителя: «Старейшая Российская паровая фортепианная фабрика Братьев Дидерихс».

- В доме часто звучали музыка, песни. На этом пианино играли композиторы: Султан Габяши, Загидулла Яруллин, Газиз Альмухаметов, жена Зугра Камалетдиновна и сын Анвер. Сам Мажит Гафури тоже любил музыку и хорошо исполнял народные песни, - рассказала завмузеем Гадиля Булякова

Еще один старинный экспонат - чернильный прибор писателя. Он состоит из подставки, выполненной из черного мрамора с приспособлением для двух чернильниц и ручек с надписью на флажке «XX – Народному поэту Гафури от комиссариата юстиции. БАССР 1903–1923» на русском и татарском языках на обеих сторонах металлического флажка.

Каменная печать XIX века

Музей Салавата Юлаева (филиал Национального музея Республики Башкортостан) находится в селе Малояз Салаватского района. Изначально музей был основан как школьный уголок краеведения в 1965 году. С 1985 года стал филиалом Национального музея РБ.

Музейная коллекция рассказывает о традиционных занятиях и быте башкир 18 века. Здесь можно увидеть войлочную юрту, домашнюю одежду и украшения, музыкальные инструменты, оружие, орудия труда, деревянную и кожаную утварь. Вещественные и документальные материалы экспозиционного раздела «История народного движения 1773-1775 годов» раскрывают причины, побудившие башкирский народ присоединиться к Емельяну Пугачеву, повествуют о ходе народного движения, показывают роль предводителя башкирского народного движения, национального героя Башкортостана, одного из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижника Емельяна Пугачёва, поэта-импровизатора Салавата Юлаева.
Подлинные экспонаты, в совокупности с историческими документами и реальными образами героев того времени, создают полную картину народной войны 1773-1775 года.

Виктор Хакимов и Юлия Байдавлятова
Виктор Хакимов и Юлия Байдавлятова

В августе 2015 года в Салаватский район приезжали уфимские археологи в поисках местонахождения деревни Юлаево, где проживали Салават Юлаев со своим отцом Юлаем Азналиным. По исследованиям местных краеведов и научным трудам Петра Симона Палласа, она находилась или на месте современной деревни Юнусово, или очень близко к этому населенному пункту.

- Во время обхода археологами огородов подошла одна из жительниц Юнусово Юлия Байдавлятова, - рассказывает завмузеем С. Юлаева Зиля Садыкова. - Она сообщила, что много лет назад, в 1992 году, нашла в огороде каменную печать и подарила музею Салавата. Эта печать с арабской надписью все эти годы хранилась в витрине этнографического зала. Сфотографировав надпись на печати, я отправила ее председателю Региональной общественной организации «Потомки Салавата» Виктору Хакимову. Оказалось, что эта печать принадлежала его прапрапрадеду по отцовской линии Абдулвагапу Абдулгафарову 1806 года рождения. К сожалению, пока данных об этом человеке нет. Но краеведы и потомки Абдулвагапа Абдулгафарова ведут работу по поиску данных о нем.

Огород, где найдена печать
Рядом с этим сараем найдена печать

Письменный стол Ахмет-Заки Валиди 

Музей Ахмет-Заки Валиди (филиал национального музея Республики Башкортостан) находится в селе Кузяново Ишимбайского района. Он посвящен жизни и деятельности Ахмет-Заки Валиди – основателя автономного Башкортостана и выдающегося ученого-востоковеда, лидера башкирского национального движения, тюрколога, доктора философии, профессора, почетного доктора Манчестерского университета. 

История создания музея относится к 1993 году. Музей расположен в здании, построенном в 1990 году на месте прежнего дома семьи Валидовых. В основной экспозиции музея представлены материалы, которые в хронологической последовательности раскрывают основные этапы жизни и деятельности Валиди.

Один из ценных экспонатов музея - письменный стол, за которым работал Ахмет-Заки Валиди. Сделан из дуба, с двух сторон к тумбам прикреплены головы льва, вырезанные из дерева, на крышке стола имеется три ящика с замком. По некоторым данным, такие столы есть в Темясовском краеведческом музее, в Зимнем дворце и Ливадийском дворце.

Этот стол находился сначала в Оренбурге в Караван-сарае. В 1918 году вместе с правительством оказался в деревне Темясово, где находилось первое правительство революционного Башкортостана. На этом же столе были подписаны первые указы и после того, как правительство эвакуировалось из Темясово 27 марта 1919 года в Стерлитамак – стол оказался там же, после Стерлитамака вместе с правительством – в Уфе, куда столица переехала в 1922 году.

- Интересна история появления этого экспоната в нашем музее. Она связана с популярной, ныне покойной, певицей Бибисарой Азаматовой. Стол к 1970 годам оказался списанным и хранился на складе Башпотребсоюза. Там его обнаружила Бибисара апай - на тот момент директор Баймакского пивного завода, - рассказывает младший научный сотрудник музея Ахмет-Заки Валиди Юлия Мухамедьянова. - Выбирая мебель в свой кабинет, она выбрала тот самый стол, который стоял в разобранном состоянии в непрезентабельном виде. Сама Азаматова утверждала, что у неё «что-то ёкнуло внутри, почему-то выбрала этот стол». Она привезла его, отреставрировала и около 20 лет работала за ним в Баймаке. По учетному номеру стола через своих знакомых она выяснила, что это тот самый стол, за которым работал Ахмет-Заки Валиди.

В 1994 году первый директор музея Карим Шаяхметов, когда комплектовал музей экспонатами, узнал, что письменный стол, за которым работал Валиди, находится в Баймаке у Бибисары Азаматовой. С целью приобретения исторического стола Карим Фаткуллович ездил в Баймак 3 раза, но Бибисара Азаматова не хотела расставаться с таким раритетным столом. Бибисара Азаматова знала историю стола, поэтому уговорить её было очень сложно. Но тем не менее 4 октября 1994 года, ко дню открытия музея, она вместе с главой администрации Баймакского района Ильшатом Ситдиковым подарила этот стол с металлической пластиной размером 12,5 см на 5,5 см, с надписью на башкирском языке: «Зәки Вәлиди исемендәге музейға Баймаҡ халҡынан Карауанһарай ҡомартҡыһы. Октябрь 1994 йыл».

Бибисара Азаматова

Револьвер Худайбердина

Дом-музей Худайбердина располагается в Уфе на ул. Новомостовой в двухэтажном деревянном особняке с мезонином, построенном в 60-е годы XIX века по приказу генерал-майора К.П. Слотова. В октябре 1923 года правительство Башкирской АССР подарило дом Шагиту Худайбердину. Здесь он прожил всего год, а его жена и дочь - вплоть до 1960 года. Дом-музей был основан в 1996 году, а открыт для посетителей в 2000 году. В 2022–2023 годах в музее была проведена масштабная реконструкция.

Экспозиция дома-музея посвящена жизни и деятельности видного партийного и государственного деятеля, наркома внутренних дел, одного из основателей республики, писателя и журналиста Шагита Худайбердина, а также его дочери, заслуженной артистке России, народной артистке Башкортостана, знаменитой балерине и педагогу Тамаре Худайбердиной.

В музее есть личные вещи Шагита Худайбердина, воссоздана атмосфера его кабинета. Одним из уникальных экспонатов является личное оружие революционера.

- Револьвер был найден рабочими в начале 2000-х под фундаментом здания музея при первой реконструкции. Металлический наган образца 1895 года. Историки-эксперты Национального музея предполагают, что он принадлежал самому Шагиту Худайбердину, - рассказал завмузеем Динар Зайнуллин.

Уникальный экспонат представлен в первом зале, посвящённом становлению Башкирской республики.

Платья и пальто Надежды Крупской 

Дом-музей Ленина – старинный особняк на улице Достоевского в историческом центре Уфы, где Надежда Крупская прожила свой последний ссыльный год, а Владимир Ульянов (Ленин) в 1900 году пробыл там три недели во время своего летнего приезда. Здание является памятником истории. В дореволюционное время, когда Крупская находилась в ссылке, многие известные люди, будущие революционеры, были вхожи в этот дом. После того, как открылся музей, многих людей в этом доме приняли в пионеры. В Великую Отечественную войну музей, единственный из уфимских, работал от первого дня войны до последнего, принимал посетителей, приходило очень много народу, в том числе высокопоставленных чиновников, артистов.

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

В «Ночь музеев» каждый посетитель музея может посидеть за школьной партой времен СССР, вспомнить свое пионерское детство и послушать рассказы о революционерах.

- Среди ценных экспонатов у нас есть личные вещи Надежды Константиновны Крупской, - рассказывает пресс-секретарь музея Галия Шамсутдинова. - Когда в 1938 году было принято решение об организации музея, связались с Крупской и по ее воспоминаниям воссоздали обстановку тех комнат, которые она снимала. Они в мезонине являются мемориальными. После ее смерти музею передали ее личные вещи – пальто, несколько блузок, юбку и пару платьев. Предметы одежды Крупской полностью выставляли только в ее юбилейный год, а так мы их по очереди выставляем, остальное убираем в фонды. Это подлинники.

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудника Национального музея РБ Гульназ Манапову.

Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: