Новости Башкортостана и Уфы
62.4
-1.16
64.94
-1.68
111.79
-0.25
12+ °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Культура
26 Февраля , 08:00

Композитор Руслан Шафиков: Я открыт к сотрудничеству с родной Башкирией

В нашей традиционной рубрике «Земляки» представляем интервью с уроженцем Башкортостана, одним из авторов музыки к фильму «Из Уфы с любовью», композитором Русланом Шафиковым. Уже более 10 лет Руслан живет в Санкт-Петербурге и успешно работает в сфере киномузыки.

- Руслан, недавно на Международном кинофестивале в США вы получили золотую статуэтку за лучшую музыку к кинопроекту. Расскажите об этом проекте.

- Награда была присуждена моему саундтреку к проекту «War gеne» 2021 года за лучшую музыку на Международном кинофестивале Accolade, который входит в Топ-25 кинофестивалей мира. По итогам фестиваля я стал лауреатом международной премии Accolade Award of Recognition США (Калифорния).

Режиссёром и продюсером проекта является Стефан Чаповский – профессиональный бодибилдер, президент федерации натуральных бодибилдеров в Санкт-Петербурге и официальный дублер Сильвестера Сталлоне по фильму Рембо 4 и 5. Изначально нас познакомил перкуссионист и балалаечник известной группы «Ноль» Алексей Николаев. Это легендарный коллектив, который знаменит своими хитами: «Человек и Кошка», «Улица Ленина», «Иду курю», «О настоящем индейце». Песни этой группы знакомы миллионам россиян и гражданам Советского Союза. Группа «Ноль» в свое время входила в состав легендарного ленинградского рок-клуба. Так вот, Алексей Николаев позвонил мне в декабре 2019 года и предложил поработать со Стефаном. Мы встретились и всё обсудили. Проект Стефана представлял собой небольшой видеотрейлер к будущему фильму для демонстрации на питчинге или на одном из кинорынков США. Как правило, на питчингах дается всего несколько минут, чтобы представить свой проект коллегии продюсеров, для того чтобы они приняли решение: вкладывать имеющиеся финансовые ресурсы в полномасштабные съемки фильма или нет. Для этого демонстрируются трейлер/тизер, состоящий из кадров к будущему фильму и предоставляется синопсис (краткое содержание будущего фильма).

С режиссером Стефаном Чаповским
Фото:С режиссером Стефаном Чаповским

Так как Стефан вырос на фильмах 80-х и отчасти 90-х годов, у него было четкое желание воплотить стилистику тех лет на экране и в видеоряде, и в музыке. Для этого мы часами переслушивали композиции из известных кинофильмов тех лет: «Рембо» (композитор Джерри Голдсмит), «Терминатор» (композитор Бред Фидель), «Звездный десант» (композитор Бэзил Полидурис). Это было незабываемо. Так как я раньше не представлял себе, насколько это большой и глубокий пласт в киномузыке. Это действительно великие музыканты и композиторы своего времени, творчество которых до сих пор актуально.

Со Стефаном мы создали саундтрек к его проекту. И он уже готовился полететь с Лос-Анджелес, чтобы показать его Сильвестру Сталлоне и другим своим друзьям. Но из-за пандемии границы оказались закрыты. Мы со Стефаном немного расстроились, но все же нашли выход и применение трейлеру. Он отправил его на кинофестиваль «Accolade», который ежегодно проходит в Калифорнии и входит в Топ-25 лучших и самых известных кинофестивалей мира. При оформлении работы члены жюри обратили особое внимание на саундтрек и предложили Стефану выставить в номинации на лучшую музыку. Это было неожиданно: мы не предполагали, что среди многих тысяч работ, которые присылаются на этот кинофестиваль со всего мира, мы можем занять какое-то место. В итоге наш саундтрек стал лучшим, а мы – победителями. Хочется отметить, что в соседней номинации победителями стали актеры Мэтт Деймон (известный по фильмам «Отступники», «Форд против Феррари», «Марсианин», «Ультиматум Борна», «Одиннадцать друзей Оушена») и Лиам Нисон (актёр из фильмов «Список Шиндлера», «Звёздные войны», «Бэтмен», «Темный рыцарь», «Снегоуборщик», «Воздушный маршал»).

Для меня было огромной честью узнать, что я, как музыкант, оказался на одной ступеньке среди победителей соседних номинаций с такими выдающимися актёрами современности! Конечно же, в это верилось с огромным трудом. И если бы не пандемия, то я, не задумываясь, съездил бы на этот фестиваль вживую. Окончательно я смог в это поверить только, когда мне пришла по почте золотая статуэтка из Америки. Надо сказать, что это очень увесистая и тяжелая награда. Она сделана на том же заводе, где делаются статуэтки Оскара, покрыта настоящим 24-каратным золотом, имеет свой индивидуальный номер и реестр. Когда я впервые взял ее в руки, я ощутил восторг, прилив сил и желание творить дальше, создавать музыку к новым кинопроектам.

- А с родной Башкирией вы как-то сотрудничаете?

- В декабре 2021 года состоялся официальный визит башкирской делегации в Республику Беларусь. При подготовке этого события ко мне обратилась одна петербургская медиа-компания, которая готовит видеопрезентации и показы. С этой компанией я уже многократно сотрудничал, но в этот раз была особенная задача государственной важности: создание музыкального гимна для презентации Республики Башкортостан во время официального визита в Республику Беларусь делегации во главе с Радием Хабировым. Гимн должен был достойно отображать высокие достижения во всех представляемых Башкортостаном отраслях промышленности. Я не мог отказаться, тем более, что сам родом из Башкирии и участвовать в представлении родной республики на международной арене в другом государстве – для меня огромная честь. Получив видеоряд, в котором транслировались и перечислялись различные достижения народного хозяйства Республики Башкортостан, я приступил к написанию гимна.

Также с гордостью могу сказать, что я написал музыку для демонстрации стенда Республики Башкортостан в виде огромного макета двигателя на Петербургском международном газовом форуме в октябре 2021 года. Стенд Республики Башкортостан стал изюминкой форума и центром притяжения многочисленных гостей мероприятия.

Таким образом, это уже второе правительственное мероприятие, связанное с Башкортостаном, в котором я принимаю участие, как автор музыки. Но при этом работаю через петербургские компании практически инкогнито. Я не гонюсь за славой или каким-либо поощрением. Я очень рад, что смог достойно представить свою родную Башкирию на этих двух крупных международных проектах. Хочу сказать, что я открыт к сотрудничеству в любой форме с родной республикой. И буду рад принять участие в новых проектах, как композитор и автор музыки.

- В Башкирии вы провели детство и юность. Как начали заниматься музыкой?

- Я родился в городе Октябрьском. 7 лет учился во второй школе искусств. Тепло вспоминаю Любовь Петровну Маслову. У неё проходил первоначальное обучение по классу баяна, также она стала моим первым педагогом по композиции. Благодаря ей начал сочинять музыку. Многократно принимал участие в конкурсах как баянист и параллельно участвовал в республиканских конкурсах композиторов. В 2000 году стал лауреатом конкурса композиторов им. Чайковского в Воткинске. Потом два года учился по классу баяна в Октябрьском у Юрия Кирилловича Никифорова – завкафедрой народных инструментов в Октябрьском музколледже, руководителя народного ансамбля «Раздолье».

с Николаем Махнеем

— Знаю, что в Уфе вы учились в Средней специальной музыкальной школе у известного педагога Николая Махнея, который воспитал много лауреатов. У вас были успехи в исполнительской сфере?

— Учась у Николая Ивановича, я постоянно принимал участие в многочисленных концертах по линии Минкультуры. Практически всегда представлял отдел народников с выступлением на баяне. Был стипендиатом Всероссийского детского фонда. По классу композиции учился у Ильдара Изильевича Хисамутдинова. В 2003 году получил 1 место на конкурсе молодых композиторов среди музучилищ и ссузов.

Потом я одновременно поступил в Уфимскую академию искусств и в Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, который окончил по специальности звукорежиссер кино и ТВ. Это больше техническая специальность, чем творческая, и на какое-то время процесс создания музыки прерывался. После этого обучался в этом же вузе дополнительно в аспирантуре по специальности «продюсирование кино и ТВ».

С 2007 года, работая на телеканале 100ТВ (сейчас это телеканал «Санкт-Петербург») вновь начал писать музыку. Это была музыка для телезаставок, документальных фильмов. Одной из первых значительных работ был цикл документальных фильмов «легенды Ленфильма». Каждая работа была посвящена тому или иному известному художественному фильму, отснятому на Ленфильме («Дама с собачкой», «Осенний марафон», «Хрусталев, машину!» и другие).

— Как вы попали в кинематограф? Какая работа была первой?

— В кинематограф я попал с момента поступления в вуз, так как специализировался в сфере кино. Студенты постоянно снимали короткометражки и дипломные работы, я принимал участие в этих учебных работах, знакомился с будущими режиссерами и продюсерами. Одной из первых серьезных работ, в которых я принял участие, был сериал «Дорогой мой человек». Это был 2011 год. Там я писал внутрикадровую музыку — так называется музыка, которая звучит из громкоговорителей или в машине из радио. То есть в фильме был композитор, который написал всю музыку для кино традиционную (закадровую).

Во время обучения в аспирантуре я написал музыку к короткометражному фильму «Капусторуб», который взял приз за лучшее звуко-музыкальное сопровождение в фильме. Это была одна из первых наград на фестивалях. А первой работой в полнометражном кино стал фильм «Из Уфы с любовью» Айнура Аскарова.

— В этом фильме в качестве создателей музыки указаны сразу трое — вы, Ильдар Шакир и Камиль Абдуллин. Как поделили поле деятельности?

— В этот проект меня пригласил Айнур Аскаров по рекомендации Камиля Абдуллина, за что ему огромное спасибо. Это был первый для меня опыт в большом кино. Получил массу позитива и удовольствия от совместного сотрудничества. В этом проекте каждый из композиторов занимался своей частью работы, абсолютно никому не мешая. В итоге получилось то, что большинство зрителей по достоинству оценило. А так как кино — это синтез искусств, то конечный результат всегда оценивают после просмотра фильма. Зачастую по принципу: понравился фильм или нет, редко, когда выделяют какой-то отдельный цех (работу оператора или сценарий).

- Как происходит процесс создания музыки для кино? Это обычное производство или все-таки есть что-то волшебное, мистическое в этом?

- Выстраивание отношений между композитором и режиссёром фильма – это часто очень длинная история от одного проекта к другому. Чаще всего эти отношения раскрываются на третьем или четвертом проекте, редко когда сразу на первом, и эти взаимоотношения становятся постоянными и длительными. Не важно, крупный это проект, или небольшой рекламный ролик.  И где-то на 5-м или 6-м проекте режиссёру уже не нужно ничего говорить о том, какая здесь нужна музыка в кадре, и что он хочет изобразить. Режиссёр просто передает тебе свой проект (готовый видеомонтаж) и полностью тебе доверяет, как художнику и творцу. Бывает даже такое, что режиссер обращается со словами: «Брат, мы тут сняли кино, но получилось не очень. На тебя вся надежда. Спасай…» В этом случае прикладываются все возможные усилия, чтобы оправдать ожидания режиссёра.

Также режиссёры часто приходят со своими референсами (примерами музыки из других кинофильмов, чаще всего западных) и говорят, что нужно написать также. Это всегда очень деликатный и тонкий момент. Часто бывает, что монтаж фильма уже сформирован под ту музыку из подбора, которую насобирал режиссёр из западных саундтреков к известным фильмам, и уже все привыкли к этому звучанию: и монтажер, и режиссёр, и продюсеры, сто раз пересмотревшие материал под музыку из референсов. Если на этом этапе просят написать музыку, то часто это становится трудноразрешимой задачей, так как можно легко загнать себя в рамки ожиданий режиссера и продюсера. Они всегда будут ждать практически точной копии или максимально точного повторения музыки из подбора.  Неопытный композитор в таких случаях, чтобы уже быстрее сдать свой проект, начинает делать копию того саундтрека, что звучит на монтаже, например, саундтрек Ханса Циммера из кинофильма «Гладиатор» или «Интерстеллар». Но неожиданно для всех получается хуже, чем в оригинале. И режиссёр с продюсером вновь в недоумении: «Ну как же так, вот же был референс, там же всё понятно, а стало только хуже».

Так вот, опытный композитор никогда не делает так, чтобы было «похоже, но похуже». В этих моментах важно отключаться мыслями от референса, попытаться уловить основную мысль, изложенную в этих примерах. Уловить краски, настроение, жанр и …сделать по-своему. Только создав свою музыку, можно добиться максимально возможного результата, а не сделав копию чьей-то музыки. Поэтому те, кто копируют, получают копейки, а профессионалы – достойную оплату за свой труд.

Киномузыка всегда должна жить и развиваться. Можно, например, отключить картинку (видеоизображение фильма) и просто слушать музыку из кинофильма, и мы сразу понимаем, что это музыка из кино. Не из песни, презентационного фильма или рекламы, а именно из кино. Так как музыка из кино – это отображение человеческой души, настроения, дыхания и мыслей. В каждой фразе должны чувствоваться жизнь и развитие. Если нет развития, то это уже не киномузыка, просто звуковые обои, которыми рулон за рулоном раскатывают и заклеивают образовавшиеся смысловые дыры в звучании фильма.

