Новости Башкортостана и Уфы
92.26
-0.33
99.71
-0.56
86.97
-0.03
-3 °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Культура
20 Декабря 2020, 01:37

Премьера спектакля «Амеля»: на сцене Башкирского театра появилась своя Наташа Ростова

Роман Шумнов
Роман Шумнов
На Малой сцене Башкирского академического театра драмы им. Мажита Гафури состоялась премьера спектакля по мотивам романа Николая Крашенинникова «Амеля». Башдрама, несмотря на пандемию и идущий в театре ремонт, вновь продемонстрировала готовность к экспериментам и необычным творческим решениям.
Театр впервые предложил сценическое воплощение этого произведения русского писателя, в прежние годы даже входившего в программу башкирских школ. Роман был написан в 1915 году и повествует о башкирке-сироте Амеле, которую в Оренбурге вырастила, как родную дочь, русская дворянка Анна Петровна. Получив хорошее воспитание и образование, встретив приличную партию для замужества, Амеля, чувствуя зов крови, всё-таки уходит в степь, к своим сородичам. В качестве главной темы спектакля постановщики определили самоидентификацию главной героини.
«Мы открыли, оживили это произведение, вдохнули в него жизнь. Исходя из особенностей пластического спектакля, убрали многие фрагменты. Но, если в книге главная героиня уходит, полюбив другого мужчину, мы оставляем финал открытым. Амеля хочет изменить жизнь башкир, сделать ее лучше. Она способна стать первой женщиной-просветителем. Несмотря на навязанный ей уклад жизни, смену веры, через душевные трансформации она возвращается к самой себе», - рассказала «Башинформу» завлит театра Азалия Балгазина.
Инсценировку романа Азалия написала еще пять лет назад. Правда, после принятия решения о постановке пластического спектакля весь сценарий пришлось переписать под новую концепцию. Сценарист нашла интересный ход – организовать прозаический материал, как рассказанный в письмах. Интересно, что говорят актеры на трех языках - русском, башкирском и французском.
Художественный руководитель постановки, главный режиссер театра Айрат Абушахманов хотел, чтобы на сцене Башкирского театра появилась «своя Наташа Ростова». «Мне очень понравилась тема, сочетающая башкир и русских, мусульманство и православие. Этот материал литературно очень описательный, в нем много моментов, которые можно было выразить эмоционально через пластику», - отметил Абушахманов.
В результате спектакль получился в синтетическом жанре, сочетающем драматическое действо, насыщенный музыкальный пласт и средства хореографии. Для Алины Мустаевой - с 2020 года штатного хореографа-постановщика Башдрамы, после проектов в разных театрах вернувшейся в родную Уфу, новая работа стала знаковой. Алина призналась, что этот спектакль и ее заставил задуматься о собственных корнях, стал точкой возвращения к истокам.
«Для меня роль режиссера-хореографа – новая. Материал оказался трудный, интересный и необычный. Это история – про нас сегодня с вами. Тема самоидентификации – одна из самых главных тем спектакля. Настолько перемешалась наша кровь, что важно определить свою нацию, свою религию, найти самого себя, свое призвание», - размышляет Алина Мустаева.
Для исполнительницы роли главной героини Гульнары Казакбаевой это не первый пластический опыт. Ранее ей приходилось работать с Ольгой Даукаевой в спектакле «Я сотворил тебя».
«Современный актер должен быть универсальным – уметь и петь, и танцевать. Когда пришла Алина Мустаева, я была полностью готова – и морально, и физически. Запомнить схемы контемпорари очень сложно и за эти дни, можно сказать, я иссякла. Но я очень счастлива, что у меня есть такая роль», - рассказала Гульнара журналисту агентства «Башинформ». Как призналась актриса, образ и чувства Амели ей очень близки.
«Когда я пять лет училась в Москве (в ВТУ им. М.С. Щепкина. - Ред.), плакала ночами, тоскуя по Башкортостану. В те дни даже сочинила оду своей республике. Я патриот, мои дети Фатима и Буранбай разговаривают на башкирском языке, поэтому этот образ мне очень близок. Изнутри я ее очень сильно понимаю, поступила бы так же, по зову крови», - говорит Гульнара.
Актриса отметила, что Алина Мустаева давала им хореографическую основу, а дальше в выборе движений уже исходила из внутреннего наполнения и физической подготовки каждого актера. Рисунок танца в процессе репетиций менялся много раз. Как призналась хореограф, у второго состава (Гульназ Хайсарова, Айнур Ситдиков) пластический рисунок будет отличаться, их «Амеля» – еще в процессе рождения.
Как всегда, спектакль Башдрамтеатра запоминается актерскими работами. Чисто драматические роли Анны Петровны, Ахмета Бакирыча, Маман сыграли опытные мастера – народные артисты Башкортостана Гульнара Амирова, Алмас Амиров, Алсу Галина. В роли Дорнбильда выступил актер Урал Аминев, уже имеющий обширный хореографический опыт и не побоявшийся несколько лет назад сыграть на башкирской сцене образ великого Рудольфа Нуреева. С большой ответственностью подошла к работе над ролью Амели в детстве 8-летняя Фатима Нуриева.
Незабываемое обаяние спектаклю придает многослойная музыкальная партитура. Оригинальная музыка, созданная петербургским композитором и музыкантом Олегом Гудачёвым, сочетается с классическим вокализом Рахманинова и пьесами Урала Идельбаева. Башкирские народные песни в исполнении Алсу Бахтиевой и актера-кураиста Сагидуллы Байегета звучат как тот самый зов крови, которому невозможно противостоять. В музыкальной насыщенности спектакля большая роль отводится живому оркестру театра.
Всё театральное действо разворачивается в лаконичной сценографии (художник из Санкт-Петербурга Екатерина Малинина) и с минимальным реквизитом. Айрат Абушахманов допускает возможность, что спектакль может быть перенесен на большую сцену.
Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: