УФА, 9 сен 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Сегодня свой знаменательный юбилей отмечает Гюлли Мубарякова, чье богатое творчество составляет яркие страницы башкирского театрального искусства. Вот уже много лет любая ее роль является новым словом на сцене национального театра.
Гюлли Арслановна Мубарякова родилась 9 сентября 1936 года в Уфе. Росла и воспитывалась в семье выдающихся деятелей театра - Арслана Мубарякова и Рагиды Янбулатовой.
Гюлли окончила уфимскую среднюю школу №3, которая находилась недалеко от дома. Несмотря на то, что отец был категорически против театральной карьеры дочери, Гюлли Мубарякова в 1954 году поступила в Башкирскую студию актерского отделения ГИТИСа им. А.В. Луначарского, где училась у выдающихся педагогов Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. В Москве Гюлли Арслановна познакомилась с земляком, студентом Литературного института Рафаэлем Сафиным, который вскоре стал ее верным спутником жизни.
После успешного завершения учебы в 1959 году Гюлли Мубарякова начала работать актрисой Башгосдрамтеатра, очень скоро вошла в числе ведущих. Многие годы она состоит членом художественного совета. В 1996-1997 годы являлась главным режиссером театра. Одновременно с 1968 года преподавала на кафедре режиссуры и мастерства актера театрального факультета УГИИ. С 1961 года входит в Союз театральных деятелей. С 1993 года является профессором.
В 1960 году Гюлли Мубарякова дебютировала в роли Ольги в спектакле «Годы странствий» по пьесе Алексея Арбузова, создав достоверный романтический образ молодой девушки.
Актриса вспоминает, что первой ролью, сделавшей ее знаменитой, стал образ Шафак в трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Она признается, что каждую из многочисленных своих работ любит по-особому. Ранние роли Гюлли Мубаряковой (Пальмира в трагедии Франсуа-Мари Вольтера «Магомет», Нэркэс и Зумрад в трагедии «Нэркэс» Ильшата Юмагулова, Алиман в спектакле «Мать-Земля» по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле») обусловили ее репертуар и определили основной характер творчества.
Классическая и современная трагедия стали определяющим жанром в творчестве Гюлли Арслановны. Очень скоро она выросла в актрису большой внутренней силы, глубокого драматизма, высокой сценической культуры, достигшую подлинно трагедийного звучания в сложных психологических образах.
К наиболее известным театральным работам Гюлли Мубаряковой, созданным ею в разные годы. относятся: Хафасы («Матери ждут сыновей» Асхата Мирзагитова), Сарвар («Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова), Мадина («Пеший Махмут» Мустая Карима), Оксана («Гибель эскадры» Александра Корнейчука), Медея («Медея» Еврипида), Любовь («Последние» Максима Горького), Галия («Недоставленные письма» Аделя Кутуя), Гульназира («Салават» Мустая Карима) и другие.
Как режиссер в Башкирском театре драмы она поставила спектакли «День рождения любимого» Ильдара Юзеева, «Хадия» Газима Шафикова, «Любовь и ненависть» Зайнаб Биишевой.
В последние годы актриса с неизменным успехом играет в спектакле «Белый пароход» по повести Чингиза Айтматова (Бабка), музыкальной комедии «Похититель любви» Флорида Булякова (Фаягуль), драмах «Камень одиночества» Альфиса Гаязова (Гилминур) и «Кахым-туря» Баязита Бикбая и Хамита Иргалина (Мать).
Актриса имеет достижения и в российской фильмографии. В 1978 году Гюлли Мубарякова блестяще создала психологически сложный образ Танкабики в кинофильме «В ночь лунного затмения», снятом на Свердловской киностудии.
Богатое творчество Гюлли Мубаряковой получило достойную оценку. Ей присвоены почетные звания народной артистки СССР и РСФСР, заслуженной артистки РСФСР и Башкирской АССР. Она является лауреатом Республиканской премии БАССР им. С. Юлаева. Награждена орденом Салавата Юлаева, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры Российской Федерации. Ей присвоено звание «Почетный гражданин города Уфы».