Точно также есть выражение «оформить музыкой фильм» – это вновь история про «звуковые обои». Когда некий человек с обязанностями музыкального редактора сидит в интернете или своём личном музыкальном архиве и подбирает музыку к фильму, чтобы «оформить» кино. При этом вся эта музыка абсолютно разная, не прослеживается четкой линии основной темы (главного героя, например) или темы противопоставляемого персонажа. Композитор в кино не занимается оформлением музыкой, а именно пишет музыку, сочиняет её, но никак не оформляет и не является оформителем. Оформлением занимаются совершенно другие люди, не имеющие никакого отношения к написанию музыки.

«Короли лыж. Кто получит золото Пекина?». Документальный фильм. Автор музыки - Руслан Шафиков

- Бываете ли вы на съемочной площадке или всё происходит за компьютером? Привлекаются ли к записи  живые инструменты, оркестр?

- Нет, на съёмочной площадке я не бываю, это незачем. Зачастую на съемочной площадке режиссёр еще сам не знает, какой это получится фильм. Бывает такое, что снимается один материал по одному сценарию, неожиданно этот сценарий перекраивается, соответственно переделывается монтаж, делаются какие-то досъёмки, и фильм уже становится не похож на первоначальную версию. Поэтому я всегда жду уже готовый монтаж (пусть с зеленым экраном «хромакеем» в кадре, с черновым звуком, но это уже материал, с котором возможно работать).

За редким исключением возможно присутствие на площадке, когда в фильме есть музыкальные номера. Например, если играют пианист на рояле или струнный квартет. В этом случае необходимо контролировать, чтобы исполняемое в записи совпадало с движениями рук и пальцев в кадре, чтобы мы не обманывали зрителя. Например, когда мы видим в кадре две руки пианиста, состоящие из 10 пальцев, а в это время в музыке звучит фортепианная партия, как будто у музыканта 20 пальцев и четыре руки, такой пианист-мутант, – профессиональным музыкантам это всегда заметно.

В последнее время в киномузыке идет тенденция на использование живых инструментов и оркестра. Сам стараюсь записывать, когда позволяют возможности и бюджет проекта. Но часто продюсеры экономят на этом, зная, что можно написать всё на компьютере и будет звучать «не хуже». Да, с помощью компьютера можно многого добиться при использовании различных красок в звучании или даже оркестра. Современные компьютерные возможности позволяют делать то, чего ни один оркестр мира не сможет технически исполнить. Но, хочу сказать, что ничто не заменит живого исполнения на инструментах симфонического оркестра, когда нам действительно нужно передать живые краски. И тянущаяся нота на струнно-смычковых самой лучшей компьютерной библиотеки будет звучать уныло и мертвым звуком в отличие от той же тянущейся ноты на живом инструменте.  Я считаю, что пока еще технические возможности сэмплеров не достигли того уровня, способного абсолютно полностью заменить симфонический оркестр.

Я стараюсь комбинировать звучание и очень много использую компьютер в своей работе. То есть там, где необходимо живое звучание, мы можем записать инструменты оркестра. А если нужно внести синтетические краски для дополнения общей фактуры, мы используем различные библиотеки синтезированного звучания. Например, в тех моментах, когда не хватает низких частот в оркестре и нужно добавить басовую составляющую. Практические все ударные инструменты в саундтреках взяты из библиотек. Я придерживаюсь того, что, если мы используем синтезированный инструмент, то он не должен имитировать чье-то звучание, а должен вносить новые краски в звучание уже существующих записанных живых инструментов, дополнять их, создавая некий гибрид синтеза и живого звучания. 

- Что больше всего захватывает вас в создании киномузыки?

- Невозможно писать киномузыку, если она не захватывает. Я люблю свою работу и свой ритм жизни, в котором эта музыка создается. Каждый день я просыпаюсь с мыслью написать что-то новое. И каждый раз, переходя из одного проекта в другой, я буквально переламываю себя, чтобы начать заново, не повторяясь и пытаясь пройти очередной проект новым для меня творческим путём, с новыми приёмами и методами создания музыки. Важно относиться к своей профессии не как к какой-то халтуре, которую нужно быстро закончить и перейти к следующей. Важно полностью себя отдавать каждому проекту без остатка, пропускать через себя, через свою душу. И только тогда будет результат. А халтура никогда и никому не будет нужна. Важно оставаться профессионалом.

- Вы следите за развитием кино в родной Башкирии?

- Да, периодически у коллег в Инстаграме наблюдаю активность и понимаю, что кино в республике движется, снимаются новые интересные фильмы. Рад, что при этом оказывается поддержка руководством республики на самом высоком должном уровне. Надеюсь, эта тенденция сохранится, и мы увидим новые киноработы на известных международных фестивалях и в прокате (онлайн платформах и кинотеатрах страны).

Прорыв в башкирском кино произошёл гораздо раньше выхода фильма «Из Уфы с любовью». Когда я увидел, насколько профессионально и правдиво сняты первые киноработы Айнура Аскарова – короткометражки «Енмеш» и «Дикий мёд», я сразу поймал себя на мысли: вот он, рывок и настоящий скачок в светлое будущее нового башкирского кино. Еще, будучи не знакомым с Айнуром, я бросился показывать эти короткометражки своим коллегам в Санкт-Петербурге и Москве, благо уже были доступные ссылки в интернете. И многие их по достоинству оценили. Это был тот момент, когда я был очень восхищён тем, что на моей родине создаются современные фильмы международного уровня. Фильм «Из Уфы с любовью», действительно, стал первым фильмом в истории башкирского кино, когда не нужно было специально загонять людей в кинотеатры, зрители сами шли смотреть этот фильм, а многие даже по несколько раз пересматривали. Такая ситуация была не только в Уфе, а по всей Башкирии. Был настоящий аншлаг и успех. Это стало прецедентом. Многие молодые и начинающие кинематографисты в Башкирии поверили в свои силы. Режиссер Айнур Аскаров, конечно же, стал на тот период примером для многих и путеводной звездой. Надеюсь, что этот уровень и тот потенциал, которым сейчас заряжен весь башкирский кинематограф, не будет растерян.

- А качеством отечественного российского кинематографа вы довольны?

- Отечественный кинематограф – очень обширное понятие. Есть телевизионное производство, есть полнометражные кинопроекты и также есть короткометражки. В каждом вышеперечисленном своя специфика и свои сложности. В целом, наш отечественным кинематограф, если мы говорим о большом кино, конечно же, опирается на западные ценности и западное кино. И от этого уровень нашего кино растет из года в год. Но есть режиссёры, которые, кажется, вообще не смотрят новые фильмы и не следят за тем, что происходит, снимая из года в год одно и то же, повторяя это, как некую мантру. Поэтому не всё так однозначно.

- Вы беретесь за каждый заказ, который поступает?

- Нет, не всегда. Во-первых, я часто уже занят на каком-либо проекте, во-вторых, проект может быть мне не интересен с точки зрения конечного результата на выходе. На текущий день при общении с продюсерами очень важным моментом является возможность записать живые инструменты в проекте. Пусть это не оркестр, но хотя бы струнный квартет, или даже соло одного инструмента, но записанное в исполнении музыканта на живом инструменте. Это всегда обогащает рисунок и мелодическую линию в общей музыкальной фактуре. И музыка начинает жить, раскрываться, как бутон цветка.

- Почему вы решили переехать в Петербург?

- Изначально, как уже рассказывал, я приехал учиться. Этот город мне понравился тем, что здесь абсолютно творческая и доброжелательная атмосфера, много интересных мне людей, коллег по киноделу. Здесь находится крупнейшая в стране легендарная студия «Ленфильм», которая создала практически половину всего Золотого фонда кино России. Город пропитан духом, мыслями и историей выдающихся людей, которые в нем когда-то жили. Стоит только посмотреть на таблички в центре на старинных особняках – на некоторых из них можно увидеть одновременно по 20 выдающихся личностей. Конечно же, это белые ночи, музыкальная и киножизнь. Всё это оправдывает название Культурной столицы России.

- Каким вы видите свое будущее – планируете ли развиваться еще в каких-то творческих направлениях?

- Свое будущее я вижу в своем настоящем: это работа в киномузыке, в том, что меня вдохновляет и является движущей силой жизни. Я открыт к сотрудничеству с исполнителями на симфонических инструментах, ансамблями и симфоническими оркестрами. Считаю, что будущее отечественного кинематографа неразрывно связано именно с живым исполнением на музыкальных инструментах. Один из выдающихся кинокомпозиторов современности отметил, что именно благодаря киномузыке множество симфонических оркестров по всему миру имеют работу, так как современный слушатель в основном слушает и воспринимает симфоническую академическую музыку через кино. Даже того не осознавая, практически каждый, кто просматривает кино в любой точке земного шара с абсолютно любого устройства, будь то смартфон, планшет, телевизор или компьютер, – слушает киномузыку, записанную с участием симфонических академических музыкантов. А значит, есть огромный потенциал для интеграции высокой культуры в массы, если ставить самые высокие цели и задачи, реализовывать самые неожиданные идеи в киномузыке.

- Спасибо, Руслан, желаю вам больших успехов на творческом пути!

Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас в