Новости Башкортостана и Уфы
93.59
+0.15
99.79
+0.07
90.63
+0.22
9+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Культура
26 Ноября 2021, 16:45

В Уфе обсудили необходимость открытия музея современного искусства

В Уфе запустили серию дискуссий «Содружество ZAMAN. Активация». Первый public talk был посвящен теме «Уфа на культурной карте России».

Развивается ли в Уфе современное искусство? Есть ли необходимость в создании институции современного искусства? Как оценивается положение художников в арт-среде региона?

Об этом говорили на первой публичной встрече. В ней в качестве модератора приняли участие арт-критик, шеф-редактор сайта artguide.com и русской версии GARAGE Magazine Мария Кравцова; искусcтвовед МСИ ZAMAN Мария Филатова, директор галереи «Мирас» Виолетта Ибатуллина, художники Расих Ахметвалиев и Александр Соболев. Активное участие в дискуссии приняли и горожане, собравшиеся в зале.

По словам Марии Филатовой, команда музея современного искусства «Заман» в настоящее время формируется. Будущую коллекцию собирают с привлечением московских кураторов и экспертов из регионов.

«В концепцию музея входят творчество художников из Челябинска, Перми, Ижевска, Йошкар-Олы, Чебоксар, Казани, Самары, Оренбурга. Сейчас изучаем искусство этих городов и окрестностей. Начали с Уфы. Музей должен обладать коллекцией, некое содружество художников уже появилось. Будут выставки, коллекция будет расширяться, будем организовывать экспозиции в Москве и Санкт-Петербурге», - сказала Филатова.

Она отметила, что в регионах формируется мощное, брутальное искусство, которое стоит показывать.

«Мы хотим рассказать миру о себе, о большом регионе, каждому городу, области друг о друге. Художники разобщены, они интроверты, в основном общаются мало. Не знают, кто и что делает. Нужно дать им возможность общаться, перенимать опыт, было ощущение «самости», важности своего искусства. Далеко не все воспринимают современное искусство, есть и отрицательное, осторожное негативное отношение. С появлением музея хочется достичь свободы мышления», - сказала она.

Мария Кравцова добавила, что не каждый художник, который работает сейчас, будет называться современным, как и не всякое искусство будет называться современным.

«Мы говорим об определенном поле, феномене, на котором будет работать музей «Заман». До того момента, пока музей откроется, он будет существовать как музей без стен», - сказала она.

О том, когда уфимское искусство стало современным, ответила директор галереи «Мирас» Виолетта Ибатуллина.

- Многие процессы шли параллельно, и конкретную назвать сложно. Для галереи «Мирас» современное искусство тесно связано с группой «Чингисхан». Это ряд событий друг за другом привел к четкому очертанию массы художников, которые мыслят и работают по-другому. Думаю, этому способствовала первая молодежная выставка в 1987 году, где были представлены работы многих художников. Уже тогда даже развеска картин была нетрадиционная, это был прекрасный повод задуматься о том, что есть другое искусство. Важной фигурой был Наиль Лутфуллин — идейный вдохновитель этого течения в Уфе», - пояснила Виолетта Ибатуллина.

Художник Расих Ахметвалиев предложил систематизировать эту информацию в рамках будущего музея, как все это происходило в Башкирии. Поддержал коллегу художник Василь Ханнанов.

«У нас нет хороших искусствоведов, которые бы по полочкам разложили творчество современных художников. Для этого нужны энтузиасты. Есть много материалов, которые нужно переработать», - сказал он.

Уфимская активистка Юлия Хакимова призналась, что музей современного искусства ждали.

«Музей будет вынужден взять на себя функции не только музея, но и музея вообще городской культуры и здравого смысла. Так как предпосылок для создания и появления других проектов в городе я не вижу. Есть проблема отсутствия ценности экспертизы, причем это проблема не только современного искусства в нашем городе, но и в транспорте, например, и других сферах жизни. У нас нет культуры спрашивать экспертного мнения. На музей современного искусства возлагаются такие надежды и ожидания, превышающие, пожалуй, ту нагрузку, которую команда сама хотела бы нести», - сказала Юлия.

Она напомнила, что 10-15 лет дополнительные функции на себя брали торговые центры, сейчас музей современного искусства будет таким «героем».

«Мы далеко от Москвы, чтобы среда поддерживалась и формировалась. Не у всех есть возможность слетать на выходные посетить столичную выставку. И не всем это нужно. Я вижу очень много ребят 18-20 лет, готовых в этом направлении развиваться. Возможно, они пока не обладают экспертизой. Но если представить наш город и среду как пещеру, в которой нужно поддерживать очаг, чтобы, когда родится «герой», он не погиб от переохлаждения», - сказала она.

На публичной лекции также поступило предложение открыть институт на базе музея современного искусства, как это сделано в Москве на Винзаводе, сделать арт-резиденцию, куда бы приезжали художники из разных регионов.

Мария Кравцова подчеркнула, что музеям нужно меняться, отвечая на требования времени.

«Я знаю, какими интересными могут стать музеи всем — туристам, горожанам, детям. В 2010 годы пережили всплеск конкуренции со стороны частных институций, что заставило реформироваться большие московские музеи. Реагирование на требования времени и общества болезненны. Третьяковская галерея — наш главный национальный музей, стал расширять интерес и делать выставки западного искусства, азиатского, индийского. Меняет и структуру изнутри. На самом деле музей - это не про выставки. Это площадка, которая формирует новые правила социального взаимодействия. В Третьяковке через скандалы и боль формируется новая доступная среда. Возможность посетить выставку должна быть и у мамы с ребенком, которого надо кормить и пеленать, для школьников, с которыми надо говорить на своем языке. Для пожилых, людей с инвалидностью: а ведь часто картины висят высоко, и человек просто не может их рассмотреть. Музей должен быть доступен и для людей с ментальными особенностями. Это то, что нужно сейчас нашему обществу. И музей вырабатывает эти новые правила», - объясняет Кравцова.

По ее словам, современное искусство развивают не отдельные люди. Его практики определяются институтами, институциональными системами, в рамках этих систем развивается искусство. Это художники, критика (через критику говорит публика), это публика, для которой все это делается, это музей, выставочная система, репрезентация, образование, рынок.

«Надо поддерживать все, так как разные культурные форматы востребованы разными людьми. Навязать что-то одно не можем. Мы будем развиваться, когда у нас будет разнообразие предложений», - сказала Кравцова.

Куратор галереи «Мирас» Ольга Рамазанова призналась, что уфимский зритель достаточно восприимчив к новому.

«Это мы ощущаем по последним проектам особенно. Выставка, которая сейчас проходит — это кураторский проект, который объединил художников Уфы и из России и других стран. Мы видим, какое количество зрителей посещает галерею ежедневно. Уфимец готов к потреблению хорошего, качественного искусства», - сказала Ольга.

Она отметила, что Уфе не хватает привозных проектов.

«Для формирования искусства в целом необходимо «насматривать» взгляд для ориентира. В формате галереи мы занимаемся и просветительской деятельностью: о выставленных работах можно прочитать, а кураторы с радостью ответят на вопросы», - сказала Ольга Рамазанова.

Куратор галереи «Мирас» призналась, что в культурном сообществе Уфы всегда мечтали о создании музея современного искусства.

«Надеемся сформировать среду, взращивать художников, открывать творческие лаборатории, которые в рамках музея будут возникать, и это будет способствовать формированию искусства в целом», - констатировала она.

Согласилась с коллегой и Виолетта Ибатуллина, отметив, что в настоящее время в Уфе не хватает живой среды, она есть, но наличие больших галерей, профессиональных молодых людей с другим взглядом на искусство положительно скажется на развитии современного искусства.

Художник Василь Ханнанов посетовал, что количество публики, приходящей в музей на выставки, сокращается с 2015 года.

«Люди перестали приходить в музей, с пандемией ситуация только ухудшилась. Раньше в год проводили по 20 выставок, сейчас пропали сподвижники и соратники. Уфе нужен большой музей современного искусства, чтобы туда приходили молодые люди и сетчаткой глаз впитывали искусство. Музей Нестерова — позорище для такой большой Уфы, в других регионах — огромные площади. Обидно за наш регион, за Уфу, где талантливых художников больше, чем в остальных регионах», - сказал Ханнанов.

Арт-критик Кристина Абрамичева рассказала о деятельности галереи Х-Мах, как единственной галерее, которая привозила художников из других регионов.

«Мне бы хотелось, чтобы в музее будущего интересовались не только классическим изобразительным искусством, которое понятно в контексте. Чтобы были актуальные жанры, к примеру, видео-арт и инсталляции, а не замыкались на классическом модернизме. Местная публика нашей галереей подготовлена к продолжению работы с современным искусством, не хватает паблик-арта», - сказала Абрамичева.

Она упомянула фигуры на улицах Уфы, отметив, что это формирует вкус зрителя, горожанина.

«У нас есть скульптуры, но они находятся за стенами галерей. Хотелось бы, чтобы был создан художественный совет, который поднимет статус экспертного мнения в городе, что позволит влиять на то, как выглядят наши города», - сказала Абрамичева.

Поэт Айдар Хусаинов рассказал о работе газеты «Истоки» и разработке идеологии «Уфацентризм».

«Для эффективной работы необходимы регулярные встречи по обмену мнениями. Это позволит держать руку на пульсе», - сказал он.

Художник Александр Кайдалов, представляющий галерею народного искусства «Урал», выразил надежду, что новый музей «позволит начинающим, далеким от искусства художникам сделать свою первую выставку».

«Галерея «Урал» с 1994 года выполняет эту функцию. И было бы круто, чтобы эта практика была расширена. Как свободный микрофон», - сказал он.

Горожанин Виталий Федотов признался, что ждет от новой институции защиты и легитимизации.

«Чтобы художника признали таковым. Сейчас живем в такое время, что творчество может кого-то обидеть или оскорбить. Так было бы хорошо, чтобы институция могла авторитетно завить — это творчество, это картина», — сказал он.

Также на публичной встрече прозвучало мнение, что в Уфе есть возможности для роста. Нужны эксперты, которые бы развивались в этой среде.

«Подобные встречи, посвященные разным областям творчества, музей ZAMAN будет продолжать. В частности, планируется встреча для театралов, музыкантов и писателей», — сказала руководитель посольства музея современного искусства ZAMAN, председатель комиссии по культуре, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Башкирии Алия Ахмадуллина.

Автор:Розалия Валеева
Читайте нас: