Новости Башкортостана и Уфы
59.13
-0.82
59.39
-1.5
95.89
-0.7
16+ °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Культура
20 Мая , 08:00

В канун Ночи музеев уфимские музеи приоткрыли тайны своих коллекций

В преддверии Ночи музеев, которая в этом году проходит в субботу, 21 мая, культурный обозреватель «Башинформа» Лейла Аралбаева прошлась по музеям Уфы и попросила хранителей коллекций показать редкие и необычные экспонаты, которые хранятся в запасниках и выставляются очень редко.

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

Первым на нашем пути был, конечно же, Башкирский государственный художественный музей им. М. Нестерова – один из старейших музеев России, коллекция которого насчитывает более 14 тысяч экспонатов. Главный хранитель музея, искусствовед Валентина Сорокина открыла перед нами святую святых – одно из четырех фондохранилищ, в которых «живут» уникальные картины, и рассказала историю нескольких работ.

- На портрете изображен Иван Андреевич Нестеров – дедушка Михаила Васильевича Нестерова, основателя нашего музея. Почти 20 лет он был уфимским городским главой. Скончался в 1848 году от холеры, год его рождения неизвестен. Михаил Васильевич писал, что его дед был очень энергичный, деятельный, радушный человек и прекрасный администратор. Когда в Уфу приезжал оренбургский генерал-губернатор и обнаружил здесь идеальный порядок, он сказал: «Тебе, Нестеров, нужно быть главой не в Уфе, а в Москве!» Типичный портрет в мундире того времени, c шитым воротом, с двумя золотыми медалями. Это работа кисти неизвестного художника, - рассказывает Валентина Сорокина. - Для нас это очень ценное приобретение. Работа была приобретена в коллекцию, касающуюся Михаила Васильевича Нестерова. Она пришла к нам в 2006 году после смерти в Москве младшей дочери Нестерова Натальи Михайловны по завещанию – она завещала ее нашему музею. Мы выставляли эту работу всего раз, когда в 2012 году отмечали 150 лет со дня рождения Нестерова.

Валерий Шахов   Неизвестный художник. Портрет Ивана Андреевича Нестерова
Неизвестный художник. Портрет Ивана Андреевича НестероваФото:Валерий Шахов

- А эта работа очень редко выставляется. Чем она интересна? Это начинающий Маковский – известный художник-передвижник, бытописатель, портретист. Это очень ранняя работа художника, созданная, когда ему было 18-19 лет. Он пишет своих братьев и доподлинно воспроизводит обстановку отцовского кабинета, вида Москвы.

Валерий Шахов  Владимир Маковский. Мальчики у окна
Владимир Маковский. Мальчики у окнаФото:Валерий Шахов

- А вот «Дама с нотами» поступила к нам тоже как картина неизвестного автора и даже выставлялась так. Но в процессе реставрации под слоем грязи обнаружилась подпись автора и дата – середина 19 века. Автором оказалась московская художница Анна Глебова. Работа обрела автора, это очень ценно! – говорит Валентина Сорокина.

Валерий Шахов  Анна Глебова. Дама с нотами
Анна Глебова. Дама с нотами Фото:Валерий Шахов

Кто же открыл тысячам зрителей подлинное имя художника? Ежедневно вторую жизнь картинам дарит заведующая реставрационной мастерской Ильмира Фаридонова. Заходим в мастерскую. Здесь, кроме традиционных для творческой лаборатории художника холстов, кистей, красок, есть и непривычные гаджеты – огромные лупы с подсветкой, тяжелые утюги и много журналов учета. При любой реставрации ведется очень подробный дневник.

В мастерской работают два человека по масляной живописи и один по темперной. Одновременно в процессе находится много работ – картины и даже иконы. Вот одна из работ, которая стоит у реставратора на рабочем мольберте – пейзаж художника Арнольда Шультена из Дюссельдорфа (Германия).

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

- Эта работа написана в 1848 году. Думаю, как трофей привезли во время Великой Отечественной войны, - предполагает реставратор. - К нам эту картину принесла одна художница, сказала, что выбросили. Картина была порванная, грязная, подпись была слабо видна. Восстанавливаем. Сначала укрепляем, удаляем загрязнения, соединяем прорывы. Во время укрепления холст проглаживаем утюгом. Чтобы не повредить живопись, красочный слой заклеивается бумагой. Краски наносим точечками, чтобы было незаметно, используем современные краски хорошего качества. Следы работы реставратора можно увидеть, только если знать, где были разрушения.

В самом крупном музее республики – Национальном музее РБ хранится множество самых разных экспонатов, в числе которых есть золотые слитки, картины, Кораны со спичечный коробок и даже клады. Общее количество предметов в основном фонде – 135 тысяч единиц. Главный хранитель музея Юнир Минишев ознакомил с некоторыми необычными экземплярами.

- Один из интересных экспонатов – золотой самородок «Ирендыкский медведь» весом 4,78 килограмма, 930 пробы. Его нашел в 1992 году механизатор совхоза «Ирендыкский» Баймакского района Радик Утягулов при вспашке земли на глубине 30 см, у д. Кусеево на восточном подножье Ирендыкских гор, в двух километрах от бывшего золотого рудника Сунар-Узяк. Предположительно, данное местонахождение самородка объясняется тем, что в 1557 году башкиры в знак уважения отправили добытое золото в дар Ивану Грозному. По дороге на обоз напали разбойники. Кому-то из стрельцов, сопровождавших груз, удалось закопать самородок в землю, где он пролежал более 400 лет. С 1993 года самородок хранился в Национальном банке Республики Башкортостан. В 2011 году передан в Национальный музей РБ.

Как писали СМИ, за свою находку баймакский тракторист получил совсем небольшое вознаграждение, да и то только спустя пару лет. По одной из версий, на эти деньги он смог купить старенькие жигули и телевизор, по другой – заасфальтировал улицу в родной деревне.

- Еще один из наших интересных экспонатов – граммофон московской фирмы «Генрих Циммерман». Издательство Циммермана сыграло заметную роль в развитии русской музыки. Циммерман Юлиус Генрих – музыкальный издатель, владелец фабрики музыкальных инструментов в России конца 19 – начала 20 века. Согласно легенде, граммофон был подарен во время Гражданской войны прадеду дарителя, крестьянину д. Тартышево Бирского района БАССР Диомиду Александрову командиром Петроградского полка Каблуковым и фельдшером этого полка Николаем Экстером в знак благодарности за выделенного для их полка коня. 

Куганакский клад включает в себя 12 предметов. В 1869 году близ села Покровки Стерлитамакского района на реке Куганак (приток реки Белой) был найден клад бронзовых предметов, которые датируются VII-III вв. до н. э. В этом же году он был доставлен в Уфимский губернский музей. Клад включает в себя наконечник копья эпохи бронзы, фиалу ахеменидского круга, китайское по происхождению зеркало эпохи средневековья, зеркала эпохи раннего железа и предметы культового литья (пластины-полуфабрикаты с антропоморфными и зооморфными изображениями). Предметы могли быть непосредственно связаны с магическими обрядами и ритуалами, сопровождавшими потаённую (сакральную) жизнь архаических горняков и металлургов.

экспонаты Куганакского клада
экспонаты Куганакского клада

Есть в коллекции музея и необычные образцы Корана - священной книги мусульман. Среди них - Коран в миниатюре в виде талисмана со стеклянными стразами по углам, купленный музеем еще в 1956 году, миниатюрный Коран с обложкой на арабском языке, с послесловием на персидском и арабском языках.

Коран в миниатюре в виде талисмана
миниатюрный Коран
Коран в миниатюре в виде талисмана

Республиканский музей боевой славы расположен в парке Победы. В экспозицию музея входят коллекция холодного оружия, личные вещи участников войны, боевые награды, трофеи, фронтовые дневники и письма, а также картины на военную тематику и многое другое. Некоторые экспонаты можно увидеть достаточно редко.

- В декабре 1941 года появилась 112-я гвардейская Башкирская кавалерийская дивизия. Для ее создания с фронта специально были отозваны офицеры из числа башкир и татар, которые занялись формированием личного состава в Башкирской АССР. Специально для них военное издательство Наркомата обороны СССР в 1941 году издало Присягу на башкирском языке. Клятва на верность Родине на родном языке имела глубокий смысл и особое значение для военнослужащих. Документальные источники нельзя экспонировать более полугода, поэтому этот документ выставляется с определенной периодичностью, - рассказывает главный хранитель музея Ульяна Черепанова.

Военная присяга на башкирском языке
Военная присяга на башкирском языке

Еще один интересный экспонат – арифмометр Феликс. Настольная (или портативная) механическая вычислительная машина предназначена для выполнения сложения и вычитания, умножения и деления. Арифмометрами учили пользоваться в том числе и в школах. Самый распространённый в СССР арифмометр назван в честь революционера и государственного деятеля Феликса Дзержинского. Выпускался с 1929 по 1978 годы общим тиражом несколько миллионов машин. Всего было создано более 20 модификаций арифмометра. Основными производителями являлись заводы счётных машин в Курске («Счётмаш»), в Пензе (Пензенский завод вычислительной техники) и в Москве (Завод счётно-аналитических машин имени В. Д. Калмыкова - САМ).

Арифмометр Феликс
Арифмометр Феликс

В фондах Национального литературного музея Республики Башкортостан насчитывается более 15 тысяч уникальных экспонатов. Каждый экспонат имеет свою историю, необычное прошлое. Они ценны не только тем, что принадлежали литераторам, но и сами являются интересными предметами ушедшей эпохи. Такие редкие вещи выставляются на передвижных выставках музея. Из-за отсутствия здания постоянных экспозиций музей не имеет, что не дает любителям литературы приобщиться к литературному и культурному наследию. Часть музейной экспозиции можно увидеть в Уфе в Доме-музее Мажита Гафури в старинном особняке на улице Гоголя. 

- В нашем музее хранятся материалы из архивов видных литературных деятелей Башкортостана: рукописи, книги, документы, фотографии, письма, машинописи, печатные машинки, одежда, сувениры. Хотелось бы показать вам те редкие экспонаты, которые раскрывают писателей и поэтов совсем с другой стороны, подчеркивая их творческую многогранность, - рассказывает заместитель директора Илюза Шаяхметова.

Например, уникальный экспонат – итальянский аккордеон «Soberano». Он принадлежал известному башкирскому писателю Яныбаю Хамматову. Был куплен в 1946 году после Великой Отечественной войны. Музею этот музыкальный инструмент был передан в дар женой писателя Фидан Хамматовой. По словам дочери писателя, известного переводчика Гузэль Хамматовой, Яныбай Хамматович горел огромным желанием научиться играть на аккордеоне. Несмотря на то, что он не знал нот, сам подбирал аккорды и неплохо исполнял разные мелодии. Известный прозаик, помимо огромного литературного дара, был музыкально одаренным, с удовольствием исполнял башкирские народные песни.

Рисунки писателя, государственного и общественного деятеля Хакима Гиляжева были переданы музею его семьей. Все рисунки выполнены простым карандашом в стиле графики. Он мог бы стать художником, если бы всей своей душой не был предан литературе и писательству.

Композиция на пеньке «Писательское содружество», которую сделал своими руками поэт-фронтовик Муса Гали, раскрывает автора как талантливого скульптора-художника. В композиции всего 12 фигур.

- В фондах нашего музея есть интересный экспонат с захватывающим прошлым. Эта незаметная и давно привычная вещь в быту во время Великой Отечественной войны спасла жизнь видного башкирского прозаика, автора исторических романов Гали Ибрагимова.

Во время войны в госпитале тяжело раненый Гали Ибрагимов, теряя сознание, вдруг услышал голос медсестры: «У кого есть ножницы? Не хватает ножниц, чтобы бинты отрезать». Гали изо всех сил вскрикнул: «У меня есть!». Одна из медсестер заметила солдата и подбежала к нему. Тут она обнаружила, что у Ибрагимова тяжелая рана. Ему сделали перевязку и отвели к врачу. Таким образом, обычные ножницы спасли Гали Ибрагимова от смерти. Эти ножницы писатель использовал при стрижке волос и ногтей, для разрезания бумаги. Поэтому они всегда были при нем – в мешке с вещами.

Ножницы, которые прошли военный путь вместе с писателем, вместе со многими вещами и материалами из личного архива Гали Ибрагимова были переданы в Национальный литературный музей РБ дочерью писателя Суекле Ибрагимовой.

Аккордеон Яныбая Хамматова
Рисунки Хакима Гиляжева
Рисунки Хакима Гиляжева
Композиция на пеньке «Писательское содружество» Мусы Гали
Ножницы, спасшие жизнь писателю Гали Ибрагимову
Аккордеон Яныбая Хамматова

Дом-музей Ленина – старинный особняк на улице Достоевского в историческом центре Уфы, где Надежда Крупская прожила свой последний ссыльный год, а Владимир Ульянов (Ленин) в 1900 году пробыл там три недели во время своего летнего приезда.

- Само наше здание является памятником истории. Многие проходят мимо и даже не представляют, какую историю хранит этот дом, - рассказывает пресс-секретарь музея Галия Шамсутдинова. - Еще в дореволюционное время, когда Крупская там находилась в ссылке, сколько известных людей, будущих революционеров, были вхожи в этот дом. Сколько там велось разговоров, которые, по сути, поменяли ход истории в 1917 году. После того как открылся музей, сколько людей в этом доме приняли в пионеры. В Великую Отечественную войну наш музей, кстати, единственный из уфимских, работал от первого дня войны до последнего, принимал посетителей, очень много народу приходило, в том числе высокопоставленных – артистов, чиновников.

- Среди ценных экспонатов у нас есть личные вещи Надежды Константиновны Крупской, - продолжает Галия. - Когда в 1938 году было принято решение об организации музея, связались с Крупской и по ее воспоминаниям воссоздали обстановку тех комнат, которые она снимала. Они в мезонине являются мемориальными. Над обеденной зоной висели часы-ходики, но их в доме не нашли. И Крупская подарила музею часы, подобные тем, что висели тогда, скорее всего, из своей кремлевской квартиры. С тех пор они висят у нас в постоянной экспозиции в мезонине.

После ее смерти музею передали ее личные вещи – пальто, несколько блузок, юбку и пару платьев. Предметы одежды Крупской полностью выставляли только в ее юбилейный год, а так мы их по очереди выставляем, остальное убираем в фонды. Это подлинники.

Настенные часы Надежды Крупской
Настенные часы Надежды Крупской
Одежда Надежды Крупской
Одежда Надежды Крупской
Блузка Надежды Крупской
Пальто Надежды Крупской
Настенные часы Надежды Крупской

- У нас в мезонине много старинных предметов быта, воссоздающих время конца 19 – начала 20 века, раритетных книг. Например, выдающихся русских поэтов Пушкина, Некрасова. Ещё во дворе дома-музея сохранился старинный колодец. Им долгое время никто не пользовался, но в 1990-е годы во время фенольной аварии в Уфе он стал настоящим спасением для работников музея и жителей близлежащих домов. Насосом оттуда выкачали ил и на удивление пошла чистая колодезная вода. Музей никому не отказывал в воде в эти месяцы, когда вода в водопроводах квартир была отравлена. Колодец был полон водой, пока не начали забивать сваи для строительства банка, что теперь находится по соседству. Сейчас колодец находится на своем месте, но воды в нем уже нет, - рассказала Галия Шамсутдинова.

Колодец во дворе Дома-музея В.И. Ленина
А.С.Пушкин. Сочинения
Н. Некрасов
Колодец во дворе Дома-музея В.И. Ленина

Музей Почты, который находится в здании Уфимского Почтамта, был создан в 2010 году и его фонды во многом формировались за счет старой, а порой и старинной почтовой техники и оборудования, которые на тот момент были уже списаны, но по разным причинам всё ещё находились в почтовых отделениях республики. Именно кладовые почтовых отделений играли роль запасников музея, из которых экспонаты перемещались в демонстрационный зал.

- Во многом эта роль сохранилась и сейчас. Поэтому многие сотрудники аппарата регионального управления Почты России при поездках в районы с большим интересом изучают содержимое кладовых отделений почты, зная, что иногда там можно обнаружить много интересного, - рассказал пресс-секретарь УФПС Башкирии Борис Слуцкий.

В этом смысле весьма наглядной является история кованного почтового сундука, изготовленного в самом начале ХХ века и выставленного в настоящее время в Музее Почты. Такие сундуки использовались в почтовой связи в XVII – первой трети XX века и предназначались для перевозки корреспонденции и особо ценных вещей. Массивный металлический корпус и надежные замки должны были надёжно обезопасить содержимое сундука от налётов разбойников и прочих лихих людей, промышляющих время от времени на безлюдных почтовых трактах. Сундук находился в ямщицкой повозке, а сам ямщик вооружен огнестрельным оружием, образцы которого, кстати, тоже представлены в Музее Почты.

После того как в почтовую связь пришли технологии, обеспечивающие безопасность перевозки почтовых отправлений более прогрессивными способами, сундук занял свое место на складе одного из районных почтамтов, где и простоял почти 100 лет. Раритет использовался как место для хранения мешков с сахаром и крупой, реализуемых в почтовых отделениях района. Огромные размеры и толстое кованое железо позволяли держать там достаточные запасы и при этом сохранять их от вездесущих грызунов.

Сейчас сундук находится на почётной пенсии в Музее Почты и всегда вызывает неизменный интерес у посетителей, поражая своими размерами и добротностью.

Почтовый сундук из Музея почты
Почтовый сундук из Музея почты

В музее имеются не менее интересные предметы истории, которые могли бы быть выставлены в качестве экспоната, но вынуждены храниться в архиве. Все, кто приходит в музей, всегда останавливаются у экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Одним из её главных достопримечательностей являются письма-треугольники, отправленные как с фронта, так и в обратном направлении. Каждое из них представляет огромную ценность и содержит много интересных деталей быта военных и гражданского населения того времени.

Один из малоизвестных «почтовых» эпизодов войны связан с трагическими событиями июля 1941 года, которые произошли на территории Хмельницкой области Украины в районе города Каменец-Подольский. Наступающие подразделения вермахта в числе прочих трофеев захватили мешки с письмами полевой почты одной из частей обороняющейся Красной Армии. Вся почтовая корреспонденция была направлена в Германию и находилась там почти 70 лет. В 2010 году захваченные письма были возвращены немецкой стороной Украине по месту нахождения полевой почты, а уже оттуда отправлены адресатам и их родственникам в страны бывшего СССР, откуда были призваны на фронт красноармейцы.

письма-треугольники из Музея почты
письма-треугольники из Музея почты

Несколько таких писем было направлено и в Башкирию, чьи уроженцы, сражавшиеся за независимость нашей Родины, находились в составе воинской части, к которой была приписана полевая почта. Отправителем одного из них был Масхут Якутов из Кушнаренковского района, откуда он был призван в армию и куда 3 июля 1941 года написал письмо девушке. В письме, написанном на татарском языке, он сообщает, что получил её весточку, отправленную ему 14 июня, т.е. еще до начала войны, рассказывает, что его часть прибыла в Каменец-Подольский (письмо еще не успело пройти военную цензуру) и подвергается ударам с воздуха.

Дальнейшая судьба Масхута Якутова неизвестна, найти его родственников также не удалось. Девушка, которой было адресовано письмо, впоследствии вышла замуж. На момент, когда письмо вернулось в Россию, женщина уже ушла из жизни. Предполагалось, что письмо будет вручено её дочери. Однако получать его она не захотела, но и согласия, как законный представитель адресата, на то, чтобы разместить письмо в открытом доступе, не дала. С тех пор весточка с фронта хранится в запаснике Музея Почты УФПС Республики Башкортостан.

В Уфе и по всей Башкирии есть еще много интересных музеев, хранящих удивительные тайны и уникальные экспонаты, связанные с выдающимися людьми и историческими событиями. Советуем не пропускать самую необычную ночь в году - Ночь музеев, которая всегда открывает нам что-то новое и поразительное.

Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас в